Лиза нас накормит?

 

В Орле подвели итоги туристического сезона. Оказалось, туристов, желающих посетить наш город, крайне мало. Между тем все специалисты, так  или иначе связанные с туриндустрией, в один голос говорят о том, что мы «сидим на золоте». Но, чтобы добыть это золото, нужны конкретные волевые решения со стороны власти. Причем принимать их надо быстро. Пока «старый Орел» окончательно не развалился…

 

И смех и грех

— В прошлом году на развитие туризма в Орле было выделено 150 тысяч рублей, — сообщила, кажется, слегка стесняясь, заместитель руководителя городского управления по физкультуре, спорту и туризму Ольга Тихомирова. Цифра, действительно, стыдная и смешная.

По информации Орелстата, в 2010 году наш город посетили  почти 64 тысячи туристов. 60% из них интересует именно культурно-познавательный туризм.

— Едут к нам в основном школьники и студенты из Москвы и ближайших к Орлу городов, — рассказывает учредитель орловской туристической компании «Открытый мир» Светлана Агошкова. – В наши уникальные фонды приезжают работать ученые со всей страны. Популярностью пользуются и паломнические туры. Но, как вы понимаете, все эти туристы большой прибыли в казну города не приносят.

В Орле работает около сотни разных туристических предприятий, но большинство из них заинтересовано  в том, чтобы куда подальше отправлять орловцев. На привлечение туристов в нашу область работает всего несколько. Бизнесу это неинтересно. Потому что невыгодно.

— В следующем году мы ожидаем увеличения притока туристов в Орел на два-три процента, —  отмечает и  Ольга Тихомирова.

А если сравнить эти цифры с прошлым  сезоном?   Например, в прошлом году туристов было больше примерно на пять-семь процентов.  Выходит,  туристическая ситуация станет еще хуже. И это  признают даже сотрудники городской администрации.

 

А как у них?

Недавно мне довелось побывать в Твери. Это тоже губернский город, где тоже не очень хорошие дороги, где тоже почти не осталось древних памятников, где главный архитектурный шедевр – царский путевой дворец XVIII века, хоть и является музеем, но выглядит весьма неприглядно.

Так вот, для сравнения, Тверь в прошлом году приняла около миллиона туристов. В этом ей, конечно, помогает судоходная Волга – на причале в Твери останавливаются круизные лайнеры, и озеро Селигер, куда устремляются экотуристы со всей страны. Но как там работает власть!

За последние несколько лет в Твери и области были построены или капитально реконструированы больше полусотни гостиниц, турбаз и других мест для размещения туристов разного ранга и кошелька.

Тверская область знаменита тем, что стала площадкой для огромных фестивалей, куда приезжают гости со всей России. Это, прежде всего, молодежно-музыкальные «Нашествие» и «Верь в Тверь», фольклорные «Былинный берег» и «Купеческий караван». Со всего мира приезжают сюда туристы, чтобы посмотреть на международный фестиваль воздухоплавания. Соревнования по зимним экстремальным видам спорта «Московское море» — одни из самых зрелищных в России. Это далеко не всё, и все эти мероприятия активно рекламируются не только в области, но и за ее пределами.

В итоге почти семь процентов валового регионального продукта Тверской области – доходы от туризма.

Кострома – город «Золотого кольца», хотя и не самый главный, и  доходы от туризма  здесь другие, но они есть.  За последние три года количество туристов, посетивших Кострому, возросло более чем в два раза. Заметьте: в  кризис! В 2008-м – 650 тысяч, в 2009-м – около миллиона, в 2010-м – больше полутора миллионов туристов. Местные власти ставят целью к 2012 довести эту цифру до двух миллионов.

Хотя традиции развития туризма здесь еще с советских времен, серьезно этой проблемой в Костроме озаботились относительно недавно – с началом кризиса… Но уже больше чем наполовину реализована программа развития туристической инфраструктуры на полтора миллиарда рублей. Деньги выделены из бюджетов разного уровня в активном сотрудничестве с частным бизнесом. Уже введены в эксплуатацию четыре гостиницы разных категорий. Строятся еще четыре, кроме того, базы отдыха с развитой инфраструктурой, реализуется проект туристско-этнографического комплекса в Красносельском районе.

Здесь также проходят масштабные фестивали типа ювелирного «Золотого кольца», туристического «Роуд-шоу» или экстремального «Сусанин-трофи». Кстати, всемирно-известные бренды здесь эксплуатируются по полной. Мы все знаем, что Кострома – это лен, Островский, Снегурочка и Сусанин.

— Мы участвуем в международных выставках, в Париже, например, в этом году участвовали во второй раз в московской. Впервые приняли участие в туристической выставке в Шанхае, — рассказывает директор департамента внешнеэкономических и межрегиональных связей Костромской области Мария Шапкина.

В итоге каждый десятый рубль в костромской казне – прибыль от туризма. Хотя это все равно дотационный регион, развалин в центре города там нет. Почти все памятники архитектуры побелены, покрашены и готовы «фотографироваться» с туристами.

 

Надо уметь показывать

— У нас многие говорят: «Какие туристические объекты? Какая Лиза Калитина? У нас дороги вон какие плохие, детсадов не хватает!», — размышляет доктор исторических наук, знаменитый краевед Елена Ашихмина. – Эта Лиза еще нас накормит и даст нам дороги! Мы же просто на «золоте» сидим – пока есть ЕГЭ и вообще школьное образование, люди будут читать Тургенева и Бунина. Кроме того, Орел может похвастаться не только великими писателями, великих людей, которые внесли огромный вклад в историю России у нас больше, наверное, чем где бы то ни было.

Вопрос развития туризма в Орле поднимался на одном из заседаний коллегии городской администрации. Тогда мэр Сафьянов  у каждого выступающего спрашивал:

— А какие у нас главные достопримечательности? Есть ли у нас, что показать?

Честное слово, возникло ощущение, что сам он не очень-то в курсе этого вопроса. Уж если мэр не знает, не гордится – что говорить о простых орловских гражданах? Оно, конечно, закономерно – из окна машины мало, что в городе увидишь. В советниках мэра ходит блестящий историк-краевед Виктор Ливцов. Он мог бы провести великолепную экскурсию для главы города, если бы его попросили…

— Показать можно все, что угодно, надо уметь показывать, — говорит Ливцов. – У нас много всего любопытного, нужно только уметь «вкусно» и интересно подать информацию.

С ним согласна и представитель турбизнеса Светлана Агошкова:

— У Орла огромная туристическая перспектива. Конечно, мы не можем соперничать с древнерусским зодчеством «Золотого кольца», но, может быть, этого и не нужно. Мы могли бы найти свою нишу. Стоит ярче эксплуатировать образ литературной столицы. Прежде всего, очень важно позиционировать город на российской и международной сцене, участвовать в выставках, мероприятиях. В России и за рубежом знают Тургенева, но с Орлом его почти не ассоциируют. Есть перспектива и у паломнического туризма. Еще в Орле очень сильны театральные позиции – фестиваль камерных и моноспектаклей «Люди», например, при должном позиционировании мог бы стать нашей визитной карточкой, да и не только он. У нас большие возможности и для экотуризма. Во-вторых, наверное, в главных, это инфраструктура. В Орле катастрофически не хватает недорогих, но комфортных гостиниц и хостелов. Так уж вышло, что наша целевая аудитория – люди культурные и начитанные – совсем небогата. Качество дорог и общее состояние улиц тоже оставляет желать лучшего. Если центральная улица еще более-менее выметена, то, подъезжая к экскурсионному объекту, мы частенько видим кучу мусора… Объект, конечно, теряет свою привлекательность. Проблема в городе и с доступным и вкусным общепитом. Все это требует вложений.  Но если туристическая система в Орле разовьется, мы получим одну из самых прибыльных отраслей экономики на сегодняшний день.

Конечно, эти инвестиции «отобьются» не так быстро, как от строительства развлекательного центра, но и отдачу принесут большую. Для того чтобы туристическая отрасль начала работать, власть города и региона должна быть действительно заинтересована в перспективном развитии вверенной ей территории. Нужно, чтобы бизнесу было интересно и выгодно вкладывать в город «длинные» деньги. Пока же среди бизнесменов ходят легенды о размере «маржи», которую надо заплатить, чтобы выйти на орловский рынок.

 

Елена Маслова

 

В текущем году в Орловской области приватизируют 54 объекта недвижимости
Все вокруг совхозное, все вокруг мое
Чисто конвертируемая вода
Опубликовано 31 Авг 2011 в 20:20. В рубриках: Статьи, Экономика. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта. Количество просмотров: 2 148

Обращение депутатов к жителям Орловской области после отставки Потомского


Невров: "Потомский, хватит доить область!"


Должки и корешки


Потомский, в отставку! Флешмоб в Орле 15.09.2017


Митинг против Вадима Потомского 08.09.2017


Игорь Рыбаков о фактическом запрете публичных мероприятий законопроектом Потомского


Депутаты Елесин С. и Коновалов И. выступили против взятия кредита в 500 млн рублей


Депутатов не пускают в здание облправительства


По Орлу провезли топиарного "Шрэка"


КАК МИМО ЛЁТНОЕ ВИДЕНЬЕ


ОШИБКА ПРЕЗИДЕНТА


Депутат Виталий Рыбаков проверил состояние дорог города Орла


ГАРАНТ НА КРОВИ


Игорь Рыбаков требует ответов на заседании облсовета 28.04.2017


ПЕЙЗАЖ ПОСЛЕ БИТВЫ


Капитан Вадим Потомский пытается ответить на неудобные вопросы


СЪЕШЬ ПИРОЖОК


КАК ЭТО ЧАСТО НЕ СОВПАДАЕТ.


НЕ ПО ПОНЯТИЯМ.


ПРИГОВОР ДОРОЖЕ ДЕНЕГ.


ОШИБКА РЕЗИДЕНТА.


Жил отважный капитан.


Вадима Потомского поздравляют с 23 февраля.


Потомский подполковник


Парня в горы тяни рискни


Поздравление для
Вадима Потомского
с Новым годом!


Свежий номер

Реклама

При цитировании материалов
прямая гиперссылка
на orelsreda.ru обязательна
Главный редактор: Татьяна Филёва
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 57-00254
Реклама на orelsreda.ru и печатной версии "Орловская среда"
Для пресс-служб и размещения рекламы: : orelsreda@list.ru
тел.: (4862) 76-20-60
адрес: г. Орёл, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 25/27, пом.1
Наш индекс: 302028
© 2013-2015 ООО "Издательский дом "Орловская среда"