Наследство «мусорного короля»

№37 (485) от 1 ноября 2017 г.

 

Работу администрации Орла по организации, сбору, вывозу и утилизации ТКО депутаты городского совета на октябрьской сессии признали неудовлетворительной. Впрочем, жители областного центра еще раньше поставили свою оценку переполненным мусорным контейнерам и площадкам, заваленным крупногабаритными отходами. Напомним, еще весной этого года в Орле сложилась критическая ситуация – в бюджете «забыли» заложить средства на вывоз отходов с нескольких десятков контейнерных площадок. Летом о переполненных контейнерах с завидным постоянством сообщали практически все СМИ. Поскольку проблема довольно многогранная и имеет несколько составляющих, мы решили разложить ее, как говорится, «по полочкам». И начнем не с городской, а с областной части.

Почему Орёл утонул в мусоре?

Напомним, три с лишним года назад многие орловцы с искренним воодушевлением встретили назначение в наш регион врио губернатора Вадима Потомского, ведь к тому времени за ним прочно закрепился в СМИ неофициальный титул «мусорного короля». Орловцы надеялись, что если уж человек разбирается в проблеме ТКО, то уж в этой-то сфере будет наведен порядок. Но… все пошло не так, как декларировалось с высокой трибуны, о чем уже неоднократно писало наше издание (см. «Мусорная революция забуксовала» в №7 (455) от 8 марта 2017 г.). Собственно, в «пробуксовке» реформы и кроются корни городских проблем.

Напомним, по обещаниям Вадима Потомского, Орловщина должна была стать одной из первых областей, где будет выбран единый региональный оператор в сфере переработки и вывоза ТКО. Произойти это должно было еще в прошлом году. Но по факту завершается уже 2017-й, а про регоператора никто и слыхом не слыхивал. Но именно на регоператора возложена обязанность борьбы с несанкционированными свалками. Именно регоператор по закону имеет право выставлять счета всем жителям частного сектора.

Второй существенный момент, который приводит к проблемам с вывозом мусора, это заниженные нормативы на образование ТКО. В сентябре на профильном комитете горсовета было озвучено, что областные власти (в чьей компетенции находится утверждение нормативов) все же внесут изменения в нормативы (увеличат их примерно на треть). Но октябрь закончился, а нормативы так и не увеличены. Между тем именно от нормативов зависит тариф на вывоз ТКО – вырастут нормативы, подрастет и тариф. Поскольку здесь город никак не может повлиять на ситуацию – необходимо четко отделить мух от котлет.

И, наконец, третий «сундук с сюрпризами» из наследства «мусорного короля». Это предприятие «ЭкоТек». Напомним, этот перевозчик ТКО появился в нашем городе сразу же после назначения сюда господина Потомского. Как пишут наши коллеги из «Орловских новостей» в материале «Господряд по-орловски» (http://newsorel.ru/fn_284540.html), руководство «ЭкоТека» тесно аффилировано с семьей экс-губернатора. После прихода в регион «ЭкоТека» «внезапно» орловские предприятия и муниципальные учреждения начали массово расторгать контракты с муниципальной же Спецавтобазой и заключать договоры с фирмой-новичком. В итоге к сегодняшнему дню рынок перевозок мусора оказался поделен примерно следующим образом. Порядка 60% забрал себе «ЭкоТек», 15-20% – «ЭкоТранс». Около 10-15% (в основном частный сектор с большой долей неплатежей, то есть самый невыгодный кусок мусорного «пирога») остался у Спецавтобазы. ООО «Забота» вывозит не более 10%, и примерно по 5% взяли себе ООО «Орловская» и ООО «Экоград». При этом уже несколько месяцев упорно циркулируют слухи о возможном уходе с рынка «ЭкоТека», что приведет к повторному перераспределению объемов, отобранных ранее с помощью административного ресурса.

Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён

Почему, к примеру, в соседней Калуге отбоя нет от инвесторов, а от Орла они бегут как черти от ладана? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить историю строительства мусоросортировочного завода «ЭкоСити». Это предприятие (полностью построенное еще в 2014-м и даже поработавшее в тестовом режиме) до сих пор не может получить от областных чиновников необходимые разрешения на ввод в эксплуатацию. При этом завод включен в территориальную схему по обращению с отходами, то есть одной рукой власти не дают заводу работать, а другой включают его в свои отчеты и доклады, чтобы показать, как все на Орловщине хорошо. Между тем инвесторы всегда внимательно изучают инвестиционный климат в регионе, прежде чем принимать решение о вложении собственных, а уж тем более заемных средств. И негативный пример «ЭкоСити» отпугивает потенциальных инвесторов уже не один год – история с запуском завода тянется с 2014-го! И конца-края пока не видно, хотя, напомним, предприятие построено и готово вступить в строй. Пока же мусор вывозят на полигон под Орлом и даже в соседний Урицкий район, где запущен аналогичный сортировочный комплекс «Экоград». Кстати, как стало известно «Орловской среде», этот комплекс заключает прямые договоры с орловскими предприятиями на поставку мусора и при этом выкупает отходы сразу же. Чтобы предприятие не заморачивалось с получением разрешений и согласований в различных службах и ведомствах.

Можно было бы сказать, что «ЭкоСити» – это исключение, а все остальные инвесторы на Орловщине катаются как сыр в масле. Но на этой неделе пришло сообщение, что еще одно частное предприятие «Мценский завод по обработке цветных металлов» через суд добивается выдачи разрешения на запуск. Повторим – построенный за частные инвестиции завод не может получить разрешение и начать работу. Получается, что это не исключение, а обычная практика для региональных чиновников в работе с инвесторами.

Городские страдания

Проблема перенакопления отходов на мусорных площадках была отмечена еще в 2013 году. Но тогда приняли «политическое» решение (на носу были выборы) не повышать тариф и норматив, а фактически переложить часть платы с жителей на бюджет. За счет города были оборудованы порядка 40 контейнерных площадок, вывоз мусора с которых организовали за счет средств городского бюджета, напомнил на сессии горсовета Александр Филатов. Кроме того, ежегодно на ликвидацию несанкционированных свалок из городского бюджета тратится 34 миллиона рублей в год. И первую, и вторую проблему город не может решить, этим должен теперь заниматься регоператор, которого орловцы все ждут-ждут да никак не дождутся.

Увеличившийся поток жалоб на переполненные контейнерные площадки, как выяснилось, связан с чрезмерной централизацией процесса. Мы уже упоминали, что львиная доля контейнерных площадок (особенно в многоэтажках) обслуживается фирмой «ЭкоТек». В итоге сложилась зависимость от ритма работы этого предприятия. У «ЭкоТека» есть 11 мусоровозов, причем каждый автомобиль обладает очень высокой производительностью (и это одна сторона медали). Между тем, если ломается хотя бы один мусоровоз, это уже приводит к сбою в обслуживании площадок (и это вторая сторона медали). В августе – сентябре до половины мусоровозов «ЭкоТека» не выходили на маршрут. Причина – поломки. Очень странно, что предприятие, которое отказалось от убыточного частного сектора, не предусмотрело денег на своевременный ремонт и закупку запчастей.

Выходом городские чиновники посчитали рекомендацию «ЭкоТеку» привлекать на субподряд технику других предприятий, если ломается собственная. Главное, чтобы предприятие выполняло взятые на себя договорные обязательства. А прислушается ли частная фирма к рекомендации чиновников –станет видно уже в ближайшее время.

Депутаты попросили при составлении конкурсов на 2018 год раздробить подряды на более мелкие лоты, чтобы не только монстры наподобие «ЭкоТека» могли участвовать в аукционах, но и мелкие перевозчики могли попытаться получить работу. Может быть, имеет смысл объединять в один лот более рентабельные многоэтажки и невыгодный сейчас частный сектор. В ближайшей перспективе этот шаг поможет в наведении чистоты, а после появления регоператора – частный сектор станет таким же рентабельным.

Бюджетные страдания

На сессии подняли и вопрос уборки мусора на городских кладбищах. Как тонко подметил депутат Николай Паршиков, «все там будем!». Между тем, как честно признались чиновники, ситуация с уборкой (а вернее с неубранным мусором) – это частный элемент острого дефицита городского бюджета. Муниципальный контракт практически выработан. Необходимо искать дополнительные средства для заключения нового муниципального контракта.

Чуть ранее сити-менеджер Александр Муромский пояснил, что в бюджете на IV квартал нет не то что денег, а даже строки на уборку кладбищ. Контракт уже закончился. Возможно, придется пойти на непопулярные решения, напомнил глава города. Орел тратит деньги в том числе и по таким расходам, которые не предусмотрены в 131-м ФЗ. И если не хватает средств на исполнение возложенных по закону обязательств, то необходимо действовать строго в рамках закона.

Страдания жителей

Интересные штрихи к «портрету» «ЭкоТека» добавили жители на возобновившихся встречах с депутатами в районных администрациях (замена ликвидированным РТДГ). По словам старшей по дому на переулке Ягодном, компания «ЭкоТек» умудрилась забрать новые контейнеры и поставить бывшие в употреблении. При этом оказались тщетными все попытки выяснить, куда же делись вполне еще рабочие предыдущие контейнеры. Сотрудники «ЭкоТека», по словам жителей, не реагируют и на просьбы быть поаккуратнее с контейнерами – нередко после выгрузки в мусоровоз контейнер опускают небрежно, из-за чего он портится.

Между тем много сюрпризов ждет орловцев в самое ближайшее время. Как бы медленно ни раскачивались областные чиновники, а региональный оператор появится. И тогда все жители частного сектора (без исключения!) будут платить за вывоз ТКО. Попытки уйти от платы с формулировкой «я сам закапываю свой мусор» работать уже не будут. Введут в правовое поле платежи гаражных кооперативов, садоводческих обществ и т. д. Преобразования позволят существенно увеличить сборы и, как следствие, объемы вывозимого мусора. То есть жители должны готовиться к тому, что за чистоту им придется платить существенно больше. Есть здесь и своя ложка дегтя: а пойдут ли эти платежи на заявленные цели? Увы, пример фонда капитального ремонта (как аналога единого оператора в конкретной сфере) показывает, что любую, даже очень хорошую, идею можно с треском провалить.

Сергей Миляхин

 

В Орле подорожают проездные
Убыток в 2,198 млн. за четыре месяца 2010 года - таков итог деятельности ОАО «Орелоблхлеб»
Бедная Лиза
Опубликовано 01 Ноя 2017 в 14:13. В рубриках: Экономика. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Отзывы и пинг пока закрыты. Количество просмотров: 247

Комментарии закрыты.

Обращение депутатов к жителям Орловской области после отставки Потомского


Невров: "Потомский, хватит доить область!"


Должки и корешки


Потомский, в отставку! Флешмоб в Орле 15.09.2017


Митинг против Вадима Потомского 08.09.2017


Игорь Рыбаков о фактическом запрете публичных мероприятий законопроектом Потомского


Депутаты Елесин С. и Коновалов И. выступили против взятия кредита в 500 млн рублей


Депутатов не пускают в здание облправительства


По Орлу провезли топиарного "Шрэка"


КАК МИМО ЛЁТНОЕ ВИДЕНЬЕ


ОШИБКА ПРЕЗИДЕНТА


Депутат Виталий Рыбаков проверил состояние дорог города Орла


ГАРАНТ НА КРОВИ


Игорь Рыбаков требует ответов на заседании облсовета 28.04.2017


ПЕЙЗАЖ ПОСЛЕ БИТВЫ


Капитан Вадим Потомский пытается ответить на неудобные вопросы


СЪЕШЬ ПИРОЖОК


КАК ЭТО ЧАСТО НЕ СОВПАДАЕТ.


НЕ ПО ПОНЯТИЯМ.


ПРИГОВОР ДОРОЖЕ ДЕНЕГ.


ОШИБКА РЕЗИДЕНТА.


Жил отважный капитан.


Вадима Потомского поздравляют с 23 февраля.


Потомский подполковник


Парня в горы тяни рискни


Поздравление для
Вадима Потомского
с Новым годом!


Свежий номер

Реклама

При цитировании материалов
прямая гиперссылка
на orelsreda.ru обязательна
Главный редактор: Татьяна Филёва
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 57-00254
Реклама на orelsreda.ru и печатной версии "Орловская среда"
Для пресс-служб и размещения рекламы: : orelsreda@list.ru
тел.: (4862) 76-20-60
адрес: г. Орёл, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 25/27, пом.1
Наш индекс: 302028
© 2013-2015 ООО "Издательский дом "Орловская среда"