К 80-летию Госавтоинспекции Николай Щербаков: о «прошлом» ГАИ и «настоящем» ГИБДД

 

Ветеран Госавтоинспекции с сорокалетним стажем, руководитель областного общественного фонда поддержки сотрудников и ветеранов службы ГАИ-ГИБДД «Светофор» Николай Щербаков убежден: «письма счастья» от ГИБДД не могут сравниться с тем воспитательным эффектом, который дает живое общение с инспектором. Есть у ветерана службы своя точка зрения и на другие «животрепещущие» вопросы, касающиеся перемен в системе ГИБДД.

Своим мнением по этому поводу и не только Николай Щербаков поделился в интервью газете «Орловская среда».

– Николай Алексеевич, вы вышли на пенсию с должности заместителя начальника УВД по Орловской области – начальника милиции общественной безопасности, долгое время работали вместе с Леонидом Андреевичем Пашиным. Сорок лет безупречной службы в системе МВД, как нам кажется, дает повод оценить произошедшие в ГАИ-ГИБДД перемены – хорошие и не очень.

– Действительно, сорок лет в системе – знаковая цифра для меня. Как и 80-летие Госавтоинспекции. Я пришел на службу, когда ей было сорок, сорок лет прослужил, и в будущем году мы отмечаем 80-летие ГАИ.

Служба развивалась постоянно. Сказать, что в какое-то время она была заброшена, нельзя. «Щелоковские» реформы принесли новое техническое оснащение, появились новые приборы, измерители скорости, легендарные «трубки» – сейчас вместо них применяют алкотестеры. И в последнее десятилетие многое поменялось в этом плане, безусловно, в лучшую сторону. Есть и еще одна перемена: сейчас нарушителям приходят так называемые письма счастья от ГИБДД. Платишь пятьсот рублей – и на следующий день об этом нарушении забываешь. Думаю, это неправильно. Живое общение с инспектором в таких случаях намного эффективнее. Инспектор останавливает водителя, сообщает ему о нарушении – воспитывает его, если хотите.

Я сам работал простым инспектором: останавливаю водителя, сообщаю ему о нарушении. Штраф, кстати, был последней «инстанцией». Выносились предупреждения, ставились просечки в талоне – сейчас компостеры в нашем музее хранятся. Плюс – воспитательная беседа с каждым. Если нарушитель – водитель государственной машины, то ему грозила запись в путевом листе, и после этого он лишался тринадцатой зарплаты. Если пьяным за рулем задерживали – снимали с очереди на квартиру, то есть последствия были плачевные. Сейчас же останавливают нарушителя, он работает на ИП, предпринимателю ведь все равно, что он там нарушил, согласитесь.

Еще один момент: личное общение с инспектором помогает вскрывать и другие нарушения. Однажды я задержал водителя на «Москвиче». Он достал документы, а в них – талоны на бензин. Спрашиваю: если это ваш личный автомобиль, то откуда талоны, которые выдаются только для государственного транспорта? Водитель улучил момент, когда я отвлекся, и… съел пять талонов вместе с печатями.

– Как вам кажется, какие меры воздействия на нарушителей – а они стали более агрессивными, могут быть эффективными в наше время?

– Все водители, и нарушители в том числе, во все времена больше всего боятся лишиться прав. И, надо сказать, боятся они этого как огня. Ненадолго вернусь в прежние времена: нарушение – беседа и первое предупреждение, второе нарушение – опять предупреждение, третье – лишение прав – пересдача. И если раньше, что скрывать, с кем-то можно было договориться, то сейчас такого нет. Прибор фиксирует, информация попадает в базу, все в электронном виде. В случае серьезных нарушений лишение и пересдача неминуемы.

Водители действительно стали более агрессивными, само общество изменилось, сама жизнь. И потом, безнаказанность в мелочах, она порождает серьезные проступки. С этим нужно что-то делать. Ведь сегодня сам процесс доказывания нарушений он какой: водитель десять раз неправ, ему предъявлены все доказательства нарушения, а он все равно утверждает, что прав. Получается, люди отстаивают свое право нарушать, это же абсурд! Раньше у инспектора был один прибор, красная лампочка мигнула – водитель нарушил скорость. Штраф. И с этим никто не спорил, несмотря на то, что прибор уже не «горел», когда водителю предъявляли нарушение. И инспектор был честен, и водитель был честен по отношению к нему.

– Николай Алексеевич, а как вы относитесь к общепринятому мнению об орловских «гаишниках», отличающихся, скажем так, особым и не всегда оправданным рвением?

– Такое мнение еще с советских времен бытует. Скажу так: согласен с этим на пятьдесят процентов. В половине случаев это рвение оправданно, в половине – нет, это мое мнение.

А вообще, если жалобы водителей анализировать, то вывод такой: жалуются не на то, что инспекторы с кого-то деньги взяли, а на то, что в других регионах за такие же нарушения они бы оштрафованы не были.

– Как вы оцениваете профессионализм нынешних инспекторов?

– Они стали более грамотными. Судите сами: я пришел в ГАИ сразу после армии, до службы отучился в училище, а после армии прошел полугодовую подготовку. И все, я уже мог работать инспектором до конца жизни. Теперь же инспектором можно стать либо после окончания нашего юридического института, либо имея любое юридическое образования, но только после специальной подготовки в юринституте. То есть это первоначальная подготовка уже на базе высшего образования, а не десяти классов.

При этом никто не отменял холод, ледяной ветер, жару, ночные смены, аварии… Мы редко говорим о том, какие стрессы испытывают сотрудники, которые первыми оказываются на месте ДТП, в том числе со смертельным исходом. Редко говорим о средней продолжительности жизни сотрудника ДПС, ведь многие из них уходят из жизни сразу после выхода на пенсию, а многие к окончанию службы имеют инвалидность. Не хочется сегодня о грустном, но вот пришлось, как видите.

– Вам ведь тоже многое пришлось испытать: год в Чечне, инвалидность, и собственное жилье вы получили уже будучи на пенсии…

– Мы с супругой переехали в Орел в 1993-м из восточного Казахстана, вынужденно. Квартиру пришлось поменять на машину «девятку», на ней с женой и дочкой и приехали в Орел.

Вместе с супругой – Ларисой Юрьевной – мы сначала работали в Высшей школе МВД, она там, кстати, работает и до сих пор – в должности заместителя начальника института, а я, как видите, немного другой путь себе выбрал. Ровно десять лет мы с семьей прожили в милицейском общежитии, потом на улице Пожарной в служебной квартире – до прошлого года.

Что касается Чечни – то там я прослужил больше года, в моем подчинении была группировка из 24 тысяч человек. Потом инвалидность и ветеранство. Наш общественный фонд «Светофор» – одна из самых сильных организаций, если можно так выразиться. Ни один ветеран службы, пенсионер не оставлен на произвол судьбы. Мы помогаем и средствами, и внимание людям оказываем, вы же знаете, как важно это пожилым людям. Сейчас готовимся с 80-летию. Обновляем музей, готовим книгу о нашей службе, о сотрудниках.

…Знаете, тогда, в начале девяностых, у моей семьи ведь был выбор. Можно было в Германию к брату уехать, но решили: останемся на родине. Ни разу я об этом не пожалел, более того, больше десяти дней в гостях в Германии не выдерживаю – скучно, все чужое, а здесь все свое – семья, друзья, работа. Вырастили двух дочерей, у нас внучка и два внука. Здесь даже на пенсии я ощущаю себя человеком нужным, ни одного дня у меня не бывает свободным. Оглядываясь назад, я скажу так – много людей прошло через мою жизнь. И знаете, может быть, это прозвучит неожиданно, все они сделали меня добрее. Ничего бы я не поменял в своей жизни.

Наталья Зарубина

 

Олеся-искусница
Как из лимона сделать лимонад
Поле чудес строгого режима
Опубликовано 30 Дек 2015 в 19:21. В рубриках: Персона. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт. Количество просмотров: 1 647

Обращение депутатов к жителям Орловской области после отставки Потомского


Невров: "Потомский, хватит доить область!"


Должки и корешки


Потомский, в отставку! Флешмоб в Орле 15.09.2017


Митинг против Вадима Потомского 08.09.2017


Игорь Рыбаков о фактическом запрете публичных мероприятий законопроектом Потомского


Депутаты Елесин С. и Коновалов И. выступили против взятия кредита в 500 млн рублей


Депутатов не пускают в здание облправительства


По Орлу провезли топиарного "Шрэка"


КАК МИМО ЛЁТНОЕ ВИДЕНЬЕ


ОШИБКА ПРЕЗИДЕНТА


Депутат Виталий Рыбаков проверил состояние дорог города Орла


ГАРАНТ НА КРОВИ


Игорь Рыбаков требует ответов на заседании облсовета 28.04.2017


ПЕЙЗАЖ ПОСЛЕ БИТВЫ


Капитан Вадим Потомский пытается ответить на неудобные вопросы


СЪЕШЬ ПИРОЖОК


КАК ЭТО ЧАСТО НЕ СОВПАДАЕТ.


НЕ ПО ПОНЯТИЯМ.


ПРИГОВОР ДОРОЖЕ ДЕНЕГ.


ОШИБКА РЕЗИДЕНТА.


Жил отважный капитан.


Вадима Потомского поздравляют с 23 февраля.


Потомский подполковник


Парня в горы тяни рискни


Поздравление для
Вадима Потомского
с Новым годом!


Свежий номер

Реклама

При цитировании материалов
прямая гиперссылка
на orelsreda.ru обязательна
Главный редактор: Татьяна Филёва
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 57-00254
Реклама на orelsreda.ru и печатной версии "Орловская среда"
Для пресс-служб и размещения рекламы: : orelsreda@list.ru
тел.: (4862) 76-20-60
адрес: г. Орёл, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 25/27, пом.1
Наш индекс: 302028
© 2013-2015 ООО "Издательский дом "Орловская среда"