5 февраля 2020



А все равно автобусы не ходят…

№4 (583) от 5 февраля 2020 г.

В Орле опять пообещали навести порядок в работе маршрутных автобусов. Главным инструментом должны стать новые договоры, массово перезаключенные по итогам конкурса в конце 2019 года. О том, как заработают исправленные конкурсные документы, как власти смогут влиять на нарушителей, когда наконец жители увидят вечером положенные по графику автобусы и перестанут ли водители устраивать опасную «чехарду» на дорогах, рассказали депутатам городского совета на заседании профильного комитета. На комитет пришли и представители одного из перевозчиков, поэтому в итоге вскрылись незапланированные детали, которые очень хорошо проиллюстрировали глубину и серьезность проблем с пассажирским транспортом в областном центре.

«Большой брат» следит за тобой?

На конкурс были выставлены 28 маршрутов, из которых сформировали 22 закупки. Заключены 22 муниципальных контракта, перевозчики приступили к работе по новым контрактам в декабре 2019 года, – рассказал депутатам заместитель начальника управления городского хозяйства и транспорта Дмитрий Ветров. Еще два маршрута были отложены из-за официального закрытия моста Дружбы народов (6-й и 25-й). На момент заседания конкурсная документация по этим маршрутам также была размещена на портале госзакупок.

Депутатов интересовало, как новые договоры повлияют на наведение порядка. В частности, каким образом удастся решить многолетнюю проблему разговоров по телефону, курения водителей и их ссор с пассажирами? Как заверил чиновник, в новых контрактах жестко прописан ряд условий. В частности, после 1 марта 2020-го во всех салонах обязательно должен быть установлен видеорегистратор. При наличии видеозаписей можно будет оперативнее рассматривать конфликтные ситуации между пассажирами и водителями – дело в том, что регистраторы будут писать не только видео, но и звук. Храниться записи будут на серверах самих перевозчиков. Второй регистратор в каждом автобусе будет установлен на лобовом стекле для разбора ПДД. По мнению чиновников, этот регистратор поможет не только снизить аварийность с участием маршруток, но и прекратить порочную практику игры в «чехарду». Сейчас повсеместно можно наблюдать, как первый подъехавший к остановке водитель блокирует подъезд следующим и заставляет их совершать опасные маневры. Во время подготовки статьи в СМИ появились очередные фотографии, сделанные очевидцами, на которых видно, как водитель высаживает пассажиров из второго ряда, то есть прямо посреди проезжей части. Трагическое ДТП на остановке «Дворец спорта» ничему не научило водителей – погоня за прибылью и желание обогнать конкурентов оказываются важнее заботы о безопасности пассажиров. И на минуточку – это происходит в январе 2020-го, то есть водители работают уже по новым контрактам!

Как отметил Дмитрий Ветров, ситуацию с нарушениями очень трудно изменить в один момент. Но водителей должна дисциплинировать перспектива расторжения контракта с последующим внесением в реестр недобросовестных поставщиков. В идеале власти стремятся к тому, чтобы все водители работали по трудовым договорам. Это тоже должно помочь в наведении порядка.

Ситуацию на дорогах существенно осложняет тот факт, что из-за перекрытого моста Дружбы в городе образуются внушительные пробки, что влияет на график движения общественного транспорта. Но в идеале власти хотят сделать расписание движения более гибким. Дифференцировать его от будней к выходным, и сделать это планируется с привлечением специалистов орловского института транспорта. Выступающий особо подчеркнул, что, ужесточая требования к перевозчикам, власти обязательно должны дать им что-то взамен. Поэтому просьбы о корректировке графика движения со стороны перевозчиков вполне обоснованы. При этом необходимо отметить, что маршрутные перевозки зависят не только от властей как регулятора, но и от того, кто работает на линии. Например, много маршрутов начинались как бесперспективные в силу целого ряда причин (отсутствия достаточного пассажиропотока, малого количества мест притяжения). Но за счет грамотной, слаженной работы перевозчика, за счет того, что проводится работа с водителями, которые не курят и не разговаривают по телефону, эти маршруты начали набирать популярность и стали прибыльными и востребованными у пассажиров, – рассказал Ветров.

Мы строили-строили и…

Депутаты обратили внимание на такую проблему, как движение маршруток к новым микрорайонам и проезд по недавно открытым улицам. В качестве примера была приведена Новая Ботаника, откуда выезд крайне затруднен. Необходимо планировать такие моменты прежде, чем начинать массовую застройку больших площадей. Еще хуже сложилась ситуация с внутриквартальными проездами. В качестве примера привели Зареченский микрорайон. Как рассказали на комитете, узкие внутренние проезды не позволяют организовать нормальное движение по микрорайону. Нет места ни для обустройства остановок, ни для разворотного кольца. Такие вопросы необходимо решать на этапе выдачи разрешений на строительство. Сейчас же получается, что вначале появляются новые дома без учета транспортного обслуживания населения, а только потом городские власти начинают ломать голову, как людям доехать до дома. И это при том, что стройки начинаются, по сути, в чистом поле, то есть никто не мешает заложить в проект достаточно широкие проезды, карманы и прочую дорожную инфраструктуру.

Впрочем, ситуация, когда левая рука не ведает, что творит правая, проявляется в Орле не только при строительстве новых микрорайонов. В частности, на комитете зашла речь об орловском институте транспорта, который будет взаимодействовать с муниципальными властями в плане обследования и изучения пассажиропотоков. Депутаты удивились такому положению, ведь совсем недавно область заплатила довольно большие деньги (три миллиона рублей) как раз за эту работу. Впрочем, данные последнего обследования до города, увы, не дошли (этим занимались областные чиновники), поэтому городским властям приходится крутиться самому. Благо специалисты института транспорта идут навстречу муниципалитету и помогают в этой работе. Ведь как раз орловский институт разрабатывал предыдущую транспортную схему, поэтому обоснованность или отклонение тех или иных корректировок всегда можно отследить в плане истории.

Суровые штрафы в 1 000 рублей

Депутат Иван Дынкович просил уточнить, как именно будут ужесточены штрафы для перевозчиков-нарушителей. Если наказание останется на прежнем уровне, то вряд ли это повлияет на ситуацию должным образом. В качестве примера депутат привел ситуацию, когда водитель ушел и оставил закрытого в салоне пассажира. Тогда нарушителя оштрафовали на «колоссальную» сумму – меньше стоимости проезда. Других нарушителей, которых ловили на линии, ждало более серьезное наказание – целых 100 рублей. По условиям нового конкурса сумму штрафа увеличили в 10 раз – до 1 000 рублей. Депутаты серьезно засомневались, что такие суммы могут повлиять на нарушителей. Господин Ветров заверил: главный инструмент все же не штрафы, а расторжение контракта – это достаточно суровое наказание, которое позволит влиять на дисциплину водителей.

При этом депутатов поразила одна маленькая, но важная деталь: на ответ или возражение по поводу нарушений перевозчику дается 30 дней. Депутаты посчитали, что этот срок слишком долгий – переписка (если каждая сторона будет думать по месяцу над ответом) займет как раз все время до следующего конкурса. Народные избранники попросили сократить этот срок до стандартных 7 дней.  Но чиновники ответили, что так прописано в федеральном законодательстве и идти в разрез с законами более высокого ранга они не будут. Депутаты, впрочем, могут выйти с законодательной инициативой в облсовет и исправить это положение федерального закона. Либо есть надежда на самих перевозчиков. Ведь 30 дней – это максимальный срок. Но никто не запрещает перевозчику дать ответ хоть на следующий день после получения претензии из города.

Плюс-минус две остановки

Зашла на комитете речь и про печально известный маршрут №11, который периодически оказывается в центре внимания властей. Напомним, по утвержденному графику и реестру маршрутов, конечная у 11-го автобуса – Спецавтобаза. По факту же маршрутки чрезвычайно редко доезжают до этой остановки, а чаще просто разворачиваются на Выгонке, о чем свидетельствуют красочно оформленные фанерки и картонки на лобовом стекле.

Вот как ситуацию обрисовал Дмитрий Ветров: «11-й маршрут был выигран предпринимателем в рамках открытого конкурса по ФЗ №220. Это произошло в 2016 году. По результатам этого конкурса предпринимателю было выдано свидетельство сроком на 5 лет. В 2021 году срок этого свидетельства закончится. У нас были неоднократные совещания с перевозчиками, которые выпрашивали нерегулируемые тарифы на всю маршрутную сеть, на все автобусные перевозки. Если бы это вдруг произошло, то ситуация с 11-м маршрутом была бы и на всех других маршрутах. В планах администрации города Орла отказываться от практики нерегулируемых тарифов. Контракты по нерегулируемым тарифам не предусмотрены. Вместо контракта выдается свидетельство. Требование к перевозчику изложено в 220-ФЗ. Предусмотрено аннулирование свидетельства в случае, если перевозчик не оказывает услуги в течение 3 дней. То есть по нерегулируемому тарифу достаточно 1 раз в трое суток выехать на линию одной маршрутке. У нас таких контрактов штук шесть. Они все заканчиваются в 2021 году. У нас в 2019 году маршрут №6 был переведен из нерегулируемого в регулируемые», – пояснил Дмитрий Ветров.

Два юриста – три мнения

Очень показательный спор произошел под занавес заседания комитета. Пришедшие представители одного из перевозчиков (конкретно ИП Прасолов), выигравшего конкурс, пожаловались, что так и не получили на руки весь необходимый для работы пакет документов. Точнее, сотрудники городской администрации отказались выдавать им транспортные карты. Депутатов возмутила такая ситуация, и они потребовали от города выдать все необходимые документы, чтобы предприниматели могли работать в соответствии с контрактом. Но Дмитрий Ветров пояснил, почему, с его точки зрения, этот конкретный ИП остался без необходимых документов.

«У нас каждым контрактом предусмотрена такая процедура, что после подписания контракта у сторон появляются права и обязанности. После подписания этого контракта предприниматель Прасолов должен был предоставить технику в соответствии с поданной заявкой в наличии. Мы выехали на место. Посмотрели эту технику. Проанализировали ее. Сравнили с тем, с чем была выиграна закупка, и направили в адрес предпринимателя претензию. По тому адресу, который был указан в контракте. На сегодняшний день обе претензии не были получены предпринимателем по тому адресу, который был указан. Мы готовим исковое заявление в арбитражный суд с требованием прекратить этот контракт. Что касается представителя по доверенности, ему было предложено получить претензии на руки, но он от этого отказался», – заявил Ветров.

«Вы говорите, что претензионную работу ведете, в суд собираетесь обращаться. Но ведь контракт является действующим! А обеспечением контракта является выдача транспортных карт, и это прямая обязанность администрации, предусмотренная федеральным законом! Но вы не выдали перевозчику транспортные карты!» – возмутился пришедший на сессию представитель перевозчика.

Сотрудник городской администрации заявил, что существует последовательность шагов. Вначале необходимо осмотреть заявленную на конкурс технику. Так как возраст представленных автобусов – это существенное условие победы. Но так как указанные в документации автобусы отсутствовали, то необходимые акты подписаны не были. И, естественно, не были выданы и маршрутные карты. Как только предприниматель предъявит те самые автобусы, возраст которых соответствует конкурсной документации, – город подпишет остальные необходимые документы и выдаст предпринимателю карты. ИП продолжал настаивать на своем: город сначала должен выпустить на линию автобусы, которые не соответствуют требованиям конкурса, а уже потом подавать в суд, чтобы предприниматель не подвергался штрафам. Кстати, вывод техники на линию без маршрутной карты наказывается штрафом в сотни тысяч рублей. Но пришедший на комитет предприниматель заявил, что взыщет всю сумму наложенных штрафов с города, так как именно город нарушил свои обязательства. Председатель комитета Тимур Нерушев встал на сторону ИП, потребовав, чтобы городские власти все же дали возможность работать победителю контракта. Дмитрий Ветров стоял на своей позиции, повторяя, что нарушать регламент нельзя. Как только комиссии предоставят указанные в документах автобусы, все пойдет своим чередом. Ни одна сторона не хотела уступать. Так что точку в споре должен будет поставить суд. Если выиграет город – на улицах станет меньше на одного недобросовестного перевозчика. Если же суд посчитает, что законы нарушила городская администрация, то и без того небогатая муниципальная казна может лишиться внушительной суммы, набежавшей по штрафам.

Кто хорошо работает, тому и не платят?

Депутаты неоднократно отмечали тот факт, что в вечернее время и на нерентабельных маршрутах частные перевозчики просто отказываются работать. В тоже время муниципальное ТТП соблюдает как графики движения в вечернее время, так и везет пассажиров там, где вообще нет маршруток. При этом, как указала в своем отчете КСП, в городе до сих пор не разработан порядок предоставления транспортным предприятиям субсидий с учетом специфики разных перевозчиков. Существующий порядок, по мнению аудиторов, не позволяет учитывать весь объем затрат, что оказывает негативное влияние на работу ТТП. Депутаты на сессии попросили включить в проект положения пункт о том, чтобы разработать порядок в сжатые сроки – до 10 февраля. Однако мэр города отказался устанавливать городским властям жесткие рамки. Когда разработают – тогда и разработают. Если вообще посчитают необходимым прислушаться к мнению КСП.

Уже после голосования по мотивам выступили два депутата. Олег Карпиков обратил внимание, что предложение депутатов – вносить поправки или не вносить – должно решаться голосованием, а личной волей мэра. Экс-руководитель ТТП депутат Александр Коровин обратил внимание еще на один показательный момент: в раздел «Разное» отказались вносить вопрос о выводе муниципальных предприятий из кризиса. Вместе с отказом вносить поправку о сроках разработки положения – это все выставляет городские власти не в очень позитивном ключе.

 

Когда верстался номер

29 января активисты «Молодой Гвардии Единой России» г. Орла провели мониторинг с целью выявления интервалов движения общественного транспорта на остановочных пунктах. В ходе проведенных мероприятий было установлено, что 1-й и 9-й маршруты курсируют с интервалом в 15-20 минут, а 5-й и 352-й – каждые 10 минут. В то же время автобусы №16, 341 и 482 перестают ходить уже после 18:00. Такие проблемы наблюдаются практически со всеми маршрутами.

«Работа общественного транспорта вызывает массу нареканий у местных жителей. Дождаться маршрутки в вечернее время становится затруднительно. Как итог длительного нахождения на улице – рост заболеваемости среди населения», – сказал руководитель регионального отделения МГЕР Егор Помелухо.

Мониторинг будет продолжен в феврале. По результатам проведенных наблюдений будут направлены письма на имя мэра города с требованием разобраться со сложившейся ситуацией и взять под контроль соблюдение интервалов курсирования транспорта по различным маршрутам.

От редакции:

Остается добавить, что и без общественного мониторинга (кто бы его ни проводил) чиновникам городской администрации прекрасно известно и о так называемом «комендантском часе», то есть отсутствии автобусов на маршрутах в вечернее время, и о длительных интервалах между рейсами, что в первую очередь вызвано недостатком подвижного состава.

В распоряжении «Орловской среды» оказалась копия отчета о работе общественного транспорта в Орле за период с 1 по 20 января, основанного на данных системы ГЛОНАСС. Как следует из этого документа, как минимум треть городских автобусных маршрутов не обеспечены необходимым количеством единиц подвижного состава. Так, например, на маршруте №2 «Ул. Планерная – ул. Гайдара» вместо положенных по реестру восьми автобусов работали лишь один-два. Между тем этот маршрут обслуживают целых четыре ИП – Гришин, Терешин, Яссер и Прасолов. По нашим данным, пассажиров перевозят только маршрутки ИП Прасолова…

На маршрут №3 «Ливенская АЗС – Госуниверситет УНПК» (ИП Дегтеренко) с 7 по 20 января вместо семи автобусов выходил один, а в праздничные новогодние дни – и вовсе ни одного. На маршруте №6 «Ул. Алроса – ул. Силикатная» в праздники автобусов также не было, а с 7 по 20 января вместо восьми работало два. Маршрут №10 «ОАО Северсталь-метиз – Наугорское шоссе» (ИП Терешин) – два автобуса вместо 12. Пресловутый одиннадцатый маршрут – «Спецавтобаза – Веселая Слобода» (ИП Дегтеренко) – три вместо 10. А вот на маршруте №16 (ИП Терешин, ИП Прасолов) недостатка в подвижном составе не наблюдается: здесь вместо реестровых 14 маршруток курсируют целых 22, правда, как уже сообщалось выше, после 18-00 они куда-то исчезают. Идем далее. Маршрут №27 «Наугорское кладбище – санаторий Лесной» (ИП Гришин, ИП Терешин) – шесть автобусов вместо 10. Маршрут №35 «909 квартал – ул. Цветаева» (ИП Грачев) –  12-14 машин вместо 20. Маршрут №60 «Железнодорожный вокзал – Веселая Слобода» (ИП Лукьянчиков, ИП Бортников) – семь автобусов вместо 12. Кстати, это единственная маршрутка, которая доставляет пассажиров с вокзала через центр города в Советский район, и неудивительно, что в ней всегда «аншлаг». Ну, и наконец, абсолютные фавориты со знаком минус – это маршруты №29 «Школа №35 – Станция Лужки» (ОРООПП «Логос») и №39 «Микрорайон Новая Ботаника – Наугорское шоссе». На первом в период с 1 по 20 января не было зафиксировано ни одного автобуса (при восьми положенных по реестру), но, скорее всего, не потому, что их не было вовсе, а потому, что маршрут до сих пор не подключен к системе ГЛОНАСС. Реально же, по оценке наблюдателей, 29-й маршрут ежедневно обслуживают не более четырех машин. Что касается маршрута 39, то в отчете он отсутствует вовсе, впрочем, как и в жизни. По нашей информации, по этому маршруту должно ходить четыре автобуса (ИП Гришин, ИП Кривов, ИП Грачев, ИП Прасолов), однако на протяжении многих месяцев на линию они не выходят – от слова «вообще»!

Около половины всех маршрутов выпускают на линию на одну-две единицы подвижного состава меньше, чем положено по реестру, однако в наших реалиях это, как говорится, сущие пустяки. И по пальцам можно пересчитать маршруты, на которых, согласно отчету, работает столько автобусов, сколько положено – таких всего семь. Впрочем, не факт, что и на этих маршрутах все в порядке: зная о том, что их будут контролировать в определенный период времени, перевозчики вполне могут выпустить на линию несколько дополнительных машин, а потом снять их с этого маршрута, перекинув на другой.

Повторим, все данные ГЛОНАСС, в том числе и о перевозчиках, допускающих вопиющий дефицит автобусов на маршрутах, известны «транспортному цеху» мэрии. И что? А ничего. Во всяком случае, общественности ничего неизвестно о том, был ли кто-либо из перечисленных выше ИП (а это почти во всех случаях одни и те же люди) оштрафован или, скажем, предупрежден о расторжении контракта – хотя бы! А поэтому и жители города, и общественные организации, и депутаты, и даже сам мэр могут сколько угодно возмущаться, писать жалобы и требовать покарать нерадивых перевозчиков – транспорт в Орле лучше работать не станет. Потому что проблемы пассажиров – это не проблемы чиновников. А что ответить жалобщикам – они всегда придумают. Работа такая – придумывать.

 

Опубликовано 05 Фев 2020 в 14:36. В рубриках: Проблема. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Отзывы и пинг пока закрыты. Количество просмотров: 423

Комментарии закрыты.

Свежий номер

Реклама

При цитировании материалов
прямая гиперссылка
на orelsreda.ru обязательна
Главный редактор: Татьяна Филёва
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС 57-0992 Р
Реклама на orelsreda.ru и печатной версии "Орловская среда"
Для пресс-служб и размещения рекламы: : orelsreda@list.ru
тел.: (4862) 76-20-60
адрес: г. Орёл, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 25/27, пом.1
Наш индекс: 302028
© 2013-2020 ООО "Агентство "Орловская среда"