28 марта 2018



На два балла

№11 (504) от 28 марта 2018 г.

Оценку «неудовлетворительно» получила от депутатов на профильном комитете команда областного правительства. Причем «неуд» оставшиеся на своих постах чиновники из команды экс-губернатора Потомского заслужили сразу по двум важнейшим направлениям: за привлечение инвестиций и за управление областным имуществом. Накануне сентябрьских выборов губернатора это очень тревожный «звоночек», ведь такие «специалисты», сохранившие насиженные места  даже невзирая на отрицательные результаты своей работы, вряд ли воодушевят жителей области. Что характерно, львиная доля недоработок, на которые обратили внимание депутаты, регулярно освещалась в нашем издании (поэтому сразу просим прощения у читателей за большое количество ссылок на наши предыдущие публикации).

 

Все хорошо, прекрасная маркиза, и хороши у нас дела!

 

Доклад зампредседателя облправительства по развитию инвестиционной деятельности Сергея Филатова должен был прозвучать месяцем ранее. Напомним, в феврале 2018-го впервые в современной истории регионального законодательного органа чиновник областной администрации отказался отвечать на вопросы депутатов и рассказывать о своей деятельности. Подобная позиция, мягко говоря, шокировала народных избранников. Тем более что, по словам председателя комитета Сергея Потемкина, если человек «варится» в какой-то теме, то его можно спросить об этом в любое время. Но Сергей Филатов настоял на том, что доклад сначала должен быть согласован с другими чиновниками. И вот в марте депутаты все же получили возможность узнать о том, как привлекают инвесторов в Орловскую область. Однако выступление, наполненное общими фразами, не произвело на депутатов должного впечатления. Перечисление побывавших у нас делегаций из Бенина, Индонезии и прочих стран не привело к появлению на Орловщине каких-либо значимых проектов. А сами постоянно упоминавшиеся проекты с большими цифрами – это заслуга не действующей команды, а предшественников Филатова.

Первый же вопрос вице-спикера после обширного доклада касался представленной депутатам информации. «Я читаю и пытаюсь разобраться. Строительство завода по производству плит из ДСП. Запуск планируется на июнь 2017 года. Объем инвестиций в 2016 году составит… Не составИЛ, а составИТ! Открываем следующий проект. В 2016 году компанией планируется… Вы за какой год отчитываетесь? За 2017-й? Для чего тогда вы такие документы в областной совет даете? Они почему не актуализированы?» – возмутился  Михаил Вдовин. Ответа о неактуальных данных, на подготовку которых господин Филатов просил у депутатов целый месяц, так и не прозвучало.

 

Депутат Виталий Рыбаков решил сузить круг обсуждения и исключить те проекты, которые были запущены в Орловской области еще при предыдущих губернаторах. Почему в докладе постоянно фигурируют инсулиновый завод «Санофи», селекционно-гибридный центр и «Керама Марацци»? Они пришли уже давно и будут развивать свое производство. Зачем ставить себе в заслугу то, что и так развивается? Какие крупные инвесторы появились в нашем регионе с помощью команды экс-губернатора Потомского? Где разрекламированный «Стемал»? Малоархангельский завод кирпича с 2015 года не запущен. Какие конкретно из крупных проектов запущены за то время, пока Сергей Филатов он занимает этот ответственный пост, попытались выяснить депутаты. Повторил вопрос и председатель комитета Сергей Потемкин. Ответ на этот вопрос потребовал консультаций с юристом.

 

Консультации юриста

 

– Мою работу за 2,5 года на посту будет оценивать мой работодатель. И я предлагаю вам действовать в рамках законодательства РФ. Не надо переходить на личности. Я отчитываюсь за определенные направления работы, – ответил Сергей Филатов.

 

После такого ответа депутаты вынуждены были обратиться к юристу за советом – могут ли депутаты спросить о конкретных результатах работы областного чиновника? Юрист пояснила, что заданный вопрос никак не выходит за рамки регламента работы комитета. Руководитель может ответить о том, какие конкретно крупные инвесторы появились при Сергее Филатове. Ответ господина Филатова был кратким – ни одного крупного инвестпроекта.

 

2 процента – это успех!

 

Также на комитете зашла речь про другой очень часто упоминавшийся экс-губернатором проект индустриального парка «Зеленая роща». Почему в «Зеленой роще» не запущено никаких новых производств? Почему за столько лет на этой площадке как появилось изначально два инвестора – так двое и остаются? Ответ Сергея Филатова был гениален. Он отметил, что привлечение инвесторов – это очень сложный процесс и если из 100 планировавшихся проектов удается запустить хотя бы два-три – это уже хорошо. Причем, по мнению Сергея Филатова, такой процент успеха – это общемировая практика. А вообще, ситуация, по словам Филатова, нормальная: «Мы в «доброй середине» по объему инвестиций в основной капитал». Вот только данные Росстата говорят о том, что хуже Орловщины работали с инвесторами в 2016 году всего два региона: Ивановская и Костромская области. То есть мы третьи с конца по ЦФО! Но господин Филатов не оставлял попыток заверить депутатов, что в действительности все совсем не так, как на самом деле.

 

При этом Сергей Филатов отметил, что на вложение частных инвестиций влияет множество факторов. Так, чиновник привел в пример проект по строительству теплиц на месте бывшего совхоза «Юбилейный», на который дважды повлияли санкции и осложнение отношений между Россией и Турцией. Но теплицы продолжают строить, заверил чиновник. Более того, в эти дни тихо и незаметно отметил годовщину когда-то шумно пропиаренный прогубернаторскими СМИ инвестиционный контракт Орловской области о реализации в регионе совместного со словенской компанией «Рико» проекта стоимостью 400 млн евро (наше издание подробно писало об этом в №34 (452) от 15 февраля 2017 г. «Словенские фантазии Потомского: вариации на тему инвестиций»).  Депутаты поинтересовались у господина Филатова судьбой и этого проекта.

 

По словам Филатова, были поданы заявки в банк на получение займа. Но финансовое положение орловской стороны проекта – «Агрофирмы Мценская» не позволило получить кредит. В итоге были направлены обращения в Торгово-промышленную палату и отраслевые союзы для привлечения другого инвестора, который обладал бы достаточным собственным капиталом для обеспечения гарантии совместного проекта с фирмой «Рико». Напомним, речь идет о привлечении 30 миллиардов рублей для строительства ряда предприятий и создания 3 000 новых рабочих мест.

 

Депутатов поразило, что облправительство сначала подписало соглашение и распиарило в СМИ проект как уже свершившийся, и лишь потом выяснилось, что у «инвестора» нет денег на его реализацию. Сергей Филатов рассказал, что первоначально планировалось, что все  финансирование в полном объеме будет вестись западными партнерами. Потом планы поменялись и потребовались финансовые гарантии с орловской стороны. При этом Филатов заверил, что проект не похоронен – работы по поиску инвестора для проекта с фирмой «Рико» продолжаются. Депутаты остались при своем мнении: это была хорошо спланированная  махинация с целью получения кредитов и последующего их невозврата.

 

Первый «неуд»

 

Подводя итоги обсуждения вопроса, председатель комитета Сергей Потемкин отметил, что в регионе предстоят выборы губернатора. Наверняка жители будут задавать вопросы о том, какие крупные значимые инвестпроекты были созданы в последние годы. Но ответить чиновникам нечего. Нет таких проектов и в ближайшей перспективе — один из озвученных проектов работает сезонно, и его презентуют широкой общественности только осенью (если вообще презентуют). А второй еще до официального запуска уже попал в эпицентр скандала – речь идет о строительстве в черте города опасного производства напольных покрытий из ПВХ (см. «Опасное соседство» в №10 (503) от 21 марта 2018 г).

Между тем, Сергей Потемкин напомнил, что Филатов всего месяц назад впервые в истории облсовета отказался отчитываться перед депутатами. Более того, именно Сергей Филатов является председателем совета директоров АИЖК. И во многом из-за этой структуры в Орловской области появились обманутые дольщики. К тому же Сергей Филатов является и председателем совета директоров «Орелоблэнерго». И, по предварительным данным, по итогам 2017 года это АО сработает с убытком. «Не слишком ли много для одного человека?» – поинтересовался Сергей Потемкин.

 

В итоге депутаты комитета отметили неудовлетворительную работу департамента по привлечению инвестиций. А уж выводы из этого будет делать работодатель – в данном случае врио губернатора Андрей Клычков. Тем более что, по мнению депутатов, в ходе предвыборной кампании жители области будут оценивать не только конкретных кандидатов, но и эффективность работы всей команды врио губернатора.

 

Второй «неуд»

 

В более неприятной ситуации оказалась Ольга Платонова, которой пришлось отчитываться за другого, уже уволенного руководителя департамента госимущества и земельных отношений. Ситуация в унитарных и госучреждениях постоянно попадала в поле зрения СМИ, особо острые материалы публиковались по результатам проверок контрольно-счетной палаты, в ходе которых вскрывались чудовищные нарушения. И в связи с этим первый же вопрос касался контроля за работой областных учреждений и ГУПов со стороны профильного облдепартамента.

 

Вице-спикер облсовета Михаил Вдовин зачитал фрагмент из справки КСП, в которой говорится, что по результатам проверок в 2017 году КСП было выявлено нарушений на сумму 2,6 млрд рублей (27% от общего объема проверенных средств). Что характерно, из них только при проверке ГУП «Дорожная служба» выявлено нарушений на сумму 835 млн рублей, АО «Гортеплоэнерго» – 283 млн руб. Наше издание подробно писало и про ситуацию с уводом миллионов из областной казны по сообщениям самих сотрудников («Коллектив «Дорожной службы»: «Не хотим смотреть, как гробят предприятие…», №15 (463) от 3 мая 2017 г.). Желающие могут освежить в памяти и результаты проверки КСП по этому же учреждению («Кто украл миллионы?» №1 (494) от 17 января 2018 г.).

 

Напомним, по материалам проверок, направленных в правоохранительные органы, уже возбуждено 11 уголовных дел. В настоящее время по отдельным выявленным нарушениям ведется доследственная проверка. Между тем уже сейчас видно, что в профильном департаменте используются не все возможные источники экономии бюджетных средств при госзакупках. Так, только при проверке использования средств дорожного фонда на осуществление закупок объем нарушений составил 1,2 млрд рублей, говорится в справке КСП.

 

В качестве оправдания Ольга Платонова заявила, что в «Дорожной службе» сменилось восемь руководителей! На что депутаты резонно возразили: а что, областной совет принимал решения о смене руководителей в этой организации?

 

По-прежнему в Орловской области махровым цветом цветет заключение контрактов с единственным поставщиком, что сводит к нулю весь смысл выстроенной системы госзакупок и аукционов. Так, в прошлом году областные учреждения (и здравоохранения, и образования, и социальной защиты населения, и в первую очередь отделы дорожного хозяйства) заключали договоры с единственным поставщиком. При этом «народные умельцы» искусственно дробили однородные сделки для уклонения от конкурсных процедур.

 

Еще одной серьезной проблемой в организации закупок является превышение в ряде случаев начальной цены контракта. Проверки КСП показали, что по ряду даже конкурсных процедур имеет место превышение начальной цены контракта над сложившимися в ЦФО ценами. В областном управлении государственных закупок было выявлено, что часть подписанных контрактов заключены с участием юридических лиц с признаками взаимозависимости (речь идет о поставках лекарственных препаратов). Так, проанализировав только 53 закупки было установлено участие на всех этапах закупок 6 юридических лиц с признаками взаимозависимости!

 

При этом при проведении конкурсных процедур были завышены начально-максимальные цены поставляемых материалов. По результатам завершения конкурсных процедур стоимость поставляемого товара фактически была не снижена. С этими фирмами были заключены 85 контрактов на сумму 252 млн рублей (фирмы зарегистрированы в Орле).

 

Дорожные страдания

 

Особо в справке КСП выделена ситуация с эффективностью использования бюджетных средств, выделенных на строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог. Так, в ходе проверок были установлены существенные нарушения действующего законодательства в контрактной системе сферы закупок на 1 миллиард 200 миллионов рублей! Упущенная выгода при заключении контрактов (то есть приобретение строительных материалов по завышенным ценам у единственного поставщика) составила 122 миллиона рублей. При этом особо стоит обратить внимание на тот факт, что уже после публикации информации КСП по ситуации с госзакупками «Дорожная служба» продолжила практику заключения контрактов с единственным поставщиком, о чем неоднократно писали наши коллеги с сайта «Орлец».

 

Беда творится в Орловской области и со строительством дорог на селе (подробнее мы вернемся к этой теме в следующем номере). По данным КСП, недостаточно была организована работа по освоению федеральных средств в рамках госпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» в 2015–2017 годах. Только по этому направлению КСП выявила нарушения на сумму 811,9 миллиона рублей.

 

Так, закупкам в 2015 году и 2016 году «Орелгосзаказчик» в рамках одного аукциона на строительство дорог путем объединения не связанных друг с другом объектов (в 2015 году – 8 дорог, в 2016 году – 11 дорог), расположенных в разных районах Орловской области, необоснованно произвел укрупнение лота. Помимо этого, областные чиновники в аукционной документации предусмотрели трудно выполнимые требования, в том числе короткий срок выполнения строительных работ. По результатам несостоявшихся электронных аукционов контракты были заключены по начальной цене с единственным участником. С ООО «Спецстрой-Монтаж» – на 320,3 млн рублей, с ООО «Вектор» – на 491, 8 млн рублей. При этом госконтракт на строительство в 2016 году 11 автомобильных дорог, заключенный с ООО «Вектор», в установленные сроки не исполнен. По состоянию на 1 января 2018 года подрядчик не выполнил работы по строительству автодорог на сумму 318, 5 млн рублей (или 70% от общей стоимости контракта). И здесь есть своя «вишенка на торте» – обеспечение исполнения этого контракта отсутствует. В связи с чем взыскать штрафные санкции за неисполнение условий контракта не представляется возможным (а сумма штрафов – около 105 млн рублей!).

 

При этом в связи с нарушением ООО «Вектор» сроков выполнения работ по контракту «Орелгосзаказчик» 29 июня 2017 года направил банку требование об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии в размере 16,2 млн. рублей. А письмом от 12 сентября это требование было отозвано, из-за чего ущерб бюджету составил 16,2 млн рублей, отметили в КСП. Фактический объем незавершенного строительства по состоянию на 1 января 2018 года составил 318,5 млн. рублей. Из них средства федерального бюджета – 200,2 млн рублей, которые были возвращены в казну. И нет никаких гарантий, что эти средства снова попадут в Орловскую область.

 

Сделки с собственной женой

 

Особо показательным получился «разбор полетов» по ситуации с АО «Племзавод Сергиевский», где также выявлены нарушения на десятки миллионов рублей. Ольга Платонова возразила, что проблемы на племзаводе начались, еще когда тот был в госсобственности. А когда племзавод перешел в собственность Орловской области, нарушения прекратились. Тут не выдержал уже руководитель КСП Иван Левин, который с места заявил  следующее: «По поручению губернатора проводилась повторная проверка по «Сергиевскому», и аналогичные нарушения продолжаются. В частности, с аффилированными лицами – с женой! – заключено договоров на 10 миллионов. Признаки мнимых сделок остаются и сейчас!» То есть, по мнению депутатов, контроля со стороны департамента как не было, так  нет и сейчас! Сделки с обществом, где генеральным директором является жена руководителя племзавода, продолжают заключаться даже после того, как на этот факт обратила внимание областная КСП.

 

Подводя итог, депутаты отметили, что невозможно признать удовлетворительной работу профильных департаментов по контролю за деятельностью областных АО и ГУПов. Область несет огромный ущерб. При этом депутаты подчеркнули, что не рассматривают работу конкретных чиновников, а оценивают работу всего департамента в целом. Самым показательным в обсуждении стал вопрос работы областного АО «Орелоблэнерго». По словам Ольги Платоновой, за конкретные нарушения надо спрашивать с конкретных руководителей акционерных обществ. При этом 100% акций находится в собственности Орловской области. «То есть вы назначаете руководителей?» – спросили депутаты. «Нет, это делает общее собрание акционеров!» «А кто акционеры?» «100% в собственности Орловской области».  «Так, значит, вы принимали решение о назначении директора в «Облэнерго»? – «Нет, это делало общее собрание акционеров!» Прослушав несколько раз по кругу «сказочку про белого бычка», стало понятно, что облчиновники ушли в глухую оборону и ни при каких обстоятельствах не будут признавать свои ошибки и недоработки. А ситуация, когда за два года в «Дорожной службе» сменилось восемь руководителей, увы, может повториться и в других организациях – разговор о необходимости тщательно отбирать и проверять перед назначением  кадры на ответственные посты закончился без какого-либо результата.

 

Сергей Миляхин

Комментирует депутат Орловского облсовета Виталий Рыбаков:

– Сейчас медленно, не спеша, все больше и больше открываются те «чудеса», которые происходили в нашей Орловской области, когда ею руководили Потомский и его команда. Среди этих «чудес» – непонятное чувство безнаказанности чиновников, мутная круговая порука.

Вспомним, как на сессии облсовета руководитель кадрового департамента Аржанов заявлял депутатам, что фактически не несет ответственности за ключевые назначения на ответственные должности областных ГУПах и акционерных обществах: там он не знал, там – не видел, там – не его обязанности, не его полномочия… Но, простите, это детский лепет. Аржанов как руководитель департамента кадров и противодействия коррупции готовил документы, которые должен утверждать губернатор – в том числе и по этим кадровым назначениям. Так что здесь сквозит лукавство. В этой связи я направил врио Клычкову дополнительный депутатский запрос о работе Аржанова.

Если взять выступление на заседании комитета Сергея Филатова, которого депутаты просили отчитаться о реализации инвестиционных проектов, то что мы услышали? Если из ста предложенных и растиражированных в СМИ, распиаренных проектов реализованы два, то это хороший показатель, утверждает Филатов. Считаю это верхом некомпетенции.

При этом на вопрос, сколько проектов внедрено за время, пока он курировал в правительстве области это направление, последовал ответ: крупных проектов нет. У депутатов имеется таблица, в которой хронологически, начиная с 2015 года, подробно расписано, какие инвестпроекты намеревались реализовать в Орловской области – и что получилось в итоге. А получилось как всегда: иных уж нет, а те далече. ИТОГА НЕТ!

По моему мнению, Филатов напрямую должен нести за это ответственность. Он должен ответить и за провальную работу инвестиционных корпораций и индустриальных парков, к деятельности которых тоже есть много вопросов.

Считаю, что депутаты абсолютно правильно оценили деятельность и департамента, и лично его руководителя Филатова как неудовлетворительную. Теперь работодатель этого чиновника врио губернатора Клычков должен сделать оргвыводы и принять кадровое решение. Потому что в течение трех лет затраты на пиар-компании этих проектов, на публикации в прессе, на прием делегаций, на командировочные и представительские расходы чиновников, которые ездили в том числе и в зарубежные поездки, на презентации составили миллионы рублей. Надо учесть и годовой размер оплаты труда этих чиновников и умножить эту сумму на три. И тогда получится даже не нулевой результат, как констатировали депутаты, а минус. То есть Орловская область понесла ущерб из-за деятельности таких «эффективных» специалистов, как Филатов. Считаю, что люди с таким подходом к делу не должны работать в областном правительстве ни дня, и Филатов должен покинуть свой пост.

Не менее важным считаю и вопрос о работе областных государственных унитарных предприятий. На заседании комитета был задан вопрос руководителю финансового блока правительства господину Тарасову, который являлся председателем балансовых комиссий всех ГУПов, как часто проводятся заседания этих комиссий. Он ответил, что такие заседания проходят регулярно – раз в месяц или раз в три месяца. При этом на сегодняшний день все ГУПы в основном убыточные. И я считаю, что господин Тарасов, как и господин Филатов, не мог не знать, не слышать, не видеть того, что происходит в ГУПах. Но он заявил, что не обязан был вникать в положение вещей. Такой подход меня просто удивил. Господин Тарасов отвечает за финансовую политику областного правительства, госпредприятия учреждены областью, в соответствии со своим статусом члена правительства, курирующего финансовый блок, господин Филатов выступает, по сути, в роли главного бухгалтера. И при этом не вникает в финансовые вопросы ГУПов, которые до 2014 года работали с прибылью и вдруг за короткий срок ушли в хронический минус! Полагаю, такая позиция Тарасова, как и аналогичный ответ Филатова, отдает явным лукавством.

Наконец, что касается выступления на заседании комитета руководителя департамента госимущества Ольги Юрьевны Платоновой, то к ней вопросов нет – она работает с чистого листа. Сейчас я буду готовить на имя врио губернатора Клычкова запрос с просьбой предоставить отчет о проверке деятельности департамента госимущества и земельных отношений за период, когда им руководил господин Синягов.

Как я уже говорил, на сегодняшний день вырисовывается картина круговой поруки, всеобщего разгильдяйства и безответственности чиновников из команды Потомского. Они оправдываются: не знали, не были обязаны, не имели полномочий… Минуточку! Они являются членами правительства области, им доверили руководить важнейшими направлениями: инвестициями, финансами, кадрами. За три с половиной года – провалы по всем направлениям, Орловской области нанесен колоссальный ущерб. Тем не менее они продолжают руководить и сейчас. Такого быть не должно. Должны последовать оргвыводы. Причем жесткие.

 

Опубликовано 28 Мар 2018 в 14:09. В рубриках: Общество. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Отзывы и пинг пока закрыты. Количество просмотров: 363

Комментарии закрыты.

Новости

«ЛИЦО ПОПРОЩЕ, И ЖИЗНЬ УДАЛАСЯ»


Как восприняли депутаты облсовета отчет Андрея Клычкова


Депутат Рыбаков В. не согласен с докладом Тарасова В и задал ряд вопросов


Депутат В. Рыбаков задал ряд острых вопросов Филатову С.


Музалевский Л.С. заставляет депутатов фракции Единая Россия увеличить тариф ЖКХ


Депутат Рыбаков призвал спикера Музалевского сложить полномочия из-за публичной лжи


Виталий Рыбаков: области снова навязывают очередную проблему


Орловцы обратились к Путину с просьбой возобновить работу ПАТП-1 и наказать виновных в его банкротстве


Депутаты Елесин С. и Коновалов И. выступили против взятия кредита в 500 млн рублей


Депутат Виталий Рыбаков проверил состояние дорог города Орла


Свежий номер

Реклама

При цитировании материалов
прямая гиперссылка
на orelsreda.ru обязательна
Главный редактор: Татьяна Филёва
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 57-00254
Реклама на orelsreda.ru и печатной версии "Орловская среда"
Для пресс-служб и размещения рекламы: : orelsreda@list.ru
тел.: (4862) 76-20-60
адрес: г. Орёл, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 25/27, пом.1
Наш индекс: 302028
© 2013-2015 ООО "Издательский дом "Орловская среда"