Как воспитать человека

Сергей ШвецВ одном из прошлых номеров «Орловская среда» (№3 (11) от 23 февраля) писала о том, как в нашем городе появилась детсадовская группа кадетов МЧС. Сегодня наш рассказ об их старших товарищах — первых кадетах МЧС в нашем городе, учениках школы №2. О своих воспитанниках и своих секретах воспитания детей рассказывает руководитель кадетских классов Сергей Анатольевич Швец.

«Кому еще охота?»

Он пришел работать в школу в 1997 году после увольнения из армии. Почти сразу Сергей Анатольевич создал с подростками патриотической отряд «Истоки мужества». У них был командир, начальник штаба, устав, знамя.

В 2002 году на базе этого отряда при поддержке ведомства был создан кадетский класс МЧС. — Так получилось, что я был их классным руководителем в 9-м классе, — говорит Сергей Анатольевич. — Класс был очень сложный. У них постоянно классные руководители менялись — не могли справиться. Мне говорили: «Ты мужик — возьми их!». Это была практически последняя надежда. Пришлось взять. С учебно-методическим центром МЧС договорился, что одну пятницу они занимаются в школе, одну — ездят туда.

Четыре года педагог обкатывал экспериментальную программу обучения кадетов, дополнял, изменял. Затем она прошла лицензирование. Таким образом, сейчас орловские кадеты готовятся по авторской программе Сергей Швеца.

— Ее я уже не раз передавал в другие школы. Сейчас, к примеру, собираются организовывать кадетский класс УМВД на базе школы №24, — продолжает он. — Пытались сделать кадетские классы в других районах области — проводил для желающих открытые уроки, показательные выступления кадетов. Всем очень понравилось, но дальше дело не продвинулось. Я потом разбирался, почему. Сказали: «Для того, чтобы этим заниматься, нужен, прежде всего, человек-энтузиаст». Кому хочется за бесплатно в свой выходной или отпуск ходить с детьми в походы? Или бегать по различным организациям — что-то искать, что-то выбивать? Это огромная работа, но иначе будет неинтересно.

Но, как признается учитель, это очень благодарный труд. Ребята снова и снова подтверждают, что все усилия не напрасны. К примеру, в той же второй школе учителем физкультуры работает выпускница кадетского класса Полина Тимофеева. Она же преподает кадетам бальные танцы. Одиннадцатиклассница Лиля Глазкова спасла ребенка — сумела остановить кровь при серьезной травме. …………… в прошлом году предотвратила пожар. Когда выпускники запускали в небо горящие фонарики, один из них упал на крышу частного дома и начал тлеть. Девочка быстро сообразила, чем это грозит, взобралась на крышу и к приезду пожарных уже уничтожила возгорание. Еще один бывший кадет служит в МЧС в Тульской области, уже в звании капитана.

— Из последнего выпуска Алина Мазурина поступила в Академию гражданской защиты, — рассказывает Сергей Анатольевич. — Самое главное, что я отмечал в своих работах (немного занимался научной деятельностью, собирался уходить работать в университет, но бросить все это не смог), с тех пор, как у нас создались кадетские классы, каждый год не менее 20% их выпускников поступают в военные учебные заведения, один год было вообще 43%.. А до этого было 3-5%. Так что определенное патриотической воспитание в кадетских классах все же дают…

Еще ребята на базе учебного центра МЧС получают хорошую медицинскую подготовку. Кроме того, занимаются бальными танцами и изучают основы этикета.

В 2010 году местное управление МЧС помогло пошить кадетам летнюю форму, но вопрос с зимней формой еще не решен.

— Нас приглашают на разные мероприятия, например недавно — выставить ребят на пост №2 у памятника Воинам-интернационалистам, но мы не можем принять участие из-за отсутствия зимней формы. Три раза отказывался от участия в параде кадетов в Москве — по этой же причине, — вздыхает Сергей Швец.

Тем не менее, опускать руки он не собирается. Оформляет документы на создание общественной организации, чтобы бороться за гранты.

«Поверь в себя!»

О том, как из школьника воспитать человека Сергей Швец говорит просто:

— Ребят, особенно сложных, надо прежде всего заинтересовать, мотивировать. У нас подростки боятся, что я их исключу из кадетов. Я их воспитываю так, что кадет — это не просто ученик, для него на первом месте должно быть слово «надо», а потом уже всё остальное своё. Меня тоже так армия воспитала — сначала долг, а потом уже только — личное. В любом случае, сначала нужно понять, что ребятам интересно: походы, бассейн, скалодром и так далее. Если у кадета вдруг плохие оценки или плохое поведение, то этого он лишается. Самый первый и, надо признаться, самый сложный мой класс, делился на три отделения — в каждом был командир, который отвечал за успеваемость и поведение своих. И я с них, как с командиров, спрашивал. Одно дело, когда взрослый что-то внушает, а другое — когда товарищ спрашивает: «Ну что же ты так?». Потом, конечно, я тоже подключаюсь, но воздействие идет с двух сторон. Дисциплинирует и налагает ответственность участие в парадах, в городских мероприятиях, куда выбирают не всех — чтобы хорошо выступить необходимо тщательно готовиться и не пропускать репетиции. Все это заставляет подростка понять, что он не простой школьник, что от него многое зависит, это и мотивирует поменять свое отношение к учебе и дисциплине. Ну, и естественно — работа с родителями. На ребенка воздействие идет всегда по трем направлениям: школа, родители, улица. Сейчас у нас эта система напоминает ситуацию лебедя, рака и щуки. Школа — сама по себе, родители часто заняты только зарабатыванием денег, чтобы ребенка прокормить. Само собой, что в такой ситуации улица начинает перетягивать на свою сторону. Современный Интернет, кстати, тоже часто напоминает мне разновидность «улицы». Некоторые родители даже на собраниях говорят: «Мне некогда своего ребенка воспитывать, и потом, я же вам отдал его в школу!». Я понимаю, что кормить его надо, но мы, в школе здесь, отмучаемся с ним 9-11 лет, выпустим, в потом вы с ним один на один останетесь… Не открою Америку, если скажу, что ребенку надо, прежде всего, содержательно проводить свободное время. Но ведь именно эта очевидная истина чаще всего нарушается. У нас в армии говорили: «Если солдату делать нечего, значит, он начинает искать себе приключения».

На вопрос, были ли у него ребята типа «оторви и выброси», которых удалось кардинально перевоспитать, отвечает:

— Да нет… Мне ребята все попадаются замечательные!

«Я из Советского союза…»

Когда у Сергея Анатольевича спрашивают, откуда он родом, он всегда отвечает: из Советского Союза. Он родился в Астрахани, где тогда служил его отец. Потом Баку, Москва, а затем — Венгрия, Литва. В 1968 году он поступил в Вильнюсское радиотехническое училище, закончил с отличием. Потом служил в радиотехнических войсках противовоздушной обороны: центральная Россия, Казахстан, Дальний Восток… Условия были тяжелые, если не сказать больше.

— У меня было подразделение в Амурской области, когда 60 км в одну сторону за хлебом едешь, а 50 км в другую — за остальными продуктами, а на улице -45 и на роту одна машина, — рассказывает Сергей Анатольевич. — Света и газа в подразделении нет — топили дровами, все удобства на улице. Там служили только те офицеры, дети которых еще не достигли школьного возраста — до ближайшего крупного населенного пункта два с половиной часа на грузовике. 26 офицерских лет служил без квартиры. Только под конец службы повезло — выбил квартиру в Орле. Тогда и вышел в отставку — в 1997 году.

С чем мне в этой жизни повезло — так это с супругой. Быть женой военнослужащего тяжело, а моя — всегда была со мной. Представьте себе: Казахстан, +45 в тени, комната три на четыре, ребенку шесть месяцев… Готовила жена на электрической плитке в общем мужском туалете. А у меня работа какая? В шесть утра встал, уехал на полигон, домой — в одиннадцать вечера, а то и вовсе ночевать там оставались. Весь дом на жене! Тяжело было, но как-то пережили.

Сегодня Сергей Швец не на словах, а на деле восстанавливает в детях пресловутые «духовные скрепы». Для этого, как выясняется, не надо слишком много. Может быть, не обязательно много лет что-то реформировать, постоянно менять стандарты и писать многостраничные госпрограммы… Может быть, просто попробовать поддержать вот таких педагогов-энтузиастов, у которых реально получается?

Елена Маслова

 

Чай не пьёшь, откуда сила?
Спасибо за Победу!
Секрет женского счастья
Опубликовано 14 Мар 2014 в 12:51. В рубриках: Персона. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта. Количество просмотров: 870

Митинг против Вадима Потомского 08.09.2017


Игорь Рыбаков о фактическом запрете публичных мероприятий законопроектом Потомского


Депутаты Елесин С. и Коновалов И. выступили против взятия кредита в 500 млн рублей


Депутатов не пускают в здание облправительства


По Орлу провезли топиарного "Шрэка"


КАК МИМО ЛЁТНОЕ ВИДЕНЬЕ


ОШИБКА ПРЕЗИДЕНТА


Депутат Виталий Рыбаков проверил состояние дорог города Орла


ГАРАНТ НА КРОВИ


Игорь Рыбаков требует ответов на заседании облсовета 28.04.2017


ПЕЙЗАЖ ПОСЛЕ БИТВЫ


Капитан Вадим Потомский пытается ответить на неудобные вопросы


СЪЕШЬ ПИРОЖОК


КАК ЭТО ЧАСТО НЕ СОВПАДАЕТ.


НЕ ПО ПОНЯТИЯМ.


ПРИГОВОР ДОРОЖЕ ДЕНЕГ.


ОШИБКА РЕЗИДЕНТА.


Жил отважный капитан.


Вадима Потомского поздравляют с 23 февраля.


Потомский подполковник


Парня в горы тяни рискни


Поздравление для
Вадима Потомского
с Новым годом!


Свежий номер

Реклама

При цитировании материалов
прямая гиперссылка
на orelsreda.ru обязательна
Главный редактор: Татьяна Филёва
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 57-00254
Реклама на orelsreda.ru и печатной версии "Орловская среда"
Для пресс-служб и размещения рекламы: : orelsreda@list.ru
тел.: (4862) 76-20-60
адрес: г. Орёл, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 25/27, пом.1
Наш индекс: 302028
© 2013-2015 ООО "Издательский дом "Орловская среда"