Анатолий Борисов. Жизнь за кадром

20 марта в Центре своевременного искусства прошёл творческий вечер  Анатолия Андреевича Борисова – профессионального оператора, в свое время работавшего  с Владимиром Высоцким, Виктором Супруном, Георгием Хилькевичем и другими известными актёрами и режиссёрами. Анатолий Андреевич рассказал о себе, о секретах операторского мастерства, поделился личным – необычайно богатым –  опытом. 

В Одессе с корифеями

Во время учёбы на химфаке Одесского государственного университета Анатолий Борисов начал активно заниматься фотографией, посещал театральные студии.

—        Однажды ко мне пришёл приятель и спросил:  «Хочешь работать в кино?» – «Конечно, хочу», – ответил я. Так я попал в картину «Прокурор даёт показания» (в прокате она называлась «Особое мнение»)», –  вспоминал о своём первом опыте Анатолий Андреевич. – Я сразу попал к профессионалам самого высокого уровня. Для этого фильма Владимир Высоцкий написал песню «Спасите наши души», но в фильм она не попала, так как режиссёр посчитал это вставным номером. В картине я работал ассистентом оператора Леонида Бурлаки. Его самая известная работа – «Место встречи изменить нельзя».

Вообще, мне очень повезло. Это был конец 60-х – начало 70-х годов – период расцвета Одесской киностудии. Там работали выдающиеся режиссёры: Кира Муратова, Станислав Говорухин, Георгий Хилькевич (с ним я позже работал в картине «Опасные гастроли»). Кино дало мне закалку, я потом пошёл в армию, и мне было легко: в кино, как в армии – жесточайшая дисциплина. У каждого своя функция. И  это мне очень нравилось.

За 13 лет жизни в Одессе Анатолий Андреевич работал в картинах «Короткие встречи», «День ангела», «От снега до снега», «Случай из следственной практики», «Поиск», «Последняя прядь», «Белый взрыв», «Если есть паруса», «Повесть о чекисте», «Опасные гастроли», «Тринадцать поручений».

На орловском ТВ

Судьба распорядилась так, что затем  Анатолий Борисов оказался в Орле, где много лет проработал на  телевидении.

— Я был ведущим оператором больше 13 лет, возглавлял киногруппу, делал сюжеты для центрального телевидения, – рассказал Анатолий Андреевич. –  Сюжеты часто отмечали. Это было престижно, ведь их показывали на весь Союз.

У операторов, как и в любой другой профессии, есть свои секреты успеха. О них Анатолий Борисов с удовольствием рассказал слушателям:

— Меня очень интересовал вопрос: как сделать человека в кадре живым? И в этом я брал пример с Д. А. Лунькова. Он использовал метод «съёмка скрытой камерой»: в павильоне ставилась какая-нибудь жутко трещащая камера, включался свет, в два раза ярче, чем надо (чтобы человек чувствовал, что его снимают), начиналась беседа; потом это всё выключалось и журналист просто разговаривал с человеком, а беседу через отверстие фиксировала камера, стоящая по ту сторону стены павильона. После этого появлялись потрясающие кадры. Человек полностью раскрывался…

Или вы снимаете коллектив. Вам необходимо внедриться в него, общаться с людьми как можно больше. В итоге они перестают обращать на камеру внимание. Это называется методом «привычной камеры».

Несколько лет я работал с Высоцким, поэтому у меня часто берут интервью; и я вижу, как люди работают. Надо, чтобы в кадре всё жило. Надо установить контакт с человеком, тихонько включить камеру (подать знак оператору) и вести беседу непринуждённо. Я помню, как однажды снимал известного тракториста: общался с ним, ездил на тракторе – пытался установить контакт, чтобы он не стеснялся в кадре. Приехал журналист, поставил перед ним вплотную микрофон, и сказал: «ГОВОРИТЕ»… Вся моя работа пропала! Тракторист  сразу напрягся и начал: «Мы все как один…» Я записал всю плёнку, но ничего хорошего у нас так и   не получилось. Сейчас потрясающие технологии, но их возможности практически не используются.

О классиках и современниках

Рассказал Анатолий Андреевич и о качествах, которыми, по его мнению, должен обладать оператор:

— Оператор, журналист, режиссёр – неважно, прежде всего, он  представитель зрителей, он отвечает на их вопросы. Также необходимо постоянно совершенствоваться, учиться, ведь меняются времена, технологии, тенденции. Ну и, конечно, должна быть чёткая гражданская позиция, необходимо ясно понимать, что такое хорошо, а что такое плохо.

Говоря о профессиональных качествах, Анатолий Андреевич вспомнил Владимира Высоцкого: «Больше всего в нём меня поражали не талант, не песни, а его отношение к работе. Он тогда был звездой, его носили на руках. Но он очень серьёзно относился к работе, по возможности работал без дублёров. Однажды мы даже не узнали его на площадке в образе нищего. Он был общительным и доброжелательным человеком».

Зрители спросили у профессионального кинооператора, что он думает о современном кино.

— Есть, конечно, очень сильные картины, но они появляются всё реже, – ответил Анатолий Борисов. – Есть очень хорошие сериалы, например «Ликвидация» – кадр к кадру. Сейчас в Одессе Никита Михалков снимает «Солнечный удар» по Бунину. Он объединил «Солнечный удар» и «Окаянные дни», и как он сам говорит ,«это фильм о гибели России». Мне нравится его подход.

Кстати, сам Анатолий Андреевич  как автор фильмов снял  три картины: «Итак,  он жил тогда в Одессе» (об Иване Бунине), «Далёкое – близкое» (о Борисе Зайцеве), «Было так» (о Владимире Высоцком).

Ирина Залогина

Фото Дарьи Ставцевой

 

Апрель начнётся фестивалем «LUDI-2014»
«Ура-ура! Я в цирк иду!»
Орёл отдаёт дань памяти великому князю
Опубликовано 03 Апр 2013 в 17:25. В рубриках: Культура. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта. Количество просмотров: 1 115

Обращение депутатов к жителям Орловской области после отставки Потомского


Невров: "Потомский, хватит доить область!"


Должки и корешки


Потомский, в отставку! Флешмоб в Орле 15.09.2017


Митинг против Вадима Потомского 08.09.2017


Игорь Рыбаков о фактическом запрете публичных мероприятий законопроектом Потомского


Депутаты Елесин С. и Коновалов И. выступили против взятия кредита в 500 млн рублей


Депутатов не пускают в здание облправительства


По Орлу провезли топиарного "Шрэка"


КАК МИМО ЛЁТНОЕ ВИДЕНЬЕ


ОШИБКА ПРЕЗИДЕНТА


Депутат Виталий Рыбаков проверил состояние дорог города Орла


ГАРАНТ НА КРОВИ


Игорь Рыбаков требует ответов на заседании облсовета 28.04.2017


ПЕЙЗАЖ ПОСЛЕ БИТВЫ


Капитан Вадим Потомский пытается ответить на неудобные вопросы


СЪЕШЬ ПИРОЖОК


КАК ЭТО ЧАСТО НЕ СОВПАДАЕТ.


НЕ ПО ПОНЯТИЯМ.


ПРИГОВОР ДОРОЖЕ ДЕНЕГ.


ОШИБКА РЕЗИДЕНТА.


Жил отважный капитан.


Вадима Потомского поздравляют с 23 февраля.


Потомский подполковник


Парня в горы тяни рискни


Поздравление для
Вадима Потомского
с Новым годом!


Свежий номер

Реклама

При цитировании материалов
прямая гиперссылка
на orelsreda.ru обязательна
Главный редактор: Татьяна Филёва
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 57-00254
Реклама на orelsreda.ru и печатной версии "Орловская среда"
Для пресс-служб и размещения рекламы: : orelsreda@list.ru
тел.: (4862) 76-20-60
адрес: г. Орёл, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 25/27, пом.1
Наш индекс: 302028
© 2013-2015 ООО "Издательский дом "Орловская среда"