3 марта 2021



Мэрия исправляет «ошибки»: за чей счет?

№7 (631) от 3 марта 2021 г.

В вопросе о зарплатах работников орловских детских садов, наконец, появилась некоторая ясность. Депутату горсовета Сергею Елесину удалось получить документ, который чиновники долгое время скрывали от общественности, — акт Федерального казначейства от 12 марта 2020 года по результатам проведенной в финансово-экономическом управлении администрации г. Орла внеплановой выездной проверки исполнения бюджета за 2019 год, а также обоснованности и достоверности кредиторской задолженности, в том числе, просроченной, по состоянию на 1 января 2020 года.

Стоит напомнить, что именно этим документом чиновники администрации города Орла «оправдывали» снижение зарплат работников детсадов с октября 2020 г.: в прошлом году проверка Федерального казначейства выявила нарушения при оплате труда, соответственно, администрация города Орла была обязана снизить нагрузку на городской бюджет такими непопулярными мерами. Это официальная версия. А есть еще более официальная — самого Федерального казначейства. Изучим документ.

Несостоявшаяся «реформа»

Итак, Федеральное казначейство указывает: в целом кредиторская задолженность за период с 01.01.2013 по 01.01.2020 увеличилась в 10,26 раза или на 1026%. Резкий скачок кредиторской задолженности произошел (что неудивительно) в 2014 году в связи с уменьшением нормативов распределения налога на доходы физлиц в городской бюджет с 30% до 20%.

В числе причин роста кредиторской задолженности – недостаточность собственных доходов; увеличение расходов на выплату зарплаты работников образования и культуры в связи с ежегодным увеличением минимального размера оплаты труда и выполнения «майских» указов президента; обеспечение школьников горячим питанием; увеличение расходов на обслуживание госдолга (так, уплаченные проценты за полученные бюджетные и коммерческие кредиты за 2015 год составили 113,8 млн рублей, а за 2019 год — 185,3 млн рублей в связи с увеличением объема заимствований с 1 169,5 млн рублей в 2015 году до 4 306,7 млн рублей в 2019 году).

Федеральное казначейство обращает особое внимание «муниципалов» на следующее обстоятельство: с 2014 года, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации, орловские чиновники были обязаны ПОЭТАПНО «совершенствовать систему оплаты труда» в государственных (муниципальных) учреждениях. Численность обучающихся на одного педагогического работника и доля работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в общей численности работников дошкольных и образовательных организаций не должны превышать определенные нормативы. Напомним, на эту «реформу» давали несколько лет. Что же выявила проверка?

Основные количественные характеристики системы дошкольного образования в городе Орле в значительной степени превышают нормативы федерального уровня. В частности, установленные Планом мероприятий по повышению эффективности образования Орловской области нормативы «Доля работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в общей численности работников дошкольных образовательных организаций» в размере 56,6 процента не согласуются с положениями Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы. Предельная доля расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения должна составлять не более 40 процентов, указывает Федеральное казначейство.

Таким образом, превышение фактического количества сотрудников педагогического, административно-управленческого, вспомогательного и прочего персонала составило 2 128 человек, в том числе:

педагогического персонала — на 598 человек; административно-управленческого и вспомогательного персонала — на 1530 человек.

При этом область считает, что превышение фактической численности сотрудников отсутствует, более того, выявлена нехватка административно-управленческого, вспомогательного и прочего персонала.

Какой вывод делает казначейство?

План мероприятий по повышению эффективности образования Орловской области позволяет формировать фактическую численность работников дошкольных учреждений, которая значительно превышает показатели федерального уровня. «При этом обращает на себя внимание превышение административно-управленческого, вспомогательного и прочего персонала по отношению к педагогическому составу», — констатирует казначейство.

Встречные проверки подтвердили превышение административного, вспомогательного и прочего персонала в общей численности работников дошкольных образовательных учреждений в значительной степени.

Заметим, финансовое обеспечение персонала, непосредственно связанного с обслуживанием зданий и оборудования, систем отопления, доставкой и хранением средств обучения, продуктов питания (истопники, кочегары, операторы бойлерных, водители, грузчики, кладовщики, кастелянша, подсобные рабочие, слесари-сантехники, садовники, сторожа, рабочие по уходу за животными (?) и пр.), относящегося к категории прочего или вспомогательного персонала, осуществляется за счет местного бюджета.

Учитывая данное обстоятельство, увеличение минимального размера оплаты труда от 5554 рублей (на 1 января 2014 года) до 12 130 рублей (на 1 января 2020 года) является причинами образования кредиторской задолженности, в том числе просроченной, бюджета города Орла, констатирует Федеральное казначейство. Иными словами, зарплаты платили «в долг», за счет кредитов.

«В случае приведения региональных нормативов дошкольного образования к нормативам федерального уровня экономия средств местного бюджета составит более 400 млн рублей».

Федеральное казначейство «выразилось» предельно ясно: в орловских детсадах существенно превышено количество персонала, как педагогического, так и административно-управленческого и вспомогательного, причем количество сотрудников последней категории — значительно. Поэтому растут долги. Орловским чиновникам напомнили: урегулировать этот вопрос поэтапно они могли еще несколько лет назад, однако этого сделано не было.

Мы не можем сказать, как именно и наименее болезненно для работников детсадов должна была проходить эта «реформа», об этом должны были думать ответственные чиновники, получающие свои зарплаты из бюджета, и заведующие детсадов, в штатах которых, возможно, числятся вышеупомянутые

рабочие по уходу за животными, истопники, кочегары, операторы бойлерных, водители, грузчики, кладовщики, кастелянша, подсобные рабочие, слесари-сантехники, садовники, сторожа и прочие.

Как нам кажется, настало время проверить, работают ли на самом деле все эти «специалисты» в детских садах.

Примечательно, что в зарплатах уже потеряли воспитатели и няни, информация об этом появилась в открытых источниках еще в октябре 2020 года. На понижение зарплат жаловались и педагоги, и помощники воспитателей, у заведующих детсадов и «рабочих по уходу за животными» особенных претензий не было. Разве это не удивительно?

 

Предложения об изменениях

Что предлагается сотрудникам детсадов в нынешней ситуации?

Не так давно администрация города предложила внести изменения в решение Орловского горсовета от 25.08.2011 г.  об отраслевой системе оплаты труда работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Орла.

С 1 октября 2021 года предлагается внести изменения в систему       оплаты труда для педагогических работников в части:

— увеличения базовой единицы, применяемой для определения должностного оклада педагогическим работникам с 6 154 рублей до 6 340 рублей;

повышения надбавки к должностному окладу молодым специалистам в течение трёх лет с 20% до 40%;

повышения коэффициента квалификации за наличие категории: первой категории – на 20% (с 0,68 до 0,88); второй категории – на 25% (с 0,79 до 1,04);

введения к должностному окладу воспитателей дополнительных коэффициентов за специфику работы в группах с превышением плановой (проектной) наполняемости воспитанников и за специфику работы в группах общего назначения разной возрастной категории.

С 1 января 2021 года предлагалось:

Внести изменения в систему оплаты труда помощников воспитателей, младших воспитателей:

ввести дополнительные коэффициенты за специфику работы в группах с превышением плановой наполняемости, за специфику работы в группах разной возрастной категории и в группах с детьми, имеющими отклонения в развитии;

в системе выплат из компенсационного фонда вводится коэффициент в размере 10 % за работу с родителями.

Установить процентное ограничение расходов на оплату труда административных работников детсадов (руководитель, заместитель руководителя, главный бухгалтер) в размере 10% средств, направляемых на оплату труда работников за счёт бюджетных средств и доходов от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности.

Установить предельную долю расходов на оплату труда работников из числа административного, обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала:

на 2021 год – не более 29% от средств на оплату ставок (окладов) заработной платы всех работников дошкольной образовательной организации и дополнительно при наличии: структурных подразделений – 0,5%, автономных котельных – 0,5%, пищеблока – 14%, прачечной – 5%;

— на 2022 и 2023 годы – не более 28% от средств на оплату ставок (окладов) заработной платы всех работников дошкольной образовательной организации и дополнительно при наличии: структурных подразделений – 0,5%, автономных котельных – 0,5%, пищеблока – 14%, прачечной – 5%.

 

«Ввиду отсутствия обоснований и расчетов»

Проект решения проанализировала Контрольно-счётная палата города Орла. Аудиторы отметили следующие противоречия.

Городские чиновники «не дают оценку финансовым и правовым последствиям принятия предлагаемых изменений в действующую систему оплаты труда педагогических работников, а также помощников воспитателей и младших воспитателей, осуществляемой за счёт бюджета Орловской области. Регламентирующие документы субъекта отсутствуют»

Исходя из представленных управлением образования данных, ожидаемый расход фонда оплаты труда педагогических работников на 2021 год составит 919,4 млн рублей, что на 15,5 млн рублей превышает исполненные расходы в 2020 году.

Представленные к проекту решения материалы содержат противоречивые данные и не подтверждены расчётами.

ФОТ исчислен по действующей системе оплаты труда, т.е. без учёта вносимых изменений. Подробный расчёт ФОТ на 2021 год на сумму 919,4 млн рублей в подтверждение представленных сведений отсутствует, что не позволило провести их анализ, делает вывод КСП.

Учитывая, что в первом расчёте ФОТ воспитателей на 2021 год определён в сумме 711,3 млн рублей, иных педагогических работников — в сумме 208,1 млн рублей, что составило 919,4 млн рублей, то по вновь представленным данным ФОТ педагогических работников (в том числе воспитателей) на 2021 год должен составить 1 096,4 млн рублей (888,3 млн руб. + 208,1 млн руб.).

КСП вновь обращает внимание на тот факт, что к проекту решения вообще не представлены ни пояснения, ни расчёты ФОТ и его изменения с учётом вносимых изменений в систему оплаты труда педагогических работников помимо воспитателей, штатной численностью 685 ед.

Реальный расчёт потребности в средствах на заработную плату педагогических работников на 2021 год, учитывающий вносимые изменения с 1 октября 2021 года, не представлен.

Согласно представленному Управлением образования обоснованию по состоянию на 01.10.2020 г. было осуществлено формирование штатной численности с учётом приведения режима рабочего времени вспомогательного персонала в соответствие с нормами трудового законодательства (изменение режима работы с 12 часов в день на 10 часов и, соответственно, нагрузка с 1,5-1,75 ставки пересмотрена в сторону уменьшения до 1,25 ставки), в результате было оптимизировано (сокращено) неэффективной штатной численности вспомогательного персонала в количестве 486,5 штатных единиц (помощники воспитателей, младшие воспитатели) — с 1481,25 ед. до 994,75 ед.

Пересмотр норм труда и режима работы вспомогательного персонала с 1 октября 2020 г. привёл к снижению заработной платы у помощников воспитателей, младших воспитателей в среднем на 3 032,50 рублей в месяц.

Исходя из представленных управлением образования данных, внесение изменений в действующую систему оплаты труда с 01.01.2021 г. позволит из 758-ми только 163-м (21,5 %) помощникам воспитателей, младшим воспитателям дошкольных организаций повысить уровень заработной платы в диапазоне от 29,02 до 5 762,42 рублей.

Согласно представленным расчётам, фонд оплаты труда помощников воспитателей, младших воспитателей на 2021 год с учётом вносимых изменений в систему оплаты их труда составит 233,9 млн. рублей, что на 15,3 млн. рублей меньше, чем в 2020 году (249,2 млн. рублей).

Контрольно-счетная палата делает выводы:

ввиду отсутствия всех необходимых обоснований и расчётов, не представилось возможным провести финансово-экономическую экспертизу представленного проекта решения в полном объёме;

отсутствие регламентирующих документов Орловской области по вносимым изменениям в действующую систему оплаты труда работников из числа педагогов и учебно-вспомогательного персонала, относящихся к должностям «помощник воспитателя, младший воспитатель», осуществляемой за счёт бюджета Орловской области, может привести к дополнительным расходам городского бюджета, в связи с чем требуется проведение дополнительной правовой экспертизы.

 

Кому должно быть стыдно?

И тем не менее один из вопросов – повышения зарплат учебно-вспомогательному персоналу – был вынесен на очередную сессию горсовета. Заместитель мэра г. Орла Ирина Проваленкова сообщила, что зарплата повысится у ста процентов помощников воспитателей и младших воспитателей, но сделала важное уточнение: «758 человек получат увеличенную зарплату по сравнению с той, которую они получают с 1 октября 2020 года». Достигнут ли эти зарплаты уровня «дооктябрьского» периода, администрация г. Орла благоразумно не уточнила. Впрочем, ранее этот вопрос разъяснила Контрольно-счетная палата.

Как сообщила Ирина Проваленкова, «условия внесения изменений в систему оплаты труда предусматривают введение ряда коэффициентов. Введение к должностному окладу допкоэффициента за специфику работы в группах с превышением плановой наполняемости воспитанников. Плановая наполняемость — 20 человек в группе. За работу в группах, где плановая наполняемость составляет норму «единица», вводится коэффициент: за работу в группах, где превышение плановой наполняемости составляет до 25 процентов — 1,07, за работу в группах, где превышение плановой проектной наполняемости с 25 до 50 процентов – 1,08, за работу в группах, где превышение плановой наполняемости составляет свыше 50 процентов — 1,12. К должностному окладу вводится еще один дополнительный коэффициент – за специфику работы в группах разной возрастной категории и в группах с детьми, которые имеют отклонения в развитии. Конкретно за работу в группах до трех лет — 0, 71, за работу в группах старше трех лет — 0, 69, за работу в группах с детьми, которые имеют отклонения в развитии, — 0,7. Кроме того, в системе выплат из компенсационного фонда работникам из числа учебно-вспомогательного персонала (помощник воспитателя, младший воспитатель), предусмотрен компенсационный коэффициент за работу с родителями — 10 процентов.

Также администрация ходатайствует об установлении процентного ограничения расходов на оплату труда работников из числа административного персонала — руководитель, заместитель руководителя, главный бухгалтер в размере 10 процентов от средств всего фонда оплаты труда, в том числе и за счет средств от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности».

Решение было принято единогласно. Тем не менее, депутат Евгений Косогов напомнил о снижении зарплат воспитателям и о майских указах президента: воспитатели должны получать не менее 80 процентов от средней зарплаты по региону (25 600 рублей от 30 800 рублей соответственно). На сегодняшний день эта цифра существенно ниже – 15 500 рублей. Депутат призвал коллег выйти с законодательной инициативой в облсовет, чтобы и педагоги, и учебно-вспомогательный персонал орловских детских садов получали достойные зарплаты.

Евгения Косогова поддержал депутат Игорь Рыбаков: «Очевидно, что предложенные администрацией меры не полностью компенсируют зарплаты работникам детсадов. Предлагаю обратиться к Клычкову с требованием восстановить уровень зарплат работникам муниципальных дошкольных учреждений и выделить из бюджета Орловской области дотации на эти цели. С учетом уровня инфляции. Не только депутатам, но и губернатору должно быть стыдно, что люди, которые воспитывают наших детей, получают низкие зарплаты».

Наталья Зарубина

 

Комментирует депутат городского Орловского городского Совета Сергей Елесин:

В октябре 2020 года была снижена норма рабочего времени для вспомогательного персонала, так называемых нянечек или помощников воспитателей, — с 12 часов до 10. Соответственно, нагрузка с 1,5-1,75 ставки уменьшилась до 1,25 ставки. В результате этой оптимизации численность штатных единиц сократилась на 486,5 единицы, зарплата в связи с пересмотром норм труда и режима работы сократилась на 3032 рубля 50 копеек. Важный момент: функционал при этом не изменился, обязанность по часам кормить детей, собирать их на прогулки и т.д. – все это осталось. Нагрузка уменьшилась только на бумаге. Но за эту работу они стали получать на три тысячи рублей меньше. Сейчас эта зарплата далека даже от средней по региону. Появилось много вопросов: к депутатам, чиновникам и губернатору.

Губернатор решил сделать что-то вроде пожертвования, и в виде материальной помощи по девять с лишним тысяч рублей выплатили младшему персоналу. Люди это восприняли не как разовую помощь, а как доплату, возврат тех денег, которые у них забрали.  Наступил январь, все получили опять на три тысячи меньше. Администрация думает, как выйти из этой ситуации, и предлагает: давайте менять коэффициенты. Мы не против того, чтобы вернуть деньги, вопрос в том, почему изначально людям сократили зарплаты. Наконец, выяснилось, почему. Была проверка Федерального казначейства. Новиков и Муромский в 2020 году направили письмо в Министерство образования, проинформировали, что у нас огромная кредиторская задолженность. Большая часть долга — это кредиторская задолженность учреждений образования. Федеральное казначейство проинформировало городских чиновников во всех подробностях о причинах образования огромной кредиторской задолженности. Выяснилось, что есть определенные критерии, есть необходимое соотношение количества детей и педагогов. Эта норма по оптимизационной программе 2012-2018 годов должна была достичь 12,8 воспитанника на одного педагога. Это федеральные требования. Чтобы достичь таких показателей, правительство Орловской области вводит свои плановые коэффициенты, план мероприятий по оптимизации, и он по каким-то причинам не совпадает с федеральным: число обучающихся по плану мероприятий Орловской области составляет 9,2 воспитанника на одного педагога. То есть фактически у нас педагогов больше, чем должно быть. Проверка показала, что управление образования города Орла все четко сделало в соответствии с планом мероприятий Орловской области. Но эти нормы не сходятся с федеральными. Область должна была постепенно, с 2012 по 2018 годы, проводить ту самую оптимизацию. Может, нужно было немного увеличить нагрузку, но в таком случае люди знали бы, за что работают. Ставки были бы больше за счет оптимизации, потому что денег выделяется определенное количество. Есть еще доля работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в общей численности сотрудников детсадов. В Орловской области была установлена норма, также превышающая федеральную, — порядка 56,6 процента.

Область утверждала, что у нас все в порядке, но, если бы чиновники привели областные нормы в соответствие с федеральными, высвободилось бы 400 миллионов рублей. К тому же отмечается, что в 2014 году между Орловской областью и Министерством образования и науки было заключено соглашение, которое подразумевало эту оптимизацию.

Сейчас я просто пытаюсь восстановить картину: бьют губернатора по шапке за то, что не было никакой оптимизации, он говорит: исправляйте, как хотите. У нас младшие воспитатели работают на 1,5 ставки, чтобы хотя бы 18 тысяч получать. Режьте ставки. Режут по полставки, а это 800 человек, высвободили 400 единиц и отчитались перед губернатором: смотрите, город Орел сократил численность младшего состава. А сейчас говорят: зарплата у них маленькая, давайте поднимать коэффициенты. Мы не против, но, как нам кажется, раз это деньги субъекта, субъект все-таки должен был транслировать нам и ставки, и коэффициенты. И, если мы что-то повышаем, мы должны источники дохода под это находить. Не получится ли так, что это будет нецелевое использование средств? Где гарантии, что денег на «повышение» хватит на всех?

Когда обсуждались эти вопросы, заведующие детсадов спрашивали у депутатов: что мы скажем людям, когда вернемся с этой встречи? А ведь нужно было у Проваленковой, у Парахина спрашивать, когда они приходили к ним с «беседами» в детсады, почему людям на три тысячи меньше заплатили.

И нужно, наконец, раскрыть истинный состав сотрудников в детсадах. Те, кто работает с детьми, и администрация, «хозблок», какие это ставки, что за люди там работают. Много рабочего персонала. «Хозблоку» мы платим из городского бюджета. Это значительный процент от общего числа сотрудников. Вопросы совместительства сейчас, как мне кажется, особенно актуальны. Реальное количество тех, кого кормит городской бюджет, погрязший в долгах. Не случайно казначейство указывает: у вас очень много «прочего» персонала, скорее всего, больше денег приходится доплачивать «техническим сотрудникам». Все это нужно очень тщательно проверять.

 

Когда верстался номер:

Как стало известно «Орловской среде» из инсайдерских источников, в ближайшее время в детских садах города планируется массовое сокращение педагогов, которые ведут занятия по музыке и физкультуре. Если эта информация соответствует действительности (надеемся, что администрация города Орла либо подтвердит, либо опровергнет ее), то работы предположительно могут лишиться более 100 человек. Возможно, именно за счет музыкальных работников и физруков чиновники решили повысить урезанные зарплаты другим работникам детсадов. Ну а в конечном итоге заплатить за все придется родителям дошколят – в том случае, если музыка и физкультура в детсадах станут платными…

 

 

Опубликовано 03 Мар 2021 в 15:45. В рубриках: Экономика. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Отзывы и пинг пока закрыты. Количество просмотров: 499

Комментарии закрыты.

Новости

19 СЕНТЯБРЯ ГОЛОСУЕМ ПО СОВЕСТИ!



Уголовная ответственность за фальсификацию выборов.



Сегодня депутаты Справедливой команды посетили строительный объект Красный мост. Работы не ведутся, строительная техника исчезла в неизвестном направлении… Депутаты Справедливой команды держат ситуацию на контроле.



ЧТО НАШЛА СПРАВЕДЛИВАЯ КОМАНДА?



СРОКИ РЕКОНСТРУКЦИИ КРАСНОГО МОСТА, СКОРЕЕ ВСЕГО, БУДУТ УВЕЛИЧЕНЫ.



Вечерний гость - Виталий Рыбаков.



Небезопасные - Безопасные дороги в Орловском районе.



Виталий Рыбаков о скудном бюджете г. Орла



ФАКТ ПО ИМЕНИ ПАРАХИН



Обращение



О переделе рынка пассажирских перевозок в орле



Остаёмся дома!



Свежий номер

Реклама

При цитировании материалов
прямая гиперссылка
на orelsreda.ru обязательна
Главный редактор: Татьяна Филёва
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС 57-0992 Р
Реклама на orelsreda.ru и печатной версии "Орловская среда"
Для пресс-служб и размещения рекламы: : orelsreda@list.ru
тел.: (4862) 76-20-60
адрес: г. Орёл, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 25/27, пом.1
Наш индекс: 302028
© 2013-2020 ООО "Агентство "Орловская среда"