Кто украл миллионы?

№1 (494) от 17 января 2018 г.

 

В мае прошлого года «Орловская среда» опубликовала письмо работников ГУП Орловской области «Дорожная служба», в котором рассказывалось о том, как чиновники из команды Потомского превратили государственное предприятие в «машину по «отмыву» и воровству бюджетных средств» («Коллектив «Дорожной службы»: «Не хотим смотреть, как гробят предприятие…», №15 (463) от 3 мая 2017 г.) Тогда же Контрольно-счетная палата Орловской области составила отчет по результатам проверки деятельности госпредприятия, полный текст которого оказался в распоряжении «Орловской среды» только сейчас. В этом многостраничном документе весьма подробно описаны способы разбазаривания (если не сказать – воровства) сотен миллионов государственных рублей, широко практиковавшиеся руководством «Дорожной службы» во времена губернаторства Потомского.

 

От плюса к минусу

Проверка КСП проводилась  с февраля по апрель 2017 года по поручению Орловского облсовета. Проверяли деятельность «Дорожной службы» за 2016 год (и при необходимости – иные периоды). Напомним, ГУП «Дорожная служба» было создано в 2011 году по распоряжению правительства Орловской области. Предмет деятельности предприятия – строительство, реконструкция, ремонт и содержание дорог и искусственных сооружений на них, а также добыча полезных ископаемых, транспортная деятельность, ремонт транспортных средств, деятельность в сфере оптовой и розничной торговли.

И если до 2014 года включительно «Дорожная служба» работала стабильно и прибыльно, то после прихода в Орловскую область коммуниста Потомского и его команды ситуация изменилась кардинально. За три года в кресле директора ГУПа сменили друг друга семь (!) управленцев. И если по итогам  2014 года предприятие еще получило прибыль в размере 9,5 миллиона рублей, то уже в следующем, 2015 году, резко ушло в минус: убыток составил 175 миллионов рублей.

В 2016 году  убыток резко сократился  – до 6 миллионов 200 тысяч рублей.

Каким же образом предприятие, которое по определению не должно быть убыточным, дошло до жизни такой, и рассказывается в отчете КСП. Поскольку пересказать его содержание полностью мы не имеем технической возможности, остановимся лишь на нескольких, наиболее ярких примерах.

 

Кто нам должен, всем прощаем

Начнем с долгов. Как выяснили аудиторы КСП, на 1 января 2017 года сумма долгов различных организаций «Дорожной службе» составила почти 203 миллиона рублей, при этом объем просроченной задолженности – около 143 миллионов рублей. В числе должников – 32 организации. Примечательно, что просроченная дебиторская задолженность резко возросла в 2015–2016 годах. За два года сумма долгов выросла более чем в 26 раз! И в отчете КСП поясняется, почему. Приведем лишь несколько примеров.

Так, в октябре 2014 года «Дорожная служба» заключила с неким московским ООО «Камелия» договор на поставку асфальтобетонной смеси на сумму 29 миллионов рублей, которую ГУП добросовестно и отгрузил покупателю. Однако поставленный товар ООО «Камелия» не оплатило. При этом в суд «Дорожная служба» обратилась лишь в декабре 2015 года, но надежды взыскать с контрагента долг нет: в августе прошлого года было принято решение о предстоящем исключении ООО как недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ…

Еще 15 миллионов задолжало «Дорожной службе» ООО «Кварт». Здесь, напротив, контрагент должен был поставить ГУПу битум на сумму 19,6 миллиона рублей. Договор заключили в конце июня 2014-го, а уже 1 июля по личному распоряжению тогдашнего директора Сиренко поставщику был перечислен аванс в 15 миллионов, хотя никакого авансирования в договоре не предусматривалось. Надо ли говорить, что битум «Дорожной службе» так и не поставили? Тем не менее ни директор Сиренко, ни сменивший его господин Гончаренко не предприняли ровным счетом ничего, чтобы заставить контрагента исполнить свои обязательства. Напротив, последний и вовсе дважды пролонгировал срок исполнения обязательств поставщиком, и только в 2016 году «Дорожная служба» обратилась в Арбитражный суд, который и вынес решение взыскать с ООО «Кварт» 15 миллионов. Впрочем, как и в предыдущем случае, деньги предприятию вернуть вряд ли удастся: в настоящее время рассматривается дело о признании ООО «Кварт» банкротом…

Аналогичная история с договором, заключенным между «Дорожной службой» и ООО «РосДорПроект», по которому последнее должно было поставить ГУПу дорожную технику на сумму без малого шесть миллионов рублей, каковые и были перечислены на счет фирмы в качестве предоплаты. Указание перечислить деньги дал директор Гончаренко. Технику, разумеется, не поставили, и ГУП обратился в суд. Арбитраж уже назначил дату судебного заседания, как внезапно «Дорожная служба» заявила отказ от исковых требований, мотивировав его якобы ошибочной подачей иска.

 

Таким образом, констатирует КСП, предприятие лишило себя возможности в дальнейшем взыскать долг в судебном порядке.

Самую же большую сумму долгов – более 47 миллионов – перед «Дорожной службой» «накопило» ООО «Дорсервис», ранее именовавшееся ООО «ОндаДизайн». Оба эти названия, кстати, фигурируют в уголовном деле, о котором рассказывали в своем письме сотрудники «Дорожной службы». Напомним, в декабре 2015 года тогдашний директор ГУПа Гончаренко покинул свой пост, а в середине октября 2016 года его арестовали на два месяца в рамках расследования уголовного дела по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество»), возбужденного по факту попытки хищения нескольких десятков миллионов рублей. По версии следствия, с октября 2014 года по январь 2015 года «Дорожная служба» заключила договор с ООО «Жилстройиндустрия», ООО «Онда Дизайн» и ООО «ДорСтрой» на поставку товаров на сумму 112 миллионов рублей. При этом должностные лица указанных фирм представили подложные транспортные накладные без осуществления самих поставок и получили на расчетные счета деньги в сумме чуть более 52 млн рублей путем взаимозачета ранее возникших обязательств – 37,6 млн рублей. Преступление до конца доведено не было «по не зависящим от них обстоятельствам».

В итоге проверяющие сделали вывод, что именно огромная дебиторская задолженность и привела к многомиллионным убыткам. Между тем руководство предприятия фактически ничего не делало для того, чтобы своевременно взыскивать долги. Хотя и возможности, и кадры для этого были. Заметьте, высокооплачиваемые кадры.

Сколько стоит адвокат?

Кроме специалистов-дорожников и управленцев, в штат «Дорожной службы» входят и юристы – числом четыре. Однако в свое время целого юридического отдела экс-директору предприятия Евгению Гончаренко показалось мало – и он заключил отдельный договор на оказание юридических услуг с известным орловским адвокатом Сергеем Мальфановым. По условиям договора, оплата услуг господина Мальфанова обходилась «Дорожной службе» в один миллион двести тысяч рублей в год (!), то есть – в сто тысяч в месяц. За эти очень хорошие деньги адвокат должен был давать консультации, советы, разъяснения по вопросам финансово-хозяйственной деятельности, а также представлять интересы предприятия в государственных органах и в отношениях с другими предприятиями и организациями и физическими лицами. Ну и еще – при необходимости – консультировать работников «Дорожной службы» по правовым вопросам. Оговоримся, что свой миллион господин Мальфанов так и не получил: договор с ним расторгли после того, как господин Гончаренко покинул кресло директора предприятия. Но 400 тысяч – за четыре месяца напряженной «работы» господину Мальфанову все же выплатили. Отметим также, что в актах выполненных работ, на основании которых и производилась оплата, не было указано, за какие конкретно услуги платили адвокату.

 

Для сравнения: среднемесячная зарплата работников предприятия составляет немногим более 20 тысяч рублей. При этом оклад директора – 70 тысяч. А адвокату со стороны за некие непонятные консультации платили сто. Поверить в такой альтруизм руководства «Дорожной службы» при всем желании невозможно. А потому рискнем предположить, что этот аттракцион неслыханной щедрости был выгоден не только адвокату Мальфанову.

Экономить – не наш метод

Не менее «продуктивно» работали в «Дорожной службе» и на ниве закупок. Как отметили аудиторы КСП, большинство договоров на суммы свыше одного миллиона рублей ГУП заключал с единственным поставщиком, без проведения торгов, без конкуренции.  А выборочная проверка обоснованности цен контрактов вообще выявила вопиющую картину: одни и те же материалы у разных поставщиков «Дорожная служба» закупала по разным же ценам. При этом разница в ценах варьировалась от 21 до 637 процентов!

Так, например, в 2016 году ГУП закупал песок у нескольких фирм. У одной – по 80 рублей за кубометр, у другой – по 110, у третьей – уже по 220, а у четвертой и вовсе по 450! Как подсчитали проверяющие, при общей сумме закупок в 12,4 миллиона рублей экономия могла бы составить 6,8 миллиона – если бы песок закупался по минимальной цене. На закупках гранитного и известнякового щебня «Дорожная служба» могла бы сэкономить три миллиона рублей, на закупках битумной эмульсии – 1 миллион 700 тысяч, на закупках щебня известнякового разных фракций – 12 миллионов! – и так далее, и так далее. В общем и целом только по девяти позициям закупаемых предприятием материалов, максимальная потенциальная экономия могла бы составить более 115 миллионов рублей, — пришла к выводу Контрольно-счетная палата.

Прочие выводы аудиторов также неутешительны. О многомиллионных убытках уже говорилось. Помимо этого проверяющие выявили следующее.

Кредиторская задолженность «Дорожной службы» по состоянию на 1 января 2017 года составила 627,9 миллиона рублей. Основную часть этой суммы (более 78%) предприятие задолжало поставщикам и подрядчикам, задолженность по налогам и сборам составила 65,5 миллиона рублей. При инвентаризации материально-производственных запасов выявлена недостача на сумму 64,5 миллиона рублей. Коэффициент текущей ликвидности за 2016 год составил 0,7, что свидетельствует о критическом уровне платежеспособности предприятия…

Остается добавить, что материалы проверки КСП направила тогдашнему губернатору Потомскому, председателю облсовета Музалевскому, а также в прокуратуру Орловской области и Управление экономической безопасности и противодействия коррупции областного УМВД. С тех пор прошло более полугода. По информации председателя КСП И. Левина, по результатам рассмотрения данных материалов правоохранительными органами возбуждены уголовные дела, которые в настоящее время находятся в стадии расследования.

Татьяна Филева

Комментирует депутат Орловского облсовета Виталий Рыбаков:

— По ситуации в «Дорожной службе» колокол звонил еще полтора года назад: неравнодушные граждане, работники предприятия обращались ко мне как к депутату, публиковали обращения в СМИ, в которых приводились вопиющие факты. «Дорожная служба», например, закупала нефтепродукты по явно завышенным ценам у фирм из других регионов, хотя автотранспорт предприятия и так обеспечивается топливом по специальным картам на местных заправочных станциях. И везти топливо, скажем, из Ставропольского края – это поступать в соответствии с поговоркой «телушка – полушка, да рубль – перевоз». Есть вопросы и с поставкой инертных материалов. Все эти материалы, за исключением гранитного щебня, имеются в достаточном количестве в нашем регионе, но поставки песка «Дорожной службе» опять же производили фирмы из южных регионов России. В чем был смысл таких поставок? Очень интересный вопрос.

«Дорожная служба» — это государственное унитарное предприятие, оно учреждено правительством Орловской области. Поэтому хочется задать вопросы членам этого правительства – вице-губернатору Бударину, зампреду правительства Мишанову, руководителям департаментов Блохину и Аржанову, уволенному ныне Синягову, который распоряжался областным имуществом. Они курировали деятельность службы и принимали на работу ее многочисленных руководителей, осуществляли контроль за деятельностью ГУПа. Кстати, как отмечали в открытом письме сотрудники предприятия, целый ряд этих руководителей имели некие взаимоотношения с тем же Мишановым еще со времен работы в Петербурге… И если директора «Дорожной службы» менялись как перчатки, то все их кураторы из команды бывшего губернатора Потомского по-прежнему сидят в своих теплых кабинетах и продолжают руководить. Результаты такого руководства на примере данного стратегического предприятия, в которое вложены сотни миллионов рублей народных денег и которое довели до состояния неплатежеспособности, мы увидели в отчете Контрольно-счетной палаты. Между тем до настоящего времени правоохранительные органы не дали должной правовой оценки действиям бывших руководителей ГУП «Дорожная служба», а также действиям чиновников, назначавших их на должности и обязанных контролировать работу предприятия.  В связи с этим я намерен обратиться в Генеральную прокуратуру РФ с требованием обязать региональную прокуратуру добросовестно выполнять свои непосредственные обязанности и организовать надлежащую проверку сведений, указанных в акте КСП по результатам проверки ГУП «Дорожная служба».  Надеюсь, что возбужденные уже уголовные дела будут доведены до логического завершения и все виновные понесут ответственность, предусмотренную законодательством.

 

Банка больше нет
В поисках тепла
Варяжский вопрос
Опубликовано 17 Янв 2018 в 13:16. В рубриках: Тема номера. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Отзывы и пинг пока закрыты. Количество просмотров: 1 170

Комментарии закрыты.

Новости

Как восприняли депутаты облсовета отчет Андрея Клычкова


Депутат Рыбаков В. не согласен с докладом Тарасова В и задал ряд вопросов


Депутат В. Рыбаков задал ряд острых вопросов Филатову С.


Музалевский Л.С. заставляет депутатов фракции Единая Россия увеличить тариф ЖКХ


Депутат Рыбаков призвал спикера Музалевского сложить полномочия из-за публичной лжи


Виталий Рыбаков: области снова навязывают очередную проблему


Орловцы обратились к Путину с просьбой возобновить работу ПАТП-1 и наказать виновных в его банкротстве


Депутаты Елесин С. и Коновалов И. выступили против взятия кредита в 500 млн рублей


Депутат Виталий Рыбаков проверил состояние дорог города Орла


Свежий номер

Реклама

При цитировании материалов
прямая гиперссылка
на orelsreda.ru обязательна
Главный редактор: Татьяна Филёва
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 57-00254
Реклама на orelsreda.ru и печатной версии "Орловская среда"
Для пресс-служб и размещения рекламы: : orelsreda@list.ru
тел.: (4862) 76-20-60
адрес: г. Орёл, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 25/27, пом.1
Наш индекс: 302028
© 2013-2015 ООО "Издательский дом "Орловская среда"