Любовь все пересилит

Общество

Любовь все пересилит

В этом году по итогам  областного конкурса лучшим воспитателем детского сада признана ГалинаЛюбовь все пересилит Манухина. Педагог с почти тридцатилетним стажем делится с читателями «ОС» секретами воспитания детей.

 

Одуванчик — балеринка

Галина Манухина выглядит именно так, как все мы в детстве представляли себе идеальную воспитательницу. Хочется сказать ей по-детски: «Какая красивая тётя!» От этой женщины с добрыми глазами и мягкими руками идут поразительная  теплота и свет, рядом с ней становится радостно и спокойно. Про таких говорят: «Богом поцелованные».

— Наверное, Бог меня и направил по этому пути, — рассказывает Галина Исламовна. – За 28 лет работы в детском саду я ни разу не пожалела о том, что выбрала именно эту профессию. Конечно, очень тяжело. Это каждодневный, тяжелый, кропотливый труд, но он такой интересный! Когда я прихожу на работу, вижу, как дети меня встречают, как улыбаются, забываю обо всех проблемах.

Воспитатель должен уметь делать все: и петь, и танцевать, и играть, и рисовать, и придумывать. Но самое главное – воспитатель должен уметь любить детей. Без этого невозможно работать в детском саду. Именно уметь любить!

— Особую значимость своей работы осознаешь, когда видишь распахнутые тебе навстречу глаза детей, когда они жадно ловят каждый твой жест, каждый твой взгляд, — она говорит тихо, но очень вдохновенно. – Понимаешь, что ты им нужна, ты для них – целая вселенная, и ты должна им помочь. Я их так люблю, что даже скучаю по ним в отпуске. Стараюсь каждый день быть интересной, каждый день открывать для них что-то новое.

Детей не обманешь, они сразу видят, искренен ли ты, можно ли тебе довериться. Если ты не будешь личностью, не будешь ребенку интересным, он не станет воспринимать тебя всерьез. Галина Исламовна справляется с этим прекрасно, самообразование для нее на первом месте. Воспитатель признается, что она учится каждый день, в том числе у своих маленьких подопечных.

— Мы наблюдаем за жизнью насекомых, разглядываем проплывающие облака, находим в них сходство со сказочными животными, — улыбается Галина Исламовна. – Они восхищаются, а вместе с ними и я! Получается теперь так, что я смотрю на мир глазами детей. Я поняла, что мир нужно видеть так, как видят его дети. Они открыты, замечают каждую мелочь, удивляются снова и снова. В каждой, казалось бы, давно привычной мелочи мы находим что-то необыкновенное. Вот вроде бы этот одуванчик – ну, что в нем особенного? А ребята сказали: он похож на балеринку! Ну, разве можно остаться  равнодушным?  Получается, что в каком-то смысле они тоже мои учителя.

 

Спасибо-пожалуйста

Галина Манухина работает в группе, где особое внимание уделяют развитию речи у ребят 5-6 лет.

Воспитатели признают:  сегодня детсадовцы более развитые. Они легко владеют мобильными телефонами, играют в компьютерные игры, шлют друг другу письма по электронной почте. Но в современном обществе ощущается серьезный дефицит простого человеческого общения. Поэтому детям бывает трудно вступить в контакт, вежливо выразить свои мысли, поблагодарить, найти уместные в каждой конкретной ситуации слова. От решения этой проблемы зависит, насколько успешным будет ребенок при обучении в школе и в дальнейшей жизни.

Галину Исламовну давно волновала эта проблема. Именно поэтому она начала разрабатывать систему воспитания речевого общения дошкольников.

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ

Она поставила себе цель:  воспитать по-настоящему интеллигентных людей. Она пытается донести до ребенка, насколько важно быть вежливым, помогать, сочувствовать. У детей развивалось умение оценивать поведение других, соотносить его со своими поступками. Это кажется очень важным именно сегодня, когда в обществе ощущаются острый дефицит интеллигентности, когда хамство стало едва ли не нормой жизни.

На своих занятиях Галина Исламовна учит детей быть вежливыми и предупредительными не сухими поучениями, а с помощью игр, сказок.

— Например, к нам в гости пришли персонажи настольного театра – Утенок, Цыпленок, Божья коровка, Колокольчик, которые очень хорошо знали правила хорошего тона и помогали деткам, к нам часто приходила фея Вежливости, — делится опытом воспитатель. – Если замечали в игре или на прогулке, что кто-то пошалил, поступил неправильно, берем себе на заметку. Потом, на занятии, разыгрываем эти ситуации, причем самых шаловливых изображают воспитательницы. Каждый из шалунов видит себя со стороны. Если разбирать ситуации постоянно, систематически, то постепенно отрицательное поведение смягчается. Ну и, конечно же, я сама старалась быть для них примером.

Это был колоссальный труд, но он дал огромные результаты. К детсадовскому выпускному в группе стало меньше конфликтных ситуаций. Из речи детей исчезли бранные слова. Они старались разрешать споры с помощью компромиссов и договоренностей.

— Уже климат другой в группе, дети друг друга стали уважать, мальчики девочкам стульчики подавали: «Садись, пожалуйста». Даже и родители отметили, что дети стали мягче, ласковей. И сами они стали подтягивать вежливость, — улыбается Галина Исламовна. – Раньше я могла слышать, как мама резко говорит ребенку: «Ну, сколько можно собираться?! Я устала!» Теперь такого нет.

Галина Манухина убеждена, что криками, а тем более физическими наказания послушания от ребенка не добьешься.

— Наказание может быть в разной форме. Можно наказать: «Ты сегодня не будешь смотреть эту передачу, ты сегодня не пойдешь с нами туда-то». Но физически – однозначно нельзя. Это вызывает у ребенка агрессию, ему хочется в ответ как-то обидеть человека, который его ударил, даже если это была мама. В семьях часто на детей повышают голос, часто невольно. Я считаю, что и это не выход.

 

Дениска-фантазер

Подопечные Галины Исламовны приходят к ней в гости даже после того, как уходят в школу. Сама она помнит почти всех по именам, про каждого может рассказывать долго-долго.

— Например, вот Ян. Он пришел к нам таким робким мальчиком, таким несмелым, настороженным.  За два года он стал  общительным, открытым, смелым! Или Машенька. Она у нас была девчонка боевая, раскрепощенная, считала, что ей все можно, все дозволено. Она и не осознавала последствия своих поступков, не задумывалась. А сейчас просто неузнаваемая, стала такая добрая девочка. Или Дениска-фантазер. Такой сложный мальчик пришел, очень замкнутый. У него были плохо развита мелкая моторика, речь. Упорные занятия мамы, папы, логопеда,  воспитателей – и он так раскрылся! Оказалось, что это интересный и талантливый ребенок, который видит и понимает мир совсем по-особенному. Он читает   с мамой энциклопедии по географии, биологии.  Как он рассказывал про землетрясение в Японии! Серьезно, осознанно, с сочувствием к тому, что люди гибнут, что они остались бездомными! Я ему говорю: «Денисочка, а что же люди могут сделать?» А он мне ответил: «А это чтобы не было войны»… Да, дети стали серьезнее, сейчас уже прежние Чебурашка или Буратино их уже не увлекают. Очень радостно, что на воспитателей обратили внимание, и уже второй год подряд присуждается такая премия. Ведь труд дошкольного педагога не менее важен, чем труд учителя. Мы закладываем ростки будущих характеров. Молодые девочки-воспитатели приходят, но часто долго не задерживаются – слишком мало платят. Да и нам, опытным педагогам, нелегко… Но я получаю от своей работы огромную нематериальную отдачу. Я уверена, что если ты настоящий воспитатель, это твой путь в жизни, ты не уйдешь, даже при такой зарплате. Любовь пересилит.

 

Елена Маслова

 

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ
Оцените статью
Орловская среда
Добавить комментарий