«Читающий человек понимает: воровать -стыдно, врать – стыдно…»

Анна Тузикова2015 год объявлен Годом литературы. На церемонии его открытия в Московском художественном театре им. Чехова Президент России Владимир Путин призвал возродить ценность хорошей книги, напомнил о мощной созидательной силе русской литературы, о её роли в формировании личности, объединении нации вокруг общих духовных и нравственных ценностей.

В 2015 году запланированы многочисленные акции и мероприятия, главная цель которых напомнить об исключительной значимости литературы.

Знакомство с русским литературным языком, его сокровищницей, в будущем определяющее эстетические и культурные ориентиры, начинается со школы. Что читают наши дети, и читают ли они вообще? С какими трудностями сталкиваются учителя русского языка и литературы, пытаясь привить «младому племени» любовь к чтению, пытаясь научить их думать и понимать жизнь?

Об этом мы побеседовали с заместителем директора по учебно-воспитательной работе школы №13 г. Орла, учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории Анной Тузиковой.

-Анна Михайловна, известно, что в последние годы количество «часов» по литературе было сокращено, поменялась учебная программа. Многие школы сделали выбор в пользу физики, математики или информатики. Каким образом это отразилось на детях, какие они теперь? Ведь человеческую душу воспитывают не цифры, а все-таки художественная литература…

-Да, «часов» по литературе стало меньше, но программа поменялась незначительно. На смену одним произведениям, которые изучаются в школе, пришли другие, которые, поверьте, качественно ничуть не хуже. Беда в другом: сейчас отсутствует тот культурный контекст, который «помогает» хорошей книге: хорошие фильмы и телевизионные передачи. Это «пространство» заполнено мыльными операми, ток-шоу, и, конечно, дети проводят большую часть своего времени в Интернете – слишком много ненужной информации, которую легко «взять», поэтому дети впитывают её как губка. Отсюда – все беднее их лексикон, доходит до того, что слова заменяются жестами, дети не пытаются дойти до сути, путают понятия, элементарно не знают значений слов. Для иных учеников девятнадцатый и даже двадцатый век – это такое далекое прошлое, которое они понять даже не пытаются. Язык Достоевского им непонятен, Гоголя скоро придется изучать с переводчиком! На недавней встрече с учителями-словесниками мы именно об этом и говорили: учитель литературы становится «переводчиком»: за то короткое время, которое отводится на изучение конкретного произведения, приходится не только сделать экскурс в историю его написания, в эпоху, но и на пальцах объяснить, о чем книга. Детям стало крайне сложно уловить суть произведения, не говоря уже о глубоком анализе. Причин этому много, в том числе недостаток учебного времени. Я считаю, восемь уроков для изучения шолоховского четырехтомника «Тихий дон» — это очень мало, предполагается, что дети придут на урок, зная текст и ответы на вопросы, которые заранее составил учитель. Но ведь это, как вы понимаете, неосуществимо. Далеко не все ученики тщательно готовятся к урокам. Поэтому многое остается за бортом. А все, о чем не договорили, все, что осталось непонятым – это же на долгие годы, с этим дальше жить…

-А в жизни им придется столкнуться с Хлестаковыми, Чичиковыми, Коробочками, Собакевичами, Ноздревыми, и они их могут не узнать, или, что гораздо хуже, сами превратятся в этих известных литературных персонажей…

-Поэтому мы и прививаем детям любовь к чтению, это должно стать потребностью. Читающий человек – человек мыслящий, он меньше ошибается, он наделен умением сопереживать, он понимает, что воровать – стыдно, врать – стыдно, что жизнь нужно прожить так, чтобы «не было мучительно больно…». Именно в детском возрасте нужно научить ребенка анализировать информацию, делать правильные выводы о поступках людей, чтобы в будущем они на все имели свою точку зрения, чтобы ими невозможно было манипулировать. Это тяжелый труд – работать над собой, но труд этот благодарный. Хорошая книга поможет в любой ситуации оставаться человеком, не быть серостью.

-Вам не кажется, что в последнее время этой самой серости становится все больше?

-Серость пытается душить все светлое и доброе, она не способна это оценить, поэтому самозабвенно борется с тем, что ей – в силу серости – непонятно. Но серость отступает. Так бывает после всякого застоя, разложения. Сейчас появляется великолепная – новая, современная – художественная литература. Появление произведений таких авторов как Евгений Водолазкин , Александр Чудаков -«Лавр» и «Ложится мгла на старые ступени», других писателей, открывающих нам свои таланты, говорят о том, что «чернуха» больше не интересна. Те дети, которые тянутся к хорошей литературе, — мозг и совесть нашего будущего общества. Глядя на них, понимаешь — мы не потеряли это поколение. А, когда видишь результаты всероссийской олимпиады по литературе, где ежегодно в числе имен победителей и призеров появляются имена учеников орловских школ, конечно, гордишься нашими детьми. Детьми, которые сумели прочувствовать Пушкина, Тютчева, Фета, Андреева, Лескова, детьми, которые, без сомнения, вместе со своими любимыми героями прошли через нравственные искания. Так что серость нам есть чем «разбавить».

-Как вы считаете, что необходимо для того, чтобы Год литературы не оказался превращенным в фарс?

-Я как учитель хотела бы, чтобы сняли хороший фильм о школе, чтобы информационное пространство заполнилось передачами о наших замечательных писателях и поэтах. Нужно продолжать экранизировать литературные произведения, давая возможность людям размышлять, вспоминать, сопоставлять. Тогда главная цель Года литературы – напомнить россиянам о её исключительной значимости и особой миссии — будет достигнута.

Наталья Зарубина

Кстати

«Уверен, что наши совместные усилия позволят сберечь лучшие традиции русской литературы, укрепить ее авторитет и влияние в мире».

«Сохранив свою культуру, свой язык, литературу, сохраним себя как нация, как народ, как страна. И тысячелетняя Россия останется Россией».

В Путин. ( Из выступления на открытии Года литературы в МХТ).

 

Год полиции
Человек и кошка
Памяти ушедших в вечность
Опубликовано 04 Фев 2015 в 15:19. В рубриках: Персона. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта. Количество просмотров: 1 373

Обращение депутатов к жителям Орловской области после отставки Потомского


Невров: "Потомский, хватит доить область!"


Должки и корешки


Потомский, в отставку! Флешмоб в Орле 15.09.2017


Митинг против Вадима Потомского 08.09.2017


Игорь Рыбаков о фактическом запрете публичных мероприятий законопроектом Потомского


Депутаты Елесин С. и Коновалов И. выступили против взятия кредита в 500 млн рублей


Депутатов не пускают в здание облправительства


По Орлу провезли топиарного "Шрэка"


КАК МИМО ЛЁТНОЕ ВИДЕНЬЕ


ОШИБКА ПРЕЗИДЕНТА


Депутат Виталий Рыбаков проверил состояние дорог города Орла


ГАРАНТ НА КРОВИ


Игорь Рыбаков требует ответов на заседании облсовета 28.04.2017


ПЕЙЗАЖ ПОСЛЕ БИТВЫ


Капитан Вадим Потомский пытается ответить на неудобные вопросы


СЪЕШЬ ПИРОЖОК


КАК ЭТО ЧАСТО НЕ СОВПАДАЕТ.


НЕ ПО ПОНЯТИЯМ.


ПРИГОВОР ДОРОЖЕ ДЕНЕГ.


ОШИБКА РЕЗИДЕНТА.


Жил отважный капитан.


Вадима Потомского поздравляют с 23 февраля.


Потомский подполковник


Парня в горы тяни рискни


Поздравление для
Вадима Потомского
с Новым годом!


Свежий номер

Реклама

При цитировании материалов
прямая гиперссылка
на orelsreda.ru обязательна
Главный редактор: Татьяна Филёва
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 57-00254
Реклама на orelsreda.ru и печатной версии "Орловская среда"
Для пресс-служб и размещения рекламы: : orelsreda@list.ru
тел.: (4862) 76-20-60
адрес: г. Орёл, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 25/27, пом.1
Наш индекс: 302028
© 2013-2015 ООО "Издательский дом "Орловская среда"