Маменькин садик

Когда оказываешься в саду музея Тургенева, сложно поверить, что он находится в шумном центре города, и буквально в нескольких метрах несутся автомобили. Так уютно, спокойно и красиво здесь. Все это – заслуга старшего научного сотрудника музея Веры Макешиной. Красоту здесь она создает уже несколько лет на добровольных началах и чистом энтузиазме.

Долой мерзость запустения

Собственно, сад – это тоже часть музейной экспозиции, которая называется «Маменькин садик». Он создан в память об орловском детстве Тургенева, о его матери Варваре Петровне, одержимой, по ее собственному признанию, «флероманией», то есть цветоводством. Когда-то сад Тургеневых занимал в Орле почти квартал. Сейчас дом, где родился Тургенев, уничтожен, место, где располагался сад, закатано асфальтом. Тем не менее сотрудники музея постарались хотя бы приблизительно воссоздать часть маменькиного садика на небольшом музейном участке.

Несколько лет назад здесь царили разор и запустение. Во дворе лежал строительный мусор, росли бурьян и сорняки. Кроме того, на территории музея Тургенева уже много лет  стоят давно сломанные автобусы, принадлежащие разным учреждениям культуры. Все просьбы их списать или убрать из музея (ведь это не стоянка) остаются неуслышанными. Теперь сад от ржавеющих автобусов отделяет живая изгородь.

– Именно «мерзость запустения» заставила нас преобразить это место, – рассказывает Вера Макешина. – А ведь это старинная часть городской дворянской усадьбы – и прямо в центре нашего города. Сначала мы стали думать, как посадить цветы, расположить клумбы, но постепенно родился ландшафтный проект, впоследствии получивший название «Маменькин садик».

Вере Макешиной и другим сотрудникам музея приходилось работать не только на земле, но и в архивах.

– Работая над оформлением этого уголка, мы использовали литературу по ландшафтному дизайну, сохранившуюся в мемориальной библиотеке Ивана Сергеевича Тургенева в фондах нашего музея, – продолжает Вера Макешина. – Это несколько книг на французском языке, выписанных Варварой Петровной из-за границы. Они содержат самые модные тенденции в оформлении сада первых десятилетий позапрошлого века. Это время перехода от французского – регулярного, симметричного и строго организованного сада к английскому – романтичному пейзажному парку, напоминающему природу в ее естественном состоянии. Основные сведения были почерпнуты нами из парижского издания «Трактат о составлении и украшении садов». После перевода с французского, который любезно сделала Людмила Анатольевна Балыкова, мы с удивлением обнаружили, что со времени издания этой книги в планировке садов, их флористике, произошли очень небольшие изменения.

Разрыв-трава для призрака

В «Маменькином саду» Вера ведет себя по-хозяйски:

– А что это у нас тут вода откуда-то льется? Почему шланг неплотно закреплен? А это что тут выросло, хоть его и не просили? Выдернуть! А вы у меня зацвели, миленькие вы мои! Ой, острекалась крапивой! Вот опять. Да что ж такое! Это сад меня, видно, наказывает за то, что давно не приходила…

Планировка сада на первый взгляд кажется незатейливой, лишенной изысков, но это один из принципов построения садов городских дворянских усадеб того времени. Тем не менее в ней отражены все основные части ландшафтного дизайна времен детства Тургенева. Это и декоративная стенка из камней, и пергола – деревянный каркас для вьющихся растений, и цветник с редкими для нашей полосы растениями, и ландшафтные холмы с земляникой и фиалками. Здесь есть даже небольшой грот, где можно увидеть фигурки эльфов – сказочных персонажей, столь часто упоминаемых Тургеневым в его произведениях. Для полной картины еще не хватает небольшого водоема – именно его создание станет ближайшим направлением работы.

Здесь растут две сосны разных видов. Вера называет их Иван Сергеевич и Николай Сергеевич – как двух братьев Тургеневых.

– Знаете, у них разные характеры: вот тот, который Николай, он более болезненный, как и его тезка, – комментирует Вера Макешина.

Напротив сосен нежная и изысканная вьющаяся ива сорта «криспа», которую зовут Полина – в память возлюбленной Тургенева Полины Виардо. По признанию работников музея, выписанное из-за границы дерево весьма капризно, и памятное жуткой жарой и засухой лето 2010 года ива пережила благодаря чуду и огромным усилиям сотрудников.

Царят в саду, конечно же, цветы. Флористический состав сада типичен для городской усадьбы времен Варвары Петровны. Здесь около полусотни сортов тюльпанов, которые мать Тургенева особенно любила. Также цветут нарциссы, кампанулы, незабудки, ландыши, лилии, ирисы, пионы, несколько сортов роз и другие растения. Оттеняют пространство сада традиционные для садов начала XIX века жимолость, бузина, бересклет, жасмин.

– В пик весеннего цветения, в мае, я, если честно, хотела бы поставить здесь палатку и вообще не выходить из сада, – признается Вера. – Настолько здесь прекрасно в это время! Для сада подбирались те сорта растений, которые использовались в то время, или их современные версии. Многие привезены из Спасского-Лутовинова или были предоставлены потомками семьи управляющего Спасским Лобанова. Конечно, неоценимым источником для нашей работы стали письма и хозяйственные распоряжения Варвары Петровны.

Неслучайно «Маменькин садик» в музее Тургенева начался с водосбора, или аквилегии. В своих дневниках Варвара Петровна указывает, что, почувствовав себя беременной вторым сыном, будущим писателем, она высадила в теплицу семена именно этого растения, чтобы одновременно подрастали и цветы, и ребенок.

Растет в музейном саду одно из самых редких и колдовских растений – знаменитая разрыв-трава, или прострел весенний. Это очень сложный в культивации лесной реликт, цветы которого, по легенде, ищет в Спасском и его окрестностях призрак деда писателя Ивана Ивановича Лутовинова.

Про цветы и колбасу

Сама Вера Макешина признается, что ее с детства тянуло к земле. Это любовь на всю жизнь – с тех пор, как года в три мама показала ей, какую травку на грядке надо выдернуть, а какую – оставить.

Правда, в последнее время Вера хочет уйти из сада. Дело в том, что все растения приобретаются на ее собственные, и без того не очень большие средства. В год на сад она тратит от семи до семнадцати тысяч рублей. Занимается «Маменькиным садиком» она в свободное от основной работы хранителя музея время. Кроме того, она – руководитель известного в Орле клуба бальных танцев «Орион». На сад сил уже не остается, признается она…

С садом связана и ее научная работа. Вера Макешина изучает символику растений в произведениях Тургенева.

С раннего возраста ухаживал за цветами и Иван Сергеевич Тургенев, и в течение всей последующей жизни он всегда возле своего дома обустраивал сад.

– Может быть, именно поэтому нас так захватывают описания природы в его произведениях, – замечает Вера. – Надо сказать, что в XIX веке в Европе существовал особенный язык цветов. С помощью букета люди могли обмениваться целыми посланиями. Вот, к примеру, символ дворянских гнезд – сирень. Немногие знают, что на Востоке, откуда она разошлась по всему миру, она считалась эмблемой грустного расставания. С разлукой она ассоциировалась и на Западе. Если девушка давала поклоннику ветку сирени, это означало решительный отказ. Тургенев, безусловно, знал символику цветов, чего только стоит символ – ветка сирени, брошенная на дороге в повести «Ася». Когда мы начали изучать символику растений в произведениях Ивана Сергеевича, какие новые бездны смысла открылись нам! А в страшной, на мой взгляд, повести «Первая любовь» катастрофу символизирует разоренный и изломанный цветник. И я, надо сказать, понимаю главного героя. Когда у нас в музее перекрывали крышу, рабочие буквально уничтожили мои цветы, в саду валялись кучи строительного мусора, окурки… Упрашивала рабочих быть аккуратнее – бесполезно. Потом просто сидела здесь и рыдала, глядя на эту картину. А надо мной усмехались: «Ну что ты плачешь, это же просто цветы, ерунда какая-то…» Но это же красота, красота этого мира… Есть в этом мире вещи, которые важнее того, на какой машине ты ездишь, какую колбасу будешь есть на завтрак…

Елена Маслова

 

Как это пишется по-русски
Орловские гармонисты – лучшие!
В лучах Рождественской звезды
Опубликовано 21 Авг 2013 в 14:06. В рубриках: Культура. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта. Количество просмотров: 1 548

Обращение депутатов к жителям Орловской области после отставки Потомского


Невров: "Потомский, хватит доить область!"


Должки и корешки


Потомский, в отставку! Флешмоб в Орле 15.09.2017


Митинг против Вадима Потомского 08.09.2017


Игорь Рыбаков о фактическом запрете публичных мероприятий законопроектом Потомского


Депутаты Елесин С. и Коновалов И. выступили против взятия кредита в 500 млн рублей


Депутатов не пускают в здание облправительства


По Орлу провезли топиарного "Шрэка"


КАК МИМО ЛЁТНОЕ ВИДЕНЬЕ


ОШИБКА ПРЕЗИДЕНТА


Депутат Виталий Рыбаков проверил состояние дорог города Орла


ГАРАНТ НА КРОВИ


Игорь Рыбаков требует ответов на заседании облсовета 28.04.2017


ПЕЙЗАЖ ПОСЛЕ БИТВЫ


Капитан Вадим Потомский пытается ответить на неудобные вопросы


СЪЕШЬ ПИРОЖОК


КАК ЭТО ЧАСТО НЕ СОВПАДАЕТ.


НЕ ПО ПОНЯТИЯМ.


ПРИГОВОР ДОРОЖЕ ДЕНЕГ.


ОШИБКА РЕЗИДЕНТА.


Жил отважный капитан.


Вадима Потомского поздравляют с 23 февраля.


Потомский подполковник


Парня в горы тяни рискни


Поздравление для
Вадима Потомского
с Новым годом!


Свежий номер

Реклама

При цитировании материалов
прямая гиперссылка
на orelsreda.ru обязательна
Главный редактор: Татьяна Филёва
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 57-00254
Реклама на orelsreda.ru и печатной версии "Орловская среда"
Для пресс-служб и размещения рекламы: : orelsreda@list.ru
тел.: (4862) 76-20-60
адрес: г. Орёл, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 25/27, пом.1
Наш индекс: 302028
© 2013-2015 ООО "Издательский дом "Орловская среда"