Как в Орле задали джазу

Общество

Как в Орле задали джазу

Николай ВинцкевичВ нашем городе прошел традиционный, девятнадцатый по счету, фестиваль «Джазовая провинция». Несмотря на его солидный возраст, каждый год фестиваль умудряется удивлять зрителей, словно в первый раз.

На концерте Джазовой провинции«Джазовую провинцию» придумал и создал курский музыкант Леонид Винцкевич в 1996 году. До сих пор он остается бессменным организатором и руководителем фестиваля. А вдохновило его участие в международном фестивале Лайонела Хэмптона в 1989, который проходил в небольшом городе Москве с населением 25 тысяч жителей в американском штате Айдахо. Каждый вечер на концертах фестиваля присутствовало от 7 до 10 тысяч зрителей. Леонид решил создать провинциальный джазовый фестиваль у себя на родине, в России. Легендарный Хэмптон, высоко оценивший творчество Винцкевича, оказал самую горячую поддержку в реализации этого проекта.

Уникальность «Джазовой провинции» в том, что это передвижной фестиваль. Ведущие джазмены мира кочуют из города в город по Центральному Черноземью, давая меломанам из глубинки уникальную возможность вживую услышать современные музыкальные тенденции, только что звучавшие на крупнейших сценах. Леонид Винцкевич уже много лет выполняет ту самую великую миссию окультуривания и раскрытия духовных горизонтов для жителей российской провинции, о которой сейчас так много говорят. Как говорится, если ты не можешь приехать послушать лучший в мире джаз, то джаз сам приедет к тебе.

Арт-ансамбль АрхангельскВ 1996 году в «Джазовой провинции» прошло всего три концерта в Курске и один в Липецке. В 2014-м фестиваль длится с 31.10.по 13.11.и участники отыграют двадцать концертов в одиннадцати городах России. Примечательно, в Орел «Джазовая провинция» приехала только в 2003 году.

При этом Винцкевичу удается добиться и государственной поддержки.

– К счастью или сожалению, культура в сложных, высоких ее проявлениях не может существовать без поддержки государства, – говорит он. – Без нее не было бы ни Мариинки, ни Большого театра. Это факт современной действительности. И я рад, что нам удается находить понимание и поддержку у представителей власти.

На орловском концерте в качестве «простого зрителя», как он сам рассказал, присутствовал мэр Сергей Ступин. Однако после антракта его все же вызвали на сцену для приветственного слова.

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ

– Сначала считалось, что джаз – это музыка для бедных, потом – что музыка для богатых, теперь – что музыка для умных. Я рад, что в Орле столько умных людей, – сказал Сергей Ступин.

Действительно, зал «ГРИНН-Центра», где проходил концерт, был полон. Однако у многих орловцев, которые привыкли слышать на «Джазовой провинции» джаз «золотого века», он оставил неоднозначное впечатление.

Эрвин ДитцнерДело в том, что на этот раз концерт проходил под знаком джаза авангардного и экспериментального. Современный джаз все больше тяготеет к смешению стилей, образов, мелодическим и звуковым экспериментам. Уникальную возможность ознакомиться с ним орловцам и предоставила «Джазовая провинция» в этом году. Хокон Корнстад из Норвегии соединил звучание традиционно джазового саксофона с оперным вокалом, погружая зрителя в волны образов католического средневековья. Арт-ансамбль «Архангельск» предложил вспомнить собственные корни. Архангельские музыканты соединили авангардный джаз с традиционным северным вокалом, который сам по себе для жителя современного города может показаться странным, непривычным и непонятным. Совсем уж хулиганский джаз продемонстрировал «Дитцнер Лёмш Дуэт» из Германии. Мы знали, а теперь лично убедились, слушая Эрвина Дитцнера,  что из саксофона можно извлечь почти любые звуки: от ангельской флейты до собачьего лая. А уж когда с совершенно медитативным выражением лица ударник Лёмш Лехманн стал играть на двух пищащих резиновых свинках… При этом в музыке «Дитцнер Лёмш Дуэт» остается то самое послание, которое пытались передать первые джазовые музыканты: «Остановись! Выйди из зоны комфорта, из мещанского чувства самоуспокоенности и сытости! Это тоже музыка. Послушай то, что тебе кажется непонятным, непривычным, скандальным, попробуй понять, сдвинуть своё восприятие. Может быть, ты откроешь что-то новое в самом себе».

Многие орловцы даже покидали зал до окончания концерта, зато те, кто остался, приветствовали музыкантов с искренним восторгом.

Конечно же, свое удовольствие смогли получить и любители классического джаза и старого доброго блюза. Коллективы «Винцкевич & JAZZ ART» и «WORLD TRIO» играли блестящий, чистый, легкий, радостный джаз. Любопытно, что трио состоит из музыкантов – представителей совершенно разных стран, культур, менталитетов: пианист Евгений Лебедев из России, контрабасист Хаггай Коэн Мило из Израиля, ударник Ли Фиш из США.

– Музыкантам моего поколения, эры «железного занавеса», сложно было представить, что на одной сцене такую разную музыку могут играть музыканты из такого количества стран! – говорит Леонид Винцкевич. – Джаз – это, действительно, музыка мира.

Елена Маслова

Фото Вячеслава Коваленко

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ
Оцените статью
Орловская среда
Добавить комментарий