Что продавать будем?

Экономика

Что продавать будем?

Что продавать будем?

№1 (625) от 13.01.2021 г.

Городские чиновники предложили продать здания администраций сразу двух районов (Заводского и Железнодорожного), чтобы исполнить все обязательства бюджета в 2021 году. Контрольно-счетная палата города Орла и депутаты не согласились с таким предложением. Но дела в областной столице совсем плохи, если дошло до продажи помещений и зданий, где работают сами же чиновники. На декабрьской сессии горсовета бурное обсуждение программы приватизации и тесно связанного с нею вопроса о формировании бюджета вскрыло целый ряд проблем. Например, вместо зданий райадминистраций на продажу уже в который раз выставили акции гостиничного комплекса «Орел-отель», которые никто не спешит покупать. Так что поиск средств для наполнения бюджета рано или поздно все равно приведет к помещениям на Первой Посадской и в переулке Трамвайном.

 

КСП сомневается

Очень интересное замечание председателя КСП города Орла Татьяны Успенской было высказано на заседании согласительной комиссии по проекту бюджета города Орла (кстати, всего было проведено три заседания). В протоколе по итогам работы комиссии записано замечание, что в доработанном проекте бюджета города Орла на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов учтены не все предложения Контрольно-счетной палаты. В частности, необоснованно были занижены ассигнования на оплату труда работникам дошкольных образовательных учреждений и сторожам в образовательных учреждениях. Отметили аудиторы КСП и такой момент: несмотря на многократные замечания администрация города Орла не требует от администрации Орловской области возмещения расходов на приобретение жилья инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, приобретение которых, согласно определению Верховного суда, финансируется за счет средств субъекта. Отмечен в протоколе и такой момент. По мнению Контрольно-счетной палаты города Орла, нецелесообразно расходование в 2021 году 16,6 млн, рублей на разработку проектно-сметной документации по пяти объектам, строительство которых не планируется в ближайшие три года (ПСД просто устареет и все равно придется переделывать документы заново). Также, по мнению аудиторов, нецелесообразно в условиях острого дефицита бюджетных средств планировать в 2021 году приобретение двух автомобилей для мэрии.

 

Честная оценка?

Вопрос о приватизации зданий районных администраций сопровождает довольно подробное заключение все той же КСП. Почему наша редакция считает необходимым уделить пристальное внимание именно этому документу? Уж очень много странностей лежит даже на поверхности. А если копнуть… Но пока отметим лишь явные моменты. Прогнозный план приватизации был представлен в КСП с грубым нарушением установленных сроков – в конце рабочего дня 21 декабря, то есть накануне заседания комитета по бюджету, которое было назначено на 22 декабря. В итоге такой шаг сократил до минимума время на проведение экспертизы проекта и не позволил аудиторам КСП детально проработать все вопросы, необходимые для включения объектов в план приватизации на 2021 год. Куда и почему так спешили городские чиновники?

Впрочем, кое-что аудиторы обнаружили даже за столь короткое время. Административное здание по переулку Трамвайному, дом 1, имеет общую площадь 2 547,7 кв. м и земельный участок площадью 966,3 кв. м. Второе здание — по улице Первой Посадской (конкретно помещения №100, 101 и 102) имеют площадь 3 111,4 квадратных метра и земельный участок 5 590 «квадратов». Оценку объектов недвижимости и земельных участков выполнял ИП Кондратов. Проведённый аудиторами КСП анализ показал, что указанные административные здания предполагается продать: здание в пер. Трамвайный, д.1 по цене 31,17 тыс. рублей за 1 кв. м., а здание на Посадской, д.14 по цене от 33,7 до 35,6 тысяч рублей за квадратный метр. В то же время согласно коммерческим предложениям частных лиц и организаций (размещенных на Avito) стоимость 1 кв. м. помещений свободного назначения в Железнодорожном районе города Орла колеблется в пределах от 40 до 67 тыс. рублей, в Заводском районе — от 40 до 64 тыс. рублей. Более того, оба здания расположены в центре города с хорошей транспортной и пешеходной доступностью. Имеют удобные подъездные пути и места для парковки транспорта. В связи с чем оценка рыночной стоимости этих объектов, определенная согласно отчетам, выполненным ИП Кондратовым, вызвала у КСП серьезные сомнения. Народных избранников также смутила явно заниженная цена весьма привлекательных объектов недвижимости.

 

Не продавать, а сдать в аренду

В ходе обсуждения депутат Виталий Рыбаков обратил внимание на то, что сейчас множество структур, как коммерческих, так и государственных, арендуют помещения под офисы в различных зданиях. Зачастую это переделанные заводские корпуса. Почему бы городской администрации не привести в порядок помещения двух зданий на Посадской и в Трамвайном переулке и не предложить их в аренду тем же федеральным структурам? Поскольку решения об аренде зачастую принимаются с участием региональных властей, то почему бы не попросить область посодействовать и не перевести ряд областных структур в городские помещения? По мнению депутатов, арендная плата позволила бы гораздо эффективнее наполнять бюджет города, чем разовая продажа зданий и помещений.

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ

Коллегу поддержал депутат Евгений Косогов, который отметил, что выставлять на продажу здания и помещения, в которых размещаются структуры самой же городской администрации – это вообще ненормально! Впрочем, в итоге на сессии депутаты предложили заменить продажу двух административных зданий на продажу акций «Орел-Отель». Однако и тут, как отметили в КСП, не все просто.

 

Гладко было на бумаге…

Во-первых, в своем заключении аудиторы КСП обратили внимание на существенное снижение рыночной стоимости указанного пакета акций гостиничного комплекса — сразу на 17,7%. Во-вторых, изначально власти планировали продать не 100%, а лишь 50% акций. Контрольно-счетная палата отметила нецелесообразность такого шага. И вот почему. Первоначальный план мог привести к потере полного контроля муниципалитета в управлении данным акционерным обществом. Следовательно, в дальнейшем либо не удалось бы реализовать вторую часть пакета акций, либо могло произойти дальнейшее снижение их стоимости (все-таки в период пандемии резко ухудшилось финансовое положение гостиниц, а бизнес оценивается по результатам деятельности).

Таким образом, актив, который еще в 2020 году оценивался в сумму более миллиарда, мог быть продан всего лишь за 448,8 миллиона рублей! В итоге депутаты проголосовали именно за продажу стопроцентного пакета акций АО «Гостиничный комплекс «Орёл-Отель». Стоит учитывать и тот факт, что пакет акций в 2020-ом году не удалось продать с двух попыток. Поэтому очень высока вероятность, что власти еще вернутся к идее продажи административных зданий. К тому же, как было отмечено на сессии, депутаты в принципе не были против продажи имущества, если городские власти считают, что его можно продать. Насторожила в этой истории лишь оценка недвижимости, о чем мы уже упомянули чуть выше.

 

Бесценная земля

На сессии назвали еще один вполне реальный источник наполнения бюджета —  это массовая ревизия земельных участков. К моменту проведения сессии было обследовано уже 400 участков, и на более чем 80 обнаружены различные нарушения: речь шла как о нарушениях в назначении, по которому можно использовать конкретную землю, так и по кадастровой стоимости. На полную ревизию всех земельных участков уйдет как минимум полгода, — заявил мэр Юрий Парахин.

Напомним, в ноябре была опубликована информация о проверке КСП как раз по поводу распоряжения земельными участками. Аудиторами выявлено, что УМИЗ города Орла не осуществляет своевременный, достоверный и полный учёт муниципальных земельных участков. Существующая система учёта муниципального имущества не даёт полных и достоверных данных о качественном и количественном составе муниципальных земельных участков. Поскольку УМИЗ не ведёт учёт земельных участков, собственность на которые не разграничена, в КСП посчитали, что это свидетельствует о неисполнении полномочий по достоверному планированию доходов бюджета города Орла от арендной платы за землю. И немного цифр.  Задолженность перед бюджетом Орла по арендной плате за землю и пени (а, следовательно, и потери бюджета города Орла) по состоянию на 01.01.2020 г. составляли порядка 193 миллионов рублей. В том числе пени – 65,4 миллиона. В динамике цифры поменялись. К середине года основной долг сократился до 145 миллионов. Пени, напротив, выросли до 74 миллионов.

По мнению КСП, УМИЗ не исполняет возложенные на него бюджетные полномочия главного администратора доходов городского бюджета, не принимает своевременных действенных мер для поступления доходов от аренды земли, а также пени за нарушение сроков внесения арендной платы в бюджет города Орла. Аудиторы отметили, что чиновники затягивают сроки направления претензий и обращений в суд с целью принудительного взыскания задолженности с отдельных арендаторов.

Только по одному торговому центру собственниками помещений не были заключены договоры аренды земельного участка, что привело к потерям бюджета в сумме 5,5 миллиона рублей. В другом случае потери бюджета в результате неуплаты арендной платы за пользование земельными участками, выделенными под строительство, составили 21 миллион! Отметили в отчете и факт продажи земельных участков под строительство гаражей по цене ниже кадастровой стоимости. Только одна эта схема привела к потерям бюджета города Орла в 2019 году в сумме 23 миллиона рублей. В 2020 году – по 9 участкам под строительство гаражей в сумме 426 тысяч рублей; под строительство аквапарка — 3,4 миллиона рублей; под строительство торгового комплекса – 8,5 миллиона рублей. Заметим, все это происходит на фоне катастрофического состояния городской казны: прогнозируемый дефицит бюджета на 2021 год составляет более миллиарда рублей, муниципальный долг – 2,5 миллиарда рублей. При этом администрация Орла во главе с мэром Парахиным настойчиво предлагала уменьшить бюджетные расходы за счет социальных обязательств. Депутаты горсовета с этим категорически не согласились и приняли, по словам депутата Нерушева, компромиссное решение: средства на оказание поддержки малоимущим гражданам, компенсацию льгот по коммунальным услугам, социальную поддержку инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в частном секторе, участникам вооружённых конфликтов, получившим инвалидность, на доплату почетным гражданам города, муниципальные стипендии одаренным детям, меры социальной поддержки молодым специалистам, питание школьников и другие социально ориентированные статьи расходов заложены в бюджет и должны поступить за счет продажи 100% акций гостиничного комплекса «Орел-Отель». Если, конечно, их удастся продать…

Сергей Миляхин

 

 

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ
Оцените статью
Орловская среда
Добавить комментарий