Музыкальные краски Антона Котикова

30 марта в орловской филармонии состоится авторский вечер музыкального проекта «Jazz-LAB» Антона Котикова. Антон – орловский музыкант, который уже давно живет и работает в столице. Почти каждый месяц в рамках проекта «Джазовая лаборатория» вместе с ним в нашем городе выступают интересные джазовые музыканты. В этот раз он выступит в составе трио с Марией Кулаковой (арфа) и Петром Афанасьевым (ударные).    В программе будут исполняться авторские композиции Антона Котикова.

— Расскажите о себе. Как получилось, что вы взяли в руки саксофон и стали профессиональным музыкантом?

— Я родился в городе Орле, здесь же вырос, учился в школе и музыкальном училище. То, что я взял саксофон в руки – это, видимо, судьба. Когда в 12 лет я пришел поступать в музыкальную школу, как все нормальные мальчишки, в класс гитары, мне сказали, что гитаристов уже набрали, но мы можем взять тебя на саксофон в класс Юрия Уханова.           Я решил попробовать. На дудуке же я первый раз попробовал играть тоже в Орле, в музыкальном училище. А когда я работал в Сочи в одном коллективе, хозяева заведения, где мы выступали, оказались армянами. Они узнали, что я играю на дудуке, но у меня нет своего, тогда просто взяли и подарили мне его. Флейтой я начал увлекаться уже в академии в Москве. Даже не собирался вначале. Но меня почему-то постоянно спрашивали: «Ты играешь на флейте?». Потом возникла необходимость – играл в разных коллективах, приходилось подменять флейтистов. Так и пошло. Кларнет тоже возник внезапно. Еще играю на ударных, перкуссии, гитаре, рояле, немного – контрабас, бас-гитара.

— Когда вы решили связать свою жизнь с музыкой? Это сразу, с детства было серьезно?

— Не сказал бы, что саксофон захватил меня сразу. Вообще все началось с того, что мой дедушка в шесть лет отдал меня на аккордеон. Меня хватило на полтора года, а потом бросил. Представляете шестилетнего ребенка с таким огромным инструментом? Мой дедушка Дмитрий Васильевич Котиков был мастером по аккордеонам и баянам. А гитара у нас дома всегда висела на стене. Когда мне исполнилось 12 лет, я ее снял, протер пыль и стал заниматься под чутким дедушкиным руководством. После музыкальной школы, поступил в училище, затем академия, аспирантура, преподавание, последним и занимаюсь до сих пор. Преподаю саксофон, флейту, джазовый ансамбль, историю джазового исполнительского искусства.

— Почему же саксофон все-таки остался на всю жизнь?

— Саксофон – это один из тех инструментов, на котором я могу выразить все свои чувства. А сейчас у меня бывают такие ситуации, когда не знаешь на каком инструменте исполнить свое новое сочинение. Например, композицию «Посвящение Нино Катамадзе» я изначально сочинил для флейты, а потом стал играть ее на кларнете, а теперь снова играю ее на флейте, но уже на альтовой. И так со многими композициями. Каждый музыкальный инструмент – это краска. Выбор красок зависит о того, что ты хочешь изобразить, что акцентировать. Мне часто приходиться играть не только джазовую музыку, но и этническую и академическую. У меня, кстати, есть хобби – собираю этнические музыкальные инструменты. К примеру, есть флейта из сандалового дерева. Она обладает такой уникальной особенностью – во время игры пахнет сандалом.           Мне интересно играть разную музыку, вплоть до электронной. Когда сочиняешь, то не думаешь, в каком она будет стиле. Тебе приходит мелодия, ты садишься за рояль, начинаешь играть, приходит гармония.  И только потом оказывается, что это босса-нова, фьюжн или что-то еще.

— А как приняла Москва? Часто рассказывают страшилки о тяжелой борьбе за место под солнцем в столице.

— В Москве надо заполнять пустые места, а не пытаться выжить кого-то с уже занятого. Допустим, не было в Москве педагога по джазовой флейте. Я им стал. Не хочу хвастаться, но получилось так, что мы открыли в Москве первую школу джазовой флейты. В джаз-клубы меня стали приглашать, когда я начал находить что-то свое в игре, свою «фишку». Тот же мультиинструментализм – это тоже индивидуальная особенность. Когда за один концерт меняешь по три-четыре инструмента, и еще играешь авторские композиции, публика это очень ценит.  Если ты по-своему чем-то уникален, то ты вне конкуренции.

— Вы давно востребованы в Москве как преподаватель и исполнитель. Тем не менее, почти каждый месяц вы с концертом приезжаете в Орел и привозите замечательных музыкантов. Даже ваш альбом называется «Путешествие в город Орел». Почему вы возвращаетесь в родной город снова и снова, в отличие от многих из тех, кто переехал в столицу?

— Я благодарен городу Орлу за то, что он воспитал меня как музыканта. В частности я благодарен Виктору Валентиновичу Некрасову, который, к сожалению, недавно ушел из жизни. Это человек, в 70-х годах основал джазовое отделение в Орле. А еще он серьезно познакомил меня с джазом, и дал дорогу в жизнь. Нам очень его не хватает. Я надеюсь, что молодое поколение музыкантов будет поддерживать джазовую культуру в городе Орле.

— Расскажите, пожалуйста, о предстоящем концерте в Орле. Насколько я понимаю, это будет не рядовой концерт вашего проекта «Джазовая лаборатория», а ваш творческий вечер.

— Это будет уникальный концерт, потому что на нем сыграет арфистка. Мария Кулакова – одна из первых джазовых арфисток в Москве. Арфа, духовые и ударные – это сочетание довольно редкое. Музыка на концерте будет разная. Мы исполним композиции, которые уже слышала орловская публика, но в аранжировках для арфы, а также новые произведения. Сыграю несколько вещей на рояле, и армянском дудуке.

— А как именитые московские музыканты реагируют на предложение выступить в Орле, в провинции?

— Орел не так далеко от столицы, как например, Хабаровск или Архангельск. Знаете, иногда, чтобы доехать на автомобиле по пробкам из Алтуфьева в Кузьминки, уходит примерно столько же времени, как путешествие до Орла. И потом, музыкантам всегда очень интересно сыграть в филармонии. Ведь филармония – это место с благодарной публикой. Основные площадки для выступлений джазового музыканта – это клубы, где шумно, люди пьют, курят, часто забывают, что они слушают музыку. А в филармонии люди приходят для того, чтобы послушать музыку.

— А каков баланс импровизации и заготовок на ваших концертах? Чего больше?

— По-разному. Очень большое значение имеет, публика на концерте. Какая будет публика, такая будет атмосфера, какая будет атмосфера, такая и музыка. Поэтому ты можешь задумывать одно, а в итоге получится совершенно по-другому и это будет тоже хорошо. Есть, конечно, небольшие наброски: мелодия, гармония, ритм, форма. Но в основе лежит импровизация и атмосфера, создаваемая публикой. Орловскую публику я очень люблю – она создает мне именно ту атмосферу в зале, которая нужна для хорошего концерта.

— Как в ваше творчество влилась этника? И почему?

— Этника пришла ко мне после изучения исполнителей на армянском дудуке. Больше всего в этнической музыке меня привлекает то, что это музыка сердца. Многие прекрасные этно-музыканты не знают нот, не имеют музыкального образования. Но когда они играют, ты осознаешь, что со всеми своими музыкальными образованиями тебе еще многому предстоит у них научиться. Этническая музыка – это музыка того времени, когда не было музыкальных школ, когда каждый человек создавал свою собственную, уникальную музыку, свой собственный музыкальный инструмент. Да, музыка каждого народа передает его душу, они разные, но все равно корнем является импровизация. Она передает все, что вокруг тебя через краски звуков. Человек, который слушает эту музыку, также резонирует с этим миром, этой атмосферой. И ты понимаешь, что один язык нот здесь не работает, здесь надо вкладываться полностью. Как говорил мой учитель по дудуку Борис Мартиросов, для того чтобы играть, надо иметь сердце и душу.

Беседовала Елена Маслова

О музыканте

Антон Котиков окончил Орловское областное музыкальное училище по классу саксофона у Юрия Бруевича. Затем продолжил обучение в Москве в ГКА имени Маймонида, класс доцента Дмитрия Бриля. Антон Котиков – музыкант-мультиинструменталист, аранжировщик, композитор и педагог. В его руках превосходно звучат все саксофоны (от сопрано до баритона), флейта и кларнет, этнические духовые инструменты и другие. Открытый проект «Jazz-Лаборатория» был создан 20-го апреля 2008 г. в Орле группой музыкантов под руководством ныне покойного заведующего эстрадным отделением орловского музыкального училища Виктором Некрасовым. Тогда же был приглашен  Антон Котиков. После ухода Виктора Валентиновича он стал продолжать его дело. Особенностями проекта являются использование этнических духовых инструментов (армянский дудук, индийский дудук, непальская флейта и др.), авторская музыка и аранжировки Антона Котикова, а также постоянное привлечение новых музыкантов.

 

Я думаю, а ты говоришь
За правдой к Марковне
Обращение депутата Орловского областного совета народных депутатов Игоря Рыбакова к избирателям
Опубликовано 27 Мар 2013 в 13:07. В рубриках: Персона. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта. Количество просмотров: 1 964

Потомский, в отставку! Флешмоб в Орле 15.09.2017


Митинг против Вадима Потомского 08.09.2017


Игорь Рыбаков о фактическом запрете публичных мероприятий законопроектом Потомского


Депутаты Елесин С. и Коновалов И. выступили против взятия кредита в 500 млн рублей


Депутатов не пускают в здание облправительства


По Орлу провезли топиарного "Шрэка"


КАК МИМО ЛЁТНОЕ ВИДЕНЬЕ


ОШИБКА ПРЕЗИДЕНТА


Депутат Виталий Рыбаков проверил состояние дорог города Орла


ГАРАНТ НА КРОВИ


Игорь Рыбаков требует ответов на заседании облсовета 28.04.2017


ПЕЙЗАЖ ПОСЛЕ БИТВЫ


Капитан Вадим Потомский пытается ответить на неудобные вопросы


СЪЕШЬ ПИРОЖОК


КАК ЭТО ЧАСТО НЕ СОВПАДАЕТ.


НЕ ПО ПОНЯТИЯМ.


ПРИГОВОР ДОРОЖЕ ДЕНЕГ.


ОШИБКА РЕЗИДЕНТА.


Жил отважный капитан.


Вадима Потомского поздравляют с 23 февраля.


Потомский подполковник


Парня в горы тяни рискни


Поздравление для
Вадима Потомского
с Новым годом!


Свежий номер

Реклама

При цитировании материалов
прямая гиперссылка
на orelsreda.ru обязательна
Главный редактор: Татьяна Филёва
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 57-00254
Реклама на orelsreda.ru и печатной версии "Орловская среда"
Для пресс-служб и размещения рекламы: : orelsreda@list.ru
тел.: (4862) 76-20-60
адрес: г. Орёл, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 25/27, пом.1
Наш индекс: 302028
© 2013-2015 ООО "Издательский дом "Орловская среда"