15 января 2020



Инвестпослание без прикрас

Критический взгляд депутата Рыбакова

№1 (580) от 15 января 2020 г.

В начале первой рабочей недели нового, 2020-го года депутат Орловского областного совета Виталий Рыбаков провел пресс-конференцию, на которой рассказал журналистам орловских СМИ о своем взгляде на инвестиционную и кадровую политику областной власти, а также открыл конверт с собственным прогнозом социально-экономического развития области, данным чуть более года назад, вскоре после губернаторских выборов.

Поводом для пресс-конференции в первую очередь стало инвестиционное послание губернатора Клычкова, которое тот зачитал еще в начале ноября 2019-го. В нем ситуация в региональной экономике и социальной сфере была обрисована в таких радужных тонах, что вызвала удивление не только у экономистов и бизнесменов, но и у простых граждан, которые в повседневной жизни губернаторского позитива не замечают. Депутат Рыбаков, тоже оказавшийся под впечатлением, решил представить общественности реальную картину социально-экономического положения Орловской области, складывающуюся на сегодняшний день. Для создания этой картины Рыбаков использовал опять же реальные цифры и факты, которые и привел в обстоятельном докладе на пресс-конференции. По признанию наших коллег-журналистов, доклад получился разгромным.

 

Фальшь и самолюбование

«Задача любого инвестиционного послания губернатора – привлечь на территорию региона новые инвестиционные проекты, заверить бизнес в социально-экономической и политической устойчивости региона, гарантировать поддержку предпринимательским инициативам. Но можно ли заручиться доверием бизнес-кругов, если инвестиционное послание губернатор использует лишь для своего пиара и прославления, а не для показа реальной социально-экономической картины? — с такого риторического вопроса начал Рыбаков свое выступление. — Будут ли доверять представители бизнес-сообщества, владеющие настоящими статистическими данными, губернатору, который манипулирует цифрами для приукрашивания своей якобы успешной управленческой деятельности? – этот вопрос задавали друг другу орловские бизнесмены после оглашения Инвестиционного послания губернатора Клычкова. Можно ли двигать экономику области вперед, утаивая реальную ситуацию и существующие проблемы? Инвестиционное послание губернатора на 2020 год разочаровало именно фальшью и самолюбованием.

Начнем с главного. Валовый региональный продукт Орловской области, по расчетной оценке губернатора, в 2019 году составит 238,5 млрд рублей или 105,4 % к уровню 2018 года. Красиво? Да, но посчитано в действующих ценах. А по данным статистики в сопоставимых ценах, то есть с учетом инфляции, рост ВРП Орловской области составит чуть более 1%. И этот показатель значительно ниже, чем в других областях ЦФО и в среднем по стране.

Как известно, ВРП создается в производственных отраслях. Губернатор радостно доложил, что индекс промышленного производства за 9 месяцев 2019 года составил 102,4% к аналогичному периоду прошлого года, и это чуть ли не прорыв. Нет, это вовсе не прорыв, господин Клычков. Это всего лишь точка промышленного развития четырехлетней давности. Потому что индексы промышленного производства ежегодно падали: в 2016 – 97,1%, в 2017 – 96,5%, в 2018 – 99,9%. Так что стоим на месте.

Губернатор рассказал об опережающих темпах производства пластмассы и текстиля. А много ли у нас этих производств? Зато скромно умолчал о том, что локомотивные ранее отрасли приходят в полный упадок. Металлургическое производство сократилось на 35%, производство металлоизделий – на 6%, производство электрооборудования – на 10%.  Губернатор не поведал, что на стадии остановки находится Мценский литейный завод, сокративший производство на 55%. Что на Верхнеокском кабельном заводе введена процедура  банкротства, а падение производства кабельной номенклатуры в целом по региону составило 56%.  На грани срыва находится национальный проект «Повышение производительности труда и поддержка занятости», предполагающий технологическое развитие производства. По индексу производительности труда Орловская область занимает предпоследнее место в ЦФО. Не оправдали себя похвальбы губернатора об эффективности вновь созданного Фонда поддержки промышленности Орловской области с бюджетом 50 млн рублей. Почти за два года существования через фонд прошло только одно ходатайство в Минпромторг РФ о льготном кредитовании Москвой Орловского кабельного завода. Бюджет же регионального фонда тупо «проедается» – тратится на оплату труда его директора и на его социальный пакет. В обнародованном РИА «Рейтинг» рейтинге научно-технологического развития регионов Орловская область заняла 62-е место из 85 регионов России.

Губернатор нескромно похвалился и успехами в строительстве, иллюстрируя их яркими диаграммами. Но официальная статистика не дает повода для радости.  Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» в январе-сентябре 2019 года, составил 13,4 млрд рублей. Это ниже не только показателей 2018 и 2017 годов, но и 2016 года, когда объемы строительства были более чем на миллиард выше нынешних. По темпу строительного производства – 82% – Орловская область находится на последнем месте в ЦФО и в последней пятерке по стране. Организациями-застройщиками в регионе в январе–сентябре 2019 года сдано в эксплуатацию всего 52,1 тыс. кв. метров жилья, что вдвое меньше уровня 2018 года (52,2%). Идет «устойчивое» сокращение числа семей, получивших жилые помещения или улучшивших жилищные условия за год. Если еще 3-4 года назад их было более 700 в год, то в 2018 году стало 379. Если еще в 2015 году новое жилье в год получало 7,4% нуждающихся, то 2018 году – всего 4%, а в 2019 и того меньше. По итогам девяти месяцев 2019 года среди регионов Центрального федерального округа Орловская область – аутсайдер в реализации национального проекта «Жилье и городская среда», у нас допущены наибольшие снижения объёмов ввода жилья.

Рассказы о губернаторском проекте «Ипотека» на фоне реального положения дел не более чем «колыбельная на ночь». Заложенные в бюджете области на 2019 год 20 миллионов рублей (рыночная стоимость 5 малосемейных квартир) на программу «Ипотека», и 55 граждан, оформивших ипотечные кредиты, чем гордится орловский губернатор, погоды в расселении почти 9 тысяч нуждающихся в улучшении жилищных условий семей не сделают. Поэтому можно уверенно говорить о срыве в регионе национального проекта «Жилье», а заодно с ним и соответствующей части нацпроекта «Демография».

Кстати о демографии: по данным Агентства РИА «Рейтинг», в рейтинге регионов по демографии-2019 Орловская область вошла в десятку вымирающих регионов и находится на 79 месте в России, опережая по естественной убыли населения и миграции трудоспособного населения за пределы региона остальные субъекты ЦФО.  По показателю смертности от новообразований, в том числе от злокачественных, по текущим итогам 2019 года Орловская область занимает последнее 85-е место в Российской Федерации. По смертности от болезней системы кровообращения – 84-е место. Это уже провальная политика в сфере реализации не только нацпроекта «Демография», но и нацпроекта «Здравоохранение». Но об этом в восторженном выступлении и в красивых слайдах Клычкова – ни слова».

 

Игра цифрами

«В инвестиционном послании губернатор с гордостью сообщил об «устойчивой положительной динамике» в развитии агропромышленного комплекса, где, по его данным, объем производства перешагнул 10,5 млрд рублей и показал рост 102,8%. И это снова лукавство, потому что этот рост показан в текущих ценах, а в аналитике принято приводить цены к сопоставимости. А здесь официальная статистика говорит, что объемы сельскохозяйственного производства в январе – июне составили 100% к аналогичному периоду 2018 года. И это уж точно не «устойчивая положительная динамика»! В хозяйствах всех категорий на 1 ноября 2019 года поголовье крупного рогатого скота сократилось на 5,3%, в том числе коров. Поголовье овец и коз снизилось на 14,3%. Реализация молока снизилась на 3,3%, яиц – на 45%. Картофеля собрано на 12,1% меньше, чем в 2018 году. Не балует аграрный сектор Орловской области и федеральная власть. По объемам поддержки сельского хозяйства регион находится на последнем месте в ЦФО. Как аутсайдер Орловщина получает 1,9 млрд рублей господдержки в год, а Воронежская область – 10,39 млрд рублей субсидий, Белгородская – 8,38 млрд рублей, Липецкая область – 6,5 млрд рублей, Курская – 5,3 млрд рублей.

Инвестиционное послание Клычкова внушает оптимизм в экспортных перспективах орловских предприятий. И это тоже обман. Внешнеторговый оборот в 2019 году, по данным таможенников, сократился на 7,4%, в том числе и экспортные поставки снизились на 7%. И это полностью перечеркивает похвальбу губернатора об эффективности вновь созданного на бюджетные деньги орловского регионального экспортного центра, о десятках организованных за казенные деньги бизнес-миссий в разные концы земного шара и о сотнях обученных и переученных предпринимателей-экспортеров. На 7,6% сократились и импортные закупки орловского бизнеса, что говорит о стагнации технологического перевооружения и снижении сырьевого обеспечения предприятий области. Всего же по прогнозу по итогам 2019 года внешнеторговый оборот Орловской области сложится в 2,5 раза ниже уровня 2018 года (567 млн долларов). Сейчас мы находимся на предпоследнем месте в ЦФО по данному показателю. И это полный «неуд» команде орловского губернатора, в том числе за провал реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт».

В своем послании губернатор заверил инвесторов в благоприятной «инвестиционной среде» и привел показатель в 102,5% роста инвестиций в основной капитал по полугодию 2019 года. Тоже неприличная уловка с использованием несравнимых цифр. По официальным данным статистики, в сопоставимых ценах идёт падение объема инвестиций – 94,2%. И здесь не помогают ни созданная Территория опережающего развития (ТОСЭР) во Мценске, ни особая экономическая зона (ОЭЗ) под Мценском. Более того, при плановом показателе годовых инвестиций в 2019 году в размере 52 млрд рублей за I полугодие освоено лишь 17 млрд рублей, то есть треть от годового плана. Как видим, до декабря никаких инвестиционных проектов, кроме анонсов, на территории области не наблюдалось, что зарождает большие сомнения в выполнимости бравурных прогнозов губернатора. Завораживающие диаграммы инвестиционного бума в период управления регионом Клычковым – не более чем фикция. Прошлогодний «прорыв» – 109% прироста инвестиций – тоже «игра» цифрами. На самом деле область уже несколько лет «топчется на месте», в сопоставимых ценах несколько лет подряд шло снижение инвестиций в основной капитал: 2015 году – 90,4%, в 2016 году – 85,8%, в 2017 году – 97,3%.

Есть еще один нюанс: если отталкиваться от показателей оценки эффективности деятельности губернаторов в части привлечения инвестиций, то она должна включать только негосударственные инвестиции в экономику. В этой связи из 17 млрд рублей инвестиций за 1 полугодие 2019 года следует исключить 6,2% инвестиций за счет бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов и более 11,4% – за счет личных средств населения в виде участия в долевом строительстве своего жилья. Таким образом, реальные бизнес-инвестиции в орловскую экономику составляют не 17 млрд рублей (по полугодию), как пытался внушать в инвестпослании Клычков, а всего лишь 14 млрд рублей, а это треть от годового прогноза. Так что никакой устойчивой инвестиционной динамики в Орловской области не существует. Как нет и предпосылок к ней в дальнейшем.

В рейтинге социально-экономического положения регионов–2019 (РИА «Рейтинг») Орловская область опустилась на 63 место. А в рейтинге Агентства стратегических инициатив по созданию условий инвестиционной привлекательности региона Орловская область с 27 места в 2017-2018 годах опустилась в 2019 году на 58-е место.

Видимо, губернатор не хочет брать вину за это на себя и не желает разбираться в причинах плохой инвестсреды, предпочитая приукрашивать цифры и вводить в заблуждение потенциальных инвесторов. Такая позиция, как правило, присуща руководителям-«однодневкам», которым красивая картинка важнее реального положения дел.

А реальность такова: в регионе растет доля убыточных предприятий, в 2017 году их (без субъектов малого предпринимательства) было 30,1%, а при Клычкове уже в январе–марте 2019 года стало 39,1%. Кредиторская задолженность, то есть долги орловских предприятий (без субъектов малого предпринимательства), в декабре 2017 года еще составляла 46 млрд рублей, а уже в августе 2019 года – 77 млрд рублей. По данным статистики, почти 40% убыточных предприятий – в обрабатывающем производстве, 53% – в ресурсоснабжении и сборе отходов, половина – в добыче полезных ископаемых, 75% – в строительстве, 71% – в области информатизации и связи. Именно при Клычкове, уже в 2018 году, по данным статистики, число предприятий с частным капиталом сократилось почти на 600 единиц, число малых предприятий и индивидуальных предпринимателей снижается на тысячи единиц. Среднесписочная численность работников на предприятиях малого и среднего бизнеса за полгода – с декабря 2018 по июнь 2019 года – сократилась с 56,9 до 48 тысяч человек, то есть почти на 9 тысяч рабочих мест».

 

Бюджет попрошайки

«Большую часть инвестиционного послания губернатор посвятил своему управленческому триумфу в бюджетной политике. «В 2019 году бюджет в сумме 35 млрд рублей сбалансирован», – сказал он, – «все расходные обязательства обеспечены за счет собственных доходных источников и безвозмездных поступлений. При этом прирост доходов за год составил 1,8 млрд рублей, расходов – 2,1 млрд рублей. В 2020 году бюджет прогнозируется в сумме 36 млрд рублей». Сразу отметим, что консолидированный бюджет Орловской области – один из самых низких и самых дотационных в Центральном федеральном округе.

Теперь начнем с того, что, по официальным данным статистики, бюджет прошлого, 2018, года составлял 39,4 млрд рублей, из-за этого, видимо, Клычкову было выгоднее налегать на сравнения с 2017 годом. За красивыми цифрами прироста налоговых поступлений в бюджет – в разы более красивая сумма, повлиявшая на рост доходов бюджета, – это безвозмездные поступления из федерального центра. В 2018 году – это более 14 млрд рублей, в 2019 году – 14,7 млрд. То есть реальный, «чистый» собственный бюджет региона в 2019 году едва достигает 20 млрд рублей. Это грошовый бюджет, бюджет региона-«попрошайки», бюджет нищенского существования и латания дыр.

Как отметили многие слушатели инвестиционного послания, оно было составлено с учетом психологического воздействия на публику. Буквально «били по ушам» фразы «мы смогли», «нам удалось», «мы преодолели», «мы справились», будто речь шла о трудовом подвиге, сродни строительству узкоколейки Павлом Корчагиным. У нас же лидер и вождь трудового порыва – Андрей Клычков.

Соответственно, и успехи в привлечении федеральных средств орловский губернатор приписал себе, отметив, что за период его правления сумма федеральных траншей выросла на 3,7 млрд рублей. Здесь он не солгал, действительно выросла. Но выросла за счет начала федерального финансирования национальных проектов, к инициации которых Клычков не имеет никакого отношения. А если обратиться к статистике, еще в 2014 году федеральные безвозмездные поступления составляли более 12,2 млрд рублей, то есть в абсолютном выражении прирост федеральных поступлений по сравнению периодом пятилетней давности в 2019 году составил лишь 1,8 млрд рублей.  А учитывая, что в сумме федерального трансфера в 2019 году – 4 млрд – целевые деньги на нацпроекты, которых в 2014 году не было, то можно констатировать не успехи, а полный провал команды орловского губернатора в привлечении федеральных источников пополнения регионального бюджета.

Еще более курьезно выглядят потуги Клычкова приписать себе высокоинтеллектуальную эффективную долговую бюджетную политику. Из приведенной губернатором диаграммы следует, что государственный долг Орловской области неуклонно снижается и вот-вот (в 2020 году) сократится на 24%.  На самом деле, по официальным данным Минфина РФ, все выглядит с точностью до наоборот.

Клычков возглавил регион в октябре 2017 года, и на 1 ноября 2017 года государственный долг области составлял 16,5 млрд рублей. По состоянию на 1 ноября 2019 года госдолг превысил 17, 9 млрд рублей. Простая арифметика: за два года правления Клычкова долг увеличился на 1,4 млрд рублей, или на 8,5%. Позорная управленческая несостоятельность в реализации долговой политики региона! Откуда же вымысел про 24-процентное снижение госдолга в инвестпослании? Это, стараясь угодить губернатору, чиновники-финансисты сосчитали разницу уровня будущей потенциально возможной долговой нагрузки. Цифры ни о чем – пример профессиональной некомпетентности чиновников-подкаблучников. По данным РИА «Рейтинг», в рейтинге регионов по уровню долговой нагрузки на бюджет по итогам 9 месяцев 2019 года Орловская область занимает постыдное 80-е место из 85 возможных.  Отношение госдолга региона на 1.10.2019 к налоговым и неналоговым доходам бюджета за 12 месяцев превышает 90 %. Это пограничное состояние, от которого недалеко до введения внешнего финансового управления Министерства финансов России. Все так же велика доля коммерческого кредитования бюджета области, где значительно выше, чем по бюджетным кредитам, расходы по обслуживанию госдолга. В Орловской области эти расходы ежегодно составляют до одного миллиарда рублей.

Так манипулирование избирательной статистикой в инвестиционном послании умышленно применено для дезинформации жителей области и инвесторов – реальных и потенциальных».

 

«Не область виновата – губернаторы такие»

«Чем еще дурачит инвесторов областная власть?

ТОСЭР: как таковая территория опережающего развития в Мценске фактически маложизнеспособна. В периметре маленького городка есть единственная промзона, поделенная между бывшими собственниками металлургических предприятий Мценска. Там уже несколько лет ковыряются несколько промпредприятий, которые команда Клычкова недавно преподнесла как новых инвесторов и резидентов ТОСЭР. Число земельных участков в ТОСЭР, которые может предложить инвесторам руководство города и области, – мизерное, а их площади очень малы, что не позволяет войти в ТОСЭР даже не крупным, а более-менее средним инвесторам. С созданием ТОСЭР число рабочих мест в Мценске не увеличилось, а с учетом падения вдвое производства на градообразующем Мценском литейном заводе — уменьшается. Еще хуже обстоят дела в особой экономической зоне – в административно и хозяйственно запущенном индустриальном парке «Зеленая роща». Там нет никакой инфраструктуры для инвесторов: энергетики, водоводов, дорог. Зайти и начать там инвестиционные проекты – строить, вводить, производить – невозможно. Губернатор не зря умолчал, что постановлением Правительства России региону предписано найти и вложить более 1,1 млрд рублей собственных средств в строительство инфраструктурных объектов в ОЭЗ. В дефицитном бюджете области таких денег нет. Тех копеек, которые закладываются на 2020 год, едва ли хватит на изготовление проектно-сметной документации. Кстати, запущенность объекта такова, что два последних губернатора-коммуниста не финансировали его развитие ни на грош, от слова «абсолютно». Поэтому только обязательные процедурные периоды подготовки ПСД на инфраструктуру, заключений и экспертиз, а потом изыскания средств, выхода на торги, заключения договоров с подрядчиками займут годы. Поэтому от того, создана или не создана у нас ОЭЗ, и от того, что «регион приобрел качественно новый экономический статус», Орловская область не выигрывает ровным счетом ничего. Не область виновата – губернаторы такие.

Клычков всегда благоволил к Корпорации развития Орловской области, куда даже привел своих управленцев-варягов. За год команда бывшего руководителя Корпорации Илясова не привела ни в индустриальный парк, ни в регион ни одного инвестора. Зато «обобрала» казну на десятки миллионов рублей (в бюджет 2019 года заложено более 40 млн рублей), устроив зарплаты заезжему менеджменту по 200-300 тысяч рублей в месяц. После решения депутатов облсовета о направлении в Корпорацию проверки Контрольно-счетной палаты Орловской области Илясов спешно покинул место генерального директора. Сейчас Клычков привел нового директора Панченко – политолога с Дальнего Востока. Реальной хозяйственной деятельностью, которая сейчас требуется от Корпорации, Панченко никогда не занимался. Его кредо – гигантомания и идеи макропрожектов с  миллиардными бюджетами типа освоения Арктики. Человек оторван от жизни и навыков управления зарабатыванием средств. Теперь он – главное лицо, ответственное за привлечение инвестиций в Орловскую область вместе с заместителем губернатора по планированию, экономике и финансам – Вадимом Тарасовым и руководителем Департамента экономического развития и инвестиционной деятельности Сергеем Антонцевым. Наблюдая полную управленческую и профессиональную импотенцию двух последних чиновников, можно быть уверенными, что экономического прорыва и притока инвестиций, пока они на местах, Орловской области не видать».

 

Невеселые картинки

«В своем инвестиционном послании губернатор Клычков очень много и душевно упирал на повышение качества жизни жителей Орловской области, на человеческий и социальный капитал. Что же на самом деле? В рейтинге социальной ориентированности бюджетов регионов России Орловская область находится в седьмом десятке, доля социальных расходов в бюджете ниже 67%. Не Бог весть какие вложения в социальный капитал и гарантированные социальные обязательства.

Так же, как и «приоритет человека». Рынок труда в области лихорадит. По совокупным причинам увольнений и сокращений в первом полугодии высвобождено более 11,4 тысяч человек. В регионе числится 18 тысяч безработных, а уровень безработицы превышает 5,1% (по ЦФО – 2,7%) – самый большой показатель среди субъектов ЦФО. Область не перестают сотрясать скандалы с судебными взысканиями долгов по заработной плате по десяткам предприятий и организаций, но, по данным региональной отчетности, в течение несколько последних месяцев фиксируются долги по заработной плате лишь у 5 (пяти!) человек. Это к вопросу о достоверности данных, предоставленных чиновниками.

Говоря об уровне жизни жителей Орловской области, опять-таки исходя из статистики, мы видим, что среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций в августе 2019 года   превысила 28,7 тыс. рублей в месяц, а среднедушевые денежные доходы населения (по I полугодию) – 24 тыс. рублей.  Не надо объяснять, что мало кто из «средних» жителей области в глаза видел такие доходы и зарплаты. Наверно, поэтому в инвестиционном послании Клычков побоялся их озвучить, мороча голову какими-то относительными ростами и приростами доходов у всех и каждого.  Динамика же реальных денежных доходов в 2019 году составила 100,3% при инфляции в 4%.

Недаром губернатор промолчал про качество жизни и людей старшего возраста. По состоянию на 1 октября 2019 года на учете в Пенсионном фонде состояло 268,8 тыс. пенсионеров, средний размер назначенных месячных пенсий сложился в сумме 13,7 рублей. Далеко до «веселых картинок» Клычкова, не правда ли? Тем более что за 9 месяцев 2019 года рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги составил более 105,2%, выросли имущественные налоги, подорожал проезд в общественном транспорте, сокращены льготы на проездные билеты. Доля населения за чертой бедности составила 13,7%. За чертой крайней бедности – 1,6% жителей.

По данным Агентства РИА «Рейтинг», по динамике заработной платы в первом полугодии 2019 года Орловщина расположилась на 65-м месте из 85 возможных. Низкий уровень доходов населения вызвал рост потребительских кредитов. Объём задолженности орловцев перед банками вырос на 35% и достиг 168, 9 тыс. рублей в среднем на одного работающего человека. Общее количество займов, полученных жителями Орловской области по кредитным картам, за восемь месяцев 2019 года составило 2,8 млрд рублей. Это на 24% больше, чем за тот же период позапрошлого года. Только в августе орловцы получили в банках через кредитные карты 342 млн рублей. Тем не менее платежеспособность орловцев падает, индикатором этого процесса всегда являлся розничный товарооборот. Если оборот розницы непродовольственных товаров в январе – сентябре 2017 года превышал 56,3 млрд рублей, то в 2019 году он более чем на миллиард ниже. Оборот розничной торговли продовольственными товарами тоже регулярно показывает снижение к уровню позапрошлого года».

 

Мусорные риски

Красиво обыграть скандальную тему вывоза и переработки твердых коммунальных отходов и деятельности регионального оператора «Зеленая роща» губернатор попытался через тезисы национального проекта «Экология».  Но в рейтинге регионов по индексу «мусорной напряженности» группы Wasteconsulting Орловская область попала в желтую зону с риском митингов и акций 43%.  Орловский полигон с 1 января 2019 года закрыт для мусора, не имеет официального статуса, так как не соответствует экологическим требованиям. Среди прочего мусора на полигоне находятся 25 тысяч тонн опаснейших отходов (второго класса опасности) из соседней Тульской области. На полигоне систематически и почти непрерывно имеют место возгорания, его площадь составляет 36 гектаров. Проект по рекультивации полигона до сих пор не готов. Стоимость рекультивации составляет более 600 млн рублей. Как сообщает аналитический канал «Давыдов.Индекс», в области сложилась тяжелая ситуация с вывозом ТБО/ТКО. Эксперты отмечают низкое качество работы регоператора по вывозу мусора, а также проблемы с мусороперерабатывающими предприятиями. Федеральный проект «Формирование комплексной системы обращения с ТКО» нацпроекта «Экология» предполагает внедрение раздельного сбора мусора. Предприятия «Экосити» и «Экоград» в Орловской области используют технологии по утилизации органического мусора, при этом извлечение полезных фракций составляет порядка 20%. По данным статистики, текущие эксплуатационные затраты на охрану окружающей среды в части оплаты услуг природоохранного характера с 203,3 млн рублей в 2017 году сократились до 167,7 млн рублей.

Орловская область ухудшила свои позиции в экологическом рейтинге регионов и занимает 49-е место по данным исследований организации «Зеленый патруль» и союза «Национальный экологический корпус». В регионе зафиксировано превышение нормативов по санитарно-химическим показателям загрязнения почвы в 1,1 раза. Кроме того, по содержанию тяжелых металлов, ртути, свинца, пестицидов, хлоридов, кадмия территория входит в желтую зону с превышением показателей от 1,1 до 1,4 к общероссийскому нормативу»

 

А король-то голый!

Впервые в инвестиционном послании губернатор Клычков заговорил о необходимости реформы органов власти, в частности местного самоуправления. В пример он привел свою заслугу в оптимизации кадров Правительства Орловской области и подведомственных структурных подразделений в 2018 году.  Между тем, по данным Росстата, в органах государственной исполнительной власти региона на конец 2018 года числился 1131 человек, это почти на 100 человек больше, чем пять лет назад (в 2013 году). Можно ли считать возврат Клычковым численности управленческого аппарата исполнительной власти времен губернатора Козлова действительно реформой управления, это большой вопрос. Сложно в таком формате предполагать, как будут реализованы поручения Клычкова о повышении эффективности органов местного самоуправления и «рациональной оптимизации» их штатов.

В целом инвестиционное послание губернатора Клычкова вызывает смешанные чувства. Чувство стыда за то, что скрываются болевые точки и плохие показатели.  Чувство неудобства перед бизнесом и потенциальными инвесторами, которых «разводят» на деньги дутыми обещаниями и гарантиями. Чувство неловкости, что на сцене театра разыгрывается очередной спектакль про платье голого короля, и ни у кого не хватает духа, как у мальчишек в сказке, крикнуть: «А король-то голый!». Чувство обиды, когда молодой нахрапистый парень без хозяйственного опыта и управленческой сноровки  «впаривает» видавшим виды орловцам свою искаженную и приукрашенную картину «развития» области, невзирая на сигналы, жалобы и реальные провалы. Чувство удивления: следит ли Москва за орловской «хлестаковщиной» и почему не пресекает ее? Чувство тревоги за свою малую Родину, за то, в чьих руках она терзается и деградирует в последние годы. Чувство страха за будущее своих детей и внуков», – заключил Виталий Рыбаков.

 

Клычков не слышит

Причиной столь плачевной ситуации депутат Рыбаков считает в том числе и кадровую политику, проводимую губернатором Клычковым.

– Я неоднократно обращался к Клычкову, предлагая ему избавляться от тех кадров, которые создали множество проблем в экономике и социальной сфере региона, – сообщил Рыбаков журналистам. – Клычков меня не слышит. Буквально недавно я узнал, что Клычков назначил временно исполняющим обязанности заместителя председателя правительства области Блохина. Как можно назначать на столь высокую должность такого человека? Он являлся главным распорядителем бюджетных средств в строительной сфере региона, координатором всех денежных потоков. Здесь – полный провал, здесь – тысяча обманутых дольщиков. Разве Блохин и его подчиненные не могли контролировать застройщиков, которые брали деньги у наших жителей, контролировать пошагово? Могли. Хищения на юбилейных объектах: там он не знал, там не видел, там был на больничном… И тут Клычков назначает его и. о. зампреда правительства.

Замгубернатора по финансам Тарасов. Здесь мы наблюдаем полный отрыв чиновника от реального положения дел в нашем регионе.

Руководитель департамента соцзащиты Гаврилина. Сейчас идут проверки в подведомственных департаменту домах-интернатах. Выявляются многочисленные нарушения.

Вспомним Рожкову (бывший советник губернатора по взаимодействию со СМИ. – Прим. ред.) – где Рожкова? Волошин (еще один советник, которого ныне разыскивает полиция. – Прим. ред.) – где Волошин? Потратил на командировки десятки тысяч долларов – и его нет.

 

Что было в конверте?

В завершение пресс-конференции Виталий Рыбаков вскрыл конверт, запечатанный в присутствии журналистов более года назад. Тогда, 18 сентября 2018 года, после оглашения результатов губернаторских выборов, на которых Клычков одержал, разумеется, «убедительную» победу, депутат спрогнозировал, как будет жить область при новоизбранном губернаторе-коммунисте. В частности, он предположил следующее:

– Проблемы с кадрами: были, есть и, очевидно, будут.

– Стагнация будет продолжаться.

– Ухудшится качество ремонта дорог.

– Ухудшатся условия жизни жителей Орловской области.

Насколько сбылись прогнозы Рыбакова, каждый житель нашего региона может судить сам. Депутат же, в свою очередь, запечатал в конверт очередной прогноз, который пообещал обнародовать через год.

Подготовила Татьяна Филева

 

Вопрос-ответ

Дмитрий Краюхин, ИА «ЦентрРус»:

– У меня сложилось впечатление, что ваш доклад необъективен, что вы пристрастны и видите только плохое. Но ведь в регионе немало хорошего. Например, буквально несколько дней назад было сообщение, что по количеству «лайков» (отметок «нравится» под постами в соцсетях. – Прим. ред.) наш губернатор входит в десятку лучших в Российской Федерации. Как вы думаете, не стоит ли вкладывать инвестиции в это эффективное направление?

Виталий Рыбаков:

– Не стоит. Потому что «лайк» на хлеб не намажешь. Детей не накормишь и сыт не будешь.

Татьяна Филева, «Орловская среда»:

– Я полностью разделяю вашу точку зрения и относительно инвестпослания, и относительно инвестиционной политики областной власти в целом. Полагаю, так же думают и многие жители области. Но вот интересно, ваши коллеги-депутаты, которые владеют информацией в большей степени, чем простые граждане, они же не могут не понимать, что вы правы? Кто-то из них вас поддерживает? Кто-то публично об этом заявлял? И намерены ли они как-то исправлять ситуацию?

Виталий Рыбаков:

– Есть депутаты, которые меня понимают, но поддерживают не в открытую, а мысленно. Как говорится, в кулуарах мне неоднократно признавались: да, вы правы. Но это только слова. За последние годы, когда началась эта вакханалия правления Потомского, правления Клычкова, никто из депутатов, кроме Виталия Анатольевича Рыбакова и еще одного Рыбакова, не говорил, что король голый. Что в бюджете проблемы. Что столица региона город Орел в предбанкротном состоянии. Это печально. Я думаю, может быть, что-то изменится – ведь мы все здесь живем. И поддержка будет не мысленной, а реальной. А депутаты или осмелеют, или прозреют. И скажут свое веское слово.

Дмитрий Краюхин:

– Планируете ли вы на возможно досрочных губернаторских выборах выдвинуть свою кандидатуру?

Виталий Рыбаков:

– Если выборы будут честными и легитимными, я заявлю свою кандидатуру на участие в этих досрочных выборах. Я думаю, скорее всего так и будет.

– А как вы узнаете заранее, что они будут честными?

– Я думаю, если всем участникам дадут возможность беспрепятственно зарегистрироваться в качестве кандидатов. Этого не было сделано при Потомском, этого не было сделано при Клычкове. А какие выборы – такое и правление.

Денис Волин, «Орловские новости»:

– А на выборах в 2020 году в горсовет вы не хотите попробовать себя, например, на должность мэра Орла?

Виталий Рыбаков:

– Должность мэра в городе-банкроте и при постоянной зависимости от областной власти в плане финансирования – провальная изначально. Реально себя показать я лично могу только в должности первого лица региона. В этом случае я проконтролирую каждую копейку и создам полностью прозрачную систему управления – чтобы ни у кого не возникало никаких вопросов.

 

 

 

 

 

 

Опубликовано 15 Янв 2020 в 13:49. В рубриках: Тема номера. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Отзывы и пинг пока закрыты. Количество просмотров: 313

Комментарии закрыты.

Новости

Часть 2. Инвестиционное послание Клычкова без прикрас. Критический взгляд депутата Рыбакова.



Часть 1. Инвестиционное послание Клычкова. Критический взгляд депутата Рыбакова.



Депутат Рыбаков: транспортная проблема микрорайона Лужки



Новогоднее поздравление депутата Рыбакова В.А.



Свежий номер

Реклама

При цитировании материалов
прямая гиперссылка
на orelsreda.ru обязательна
Главный редактор: Татьяна Филёва
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 57-00254
Реклама на orelsreda.ru и печатной версии "Орловская среда"
Для пресс-служб и размещения рекламы: : orelsreda@list.ru
тел.: (4862) 76-20-60
адрес: г. Орёл, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 25/27, пом.1
Наш индекс: 302028
© 2013-2015 ООО "Издательский дом "Орловская среда"