11 апреля 2014



Игры, в которые играют люди

На фестивалеПятый Международный фестиваль камерных и моноспектаклей «LUDI» в Орле завершил свою работу. С 1 по 7 апреля театры из России, Украины, Белоруссии, Литвы, Германии, Люксембурга, Израиля представили вниманию зрителя 14 постановок на четырёх сценических площадках: большой и малой сценах театра «Свободное пространство», в «Русском стиле» и концертном зале ОГИИК. 7 апреля были подведены итоги фестиваля и озвучены его лауреаты.

Объединять сценическим разговором о вечном

«Мы проводим фестиваль «LUDI» уже в пятый раз. Это такой первый юбилей. И из всего накопленного опыта, из всех мыслей и чувств, появившихся за это время, самым ценным я считаю то, что заложено в названии фестиваля, если его написать кириллицей – «ЛЮДИ». Каких разных, непохожих, удивительных Людей мы видели за это время на сценах Орла. У каждого – свой богатейший мир, свой художественный язык, свои эстетические принципы, свои творческие победы и поражения. И какое же наслаждение для ума и чувств – видеть все это разнообразие и восхищаться им… Фестиваль «Люди» стремился и будет стремиться сближать Людей, а не разделять их, мы можем помочь Людям понимать и любить других Людей», – ещё на открытии фестиваля заявил его директор, художественный руководитель театра «Свободное пространство» Александр Михайлов.

Несмотря на то, что фестивалю изначально не старались приписать какой-либо чёткой концепции, его афиша до сих пор формируется в соответствии с тем смыслом, который заложен в названии: «ludi» в переводе с латыни означает «игры», и зрителю предлагается оценить игровую составляющую современного театра и посмотреть на то, как её сегодня воплощают на сцене творческие люди.

Мы не будем подробно останавливаться на всех работах, которые удалось увидеть орловским зрителям . Подчеркнём только несколько принципиальных, на наш взгляд, моментов. Во-первых, жюри высоко оценило работу орловских театров. За верность классике наградили «Русский стиль (спектакль «Мысль» по Л.Н. Андрееву, режиссёр В. Симоненко). Лучшую режиссёрскую работу и художественное оформление спектакля отметили в «Костюмере» (режиссер Александр Михайлов, играют артисты ОГАТа). «Украденное счастье» (режиссёр Линас Зайкаускас) театра «Свободное пространство» признали лучшим спектаклем большой сцены.

Во-вторых, открытием стал неожиданно яркий европейский моноспектакль Стефана Гислана Русселя «Монокль» в исполнении Люка Шильца, актёра Национального театра Люксембурга. Его работу над портретом Сильвии фок Харден, эксцентричной журналистки, и самой эпохи, пребывающей в вычурной позе от боли и содроганий, высоко оценили члены молодёжного жюри, присудив дипломы за лучший спектакль малой формы и лучшую мужскую роль (кстати, Люк играет женщину).

Тема Пушкина стала ведущей на фестивале. Гран-при (в этом году главному победителю фестиваля вручалась ладья, призовой знак, разработанный художником Марией Михайловой совместно с израильскими дизайнерами) завоевал один из самых, на наш взгляд, любопытных театров – Гродненский областной кукольный (Беларусь). Он привёз «Пиковую даму» по мотивам одноименных повести А.С. Пушкина и оперы П.И. Чайковского. Невозможно не согласиться с председателем жюри, театральным критиком, театроведом, переводчиком, кандидатом искусствоведения Ириной Мягковой в том, что белорусская труппа превзошла все ожидания и поразила своим умением играть (в карты, в куклы, между собой, со зрителем, с музыкой, светом, собственным голосом…). Более того, артисты виртуозно, в весьма ироничной и тонкой, изысканной манере, продемонстрировали суть культурного диалога сквозь время двух великих художников.

Заслуженный артист России Сергей Барковский привёз к нам один из спектаклей своей трилогии, поставленной театральным Пушкинским центром из Санкт-Петербурга, – «Жуковский. Прощание». Постановка оказалась невероятно красивой, пронзительной до слёз, полифоничной: здесь и история нашего понимания наследия гения, глубины его личности и трагедии его существования, спора власти и художника, тайны гибели и мужества перед лицом смерти.

Наконец, прогуляться по Пушкиногорью вместе с героями Сергея Довлатова нас пригласили артисты Мелиховского театра «Чеховская студия» (Московская область).

На экскурсии по заповеднику

Спектакль театра «Чеховская студия» прошел 3 апреля на большой сцене театра «Свободное пространство». Актёрский ансамбль представил постановку Дмитрия Пчелы «Заповедник» по Сергею Довлатову. Забегая вперёд, сообщаем, что задействованный в спектакле заслуженный артист России Юрий Голышев (играет Сорокина, филокартиста и майора Беляева) удостоен диплома лауреата фестиваля «LUDI-2014» за лучшую роль второго плана.

История мелиховского «Заповедника» пока только начинается: в мае постановке исполнится год, а её режиссёру Дмитрию Пчеле – тридцать. Публика впервые увидела спектакль в чеховской усадьбе Мелихово в рамках всероссийской акции «Ночь в музее». С успехом прошёл показ на подмосковном фестивале «Долгопрудненская осень». И вот теперь довлатовские герои добрались до Орла. Правда, не все – в том смысле, что режиссёр сделал инсценировку известной повести, оставив из целого «роя» всего двенадцать наиболее ярких, на его взгляд, персонажей. Их играют шестеро актёров. В центре – два героя, экскурсовод в Михайловском Борис Алиханов (Сергей Кирюшкин) и его жена Таня (Полина Елесеева), а вокруг них – портрет целой страны образца 1970-х гг. На заднем плане выпукло проступает политический подтекст, из которого произрастают настроения Довлатова-диссидента и меткий слог ищущего своего читателя, жадно борющегося за право остаться на земле, где живёт великий и могучий язык, Довлатова-литератора.

«Придёт время, когда я сниму кино по «Заповеднику», – мечтает режиссёр-постановщик Дмитрий Пчела. Выпускник актёрского отделения Школы-студии МХАТ и режиссёрского факультета Щукинского училища, Дмитрий Пчела пробует себя и как актёр (снимается в кино и играет в труппе «Чеховской студии» под началом художественного руководителя театра Владимира Байчера), и пока не знает, как в нём уживутся столь разные профессиональные наклонности.

Сергей Довлатов не случайно оказался в фокусе внимания молодого режиссёра. На том курсе, где Дима учился, одна из сессий была целиком посвящена этому автору, и тогда у Пчелы была невероятно удачная работа – инсценировка по рассказу «Встретились, поговорили», комментирует его учитель Владимир Байчер.

Это только кажется, говорят «чеховцы», – бери текст Довлатова, выходи с ним на сцену, и сразу всё получится. Работа над инсценировкой шла долго: нужно было остаться в тексте, сохранить довлатовский язык и как-то упаковать весь этот непростой материал. Д. Пчела, по его признанию, долго не мог собрать все мысли воедино, пока структура сама себя не явила: «Однажды утром пришло чёткое осознание – нужен жанр обзорной экскурсии. Мы же в музее! А что делают в музее? Ведут экскурсию. Когда нашёл этот ход, каждое мгновение спектакля стало мне понятным. Это такая экскурсия по нашему заповеднику. А приглашение в заповедник – текст, который говорит Аврора (заслуженная артистка России Наталья Беляева), – написал артист Юрий Голышев».

Юрий Голышев: «Довлатов из категории тех авторов, которых хочется перевести на язык театра. Пьес, к сожалению, он не писал. Но недаром мы представляем Чеховскую студию: Сергей Донатович – продолжатель Чехова. Вспомните: многие чеховские рассказы написаны почти драматургическим языком. Поэтому их очень легко инсценировать. Для артиста есть спортивный интерес: в одном спектакле играть разные характеры, иногда находя их некое сближения, а иногда – полярность. Это возможность проверить себя в смысле трансформации. Получается театр в театре: когда мы уходим в созерцателей, мы становимся зрителями нашего же спектакля – вовлечёнными, заинтересованными и, несомненно, доброжелательными».

Критика на фестивале приняла спектакль без особого энтузиазма, заметив, что ему не хватало глубины и серьёзности. Однако зрители в зале очень тепло встретили режиссёрский дебют Д. Пчелы. Мелиховцы, как могли, донесли до нас высказывание об израненной душе художника, который задыхался, испытывал жестокую боль и покидал страну со слезами на глазах.

Кстати, Мелихово сегодня превращается в самобытное театральное пространство – здесь открылся камерный усадебный театр в интерьерах бывшего скотного двора А.П. Чехова. Уже в средине мая состоится ежегодный фестиваль «Мелиховская весна», а рамках которого «Чеховская студия» сыграет «Психопатов» по рассказам Чехова.

Ирина Крахмалева, фото автора

 

Опубликовано 11 Апр 2014 в 15:47. В рубриках: Культура. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта. Количество просмотров: 1 078

Новости

Говорит депутат Рыбаков: об обманутых дольщиках п.Нарышкино


Виталий Рыбаков проинспектировал мост "Дружбы" в Орле


Евгений Косогов на пресс-конференции, посвященной капремонту моста "Дружбы"


«ЛИЦО ПОПРОЩЕ, И ЖИЗНЬ УДАЛАСЯ»


Как восприняли депутаты облсовета отчет Андрея Клычкова


Депутат Рыбаков В. не согласен с докладом Тарасова В и задал ряд вопросов


Депутат В. Рыбаков задал ряд острых вопросов Филатову С.


Музалевский Л.С. заставляет депутатов фракции Единая Россия увеличить тариф ЖКХ


Депутат Рыбаков призвал спикера Музалевского сложить полномочия из-за публичной лжи


Виталий Рыбаков: области снова навязывают очередную проблему


Орловцы обратились к Путину с просьбой возобновить работу ПАТП-1 и наказать виновных в его банкротстве


Депутаты Елесин С. и Коновалов И. выступили против взятия кредита в 500 млн рублей


Депутат Виталий Рыбаков проверил состояние дорог города Орла


Свежий номер

Реклама

При цитировании материалов
прямая гиперссылка
на orelsreda.ru обязательна
Главный редактор: Татьяна Филёва
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 57-00254
Реклама на orelsreda.ru и печатной версии "Орловская среда"
Для пресс-служб и размещения рекламы: : orelsreda@list.ru
тел.: (4862) 76-20-60
адрес: г. Орёл, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 25/27, пом.1
Наш индекс: 302028
© 2013-2015 ООО "Издательский дом "Орловская среда"