Назад на выборы!

Не прошло и года с тех пор, как  в Орле отменили прямые выборы мэра. И вот теперь депутаты Орловского горсовета решили их вернуть.

На минувшей неделе прошло первое заседание комиссии по подготовке проекта новой редакции Устава города Орла. Напомним, ныне действующая редакция Устава вступила в силу в январе этого года, после того как депутаты досрочно отправили в отставку мэра Орла Виктора Сафьянова. Отставленного генерала СМИ тогда называли последним избранным мэром. По иронии судьбы именно он в ноябре 2010-го инициировал внесение в Устав города изменений, отменяющих прямые выборы. Нынешний мэр Сергей Ступин избирался не гражданами, а депутатами городского Совета. К тому же должности мэра и главы администрации города разделились (последний – сити-менеджер – является наемным муниципальным служащим).

Однако уже весной нынешнего года депутаты горсовета заговорили о необходимости вернуть все на круги своя. За возвращение всенародных выборов главы города выступили как коммунисты, так и представители «Единой России». Так, например, на одной из сессий единоросс Николай Паршиков заявил, что депутаты совершили ошибку, поддержав инициативу Виктора Сафьянова и приняв новую редакцию Устава.

Желание орловских депутатов вернуть народу право выбора градоначальника совпало с политическими настроениями в федеральном центре: в августе нынешнего года правительство РФ внесло в Госдуму проект закона о введении обязательных выборов мэров городов. Таким образом, вопрос о выборах, можно сказать, решен. Чего не скажешь о другом – не менее важном вопросе: о модели городской власти.

Таких моделей несколько – и возвращение всенародных выборов мэра ни одну из них не отменяет. Можно при избранном мэре сохранить должность сити-менеджера. Можно вернуться к испытанной модели, когда мэр является и главой городской администрации. Можно (как предусматривает новый законопроект) ввести выборную должность вице-мэра, а можно и не вводить. Какую именно модель выбрать, и предстоит решить комиссии. Как заявил ее председатель, вице-спикер горсовета Артем Левковский, при подготовке проекта новой редакции Устава Орла члены комиссии будут ориентироваться на новый закон о выборах мэров, который, как уже говорилось, существует пока только в проекте и когда будет принят, неизвестно. Тем не менее нынешний мэр Сергей Ступин настроен оптимистично: по его словам, изменения в Устав должны быть готовы уже к концу года. Впрочем, сроки здесь не так уж важны: измененный Устав вступит в силу лишь по истечении срока полномочий депутатов горсовета четвертого созыва, то есть не ранее весны 2015 года.

Татьяна Филёва

От первого лица:

Валерий Савин, заведующий кафедрой административного и избирательного права юридического факультета ОГУ, кандидат юридических наук, профессор:

— Совершенно неочевидно, что действующая ныне модель: глава муниципального образования – председатель горсовета и глава городской администрации – сити-менеджер – неэффективна. Поскольку выборы главы муниципального образования населением – вопрос решенный (проект федерального закона уже готов), комиссии необходимо решить другой главный вопрос: будет ли глава муниципального образования являться председателем Совета или глава муниципального образования будет главой администрации города. Что касается меня, то я остаюсь приверженцем существующей модели, когда сити-менеджер является главой администрации муниципального образования. В чем плюсы этой модели? Нет смешения функций публичной и административной. Если глава муниципального образования (мэр) является председателем Совета, то в этой ситуации четко разграничиваются функции представительной и исполнительной властей. При этом высшее должностное лицо (председатель Совета – глава муниципального образования), получившее полномочия от населения, будет обладать относительной полнотой власти по отношению к главе администрации города, с которым он будет заключать контракт.

Руман Макуев, заведующий кафедрой теории государства и права юридического факультета ОГУ, доктор юридических наук, профессор:

— Местное самоуправление – это прежде всего школа демократии. Так было и в царской России, когда работали земства, так остается и сегодня. Принцип разделения властей себя оправдал на протяжении последних 500 лет. Поэтому я поддерживаю возвращение выборов мэра. Однако работа комиссии не должна иметь политического уклона. Комиссия должна стоять на юридической позиции. Задача комиссии – правильно сформулировать изменения в Устав. И последнее: мы должны думать об ответственности за тот документ, который будем принимать. И у меня есть предложение: привлечь к ответственности (в том числе и финансовой) тех, кто рьяно проталкивал ныне существующий документ (особенно 17-ю статью).

Николай Паршиков, депутат Орловского городского Совета:

— Выборы во все времена были признаком демократии. Поэтому, когда мы начинаем говорить, что народ наш не готов к прямым выборам, это из сказок, от лукавого. А что касается модели, то, мне кажется, простым людям это все равно. Они не всегда, например, понимают, что такое сити-менеджер. На мой взгляд, самая эффективная система – та, которая была (то есть когда глава муниципального образования, он же мэр города, является и главой городской администрации. – Прим. ред.). И мне кажется, что введение лишних должностей – неважно, как они называются: вице-мэр, глава администрации, сити-менеджер, – это один из путей ухода от персональной ответственности руководящих лиц города. Город у нас небольшой, населения тут мало, и лидер должен быть на виду – тем более, мы объявляем прямые выборы. И я считаю, что плодить различные надстройки (этот выполняет представительские функции, этот – исполнительные) – это зря. Мы опять наткнемся на грабли административного реформирования. А в результате прямых выборов народ увидит, кто самый эффективный управленец, какую программу он предложит.

Андрей Рослов, депутат Орловского городского Совета:

— Действительно, демократия начинается с того, когда народ имеет возможность высказать свое мнение. И в данном случае прямые выборы мэра города – действительно, необходимость и данность. Что касается эффективности модели сити-менеджер – мэр города, я считаю, что в данном случае эффективность эфемерна. Глава администрации является всего-навсего контрактником, в отношении которого мэр города вправе налагать дисциплинарные взыскания, требовать от него исполнения решений городского Совета. Но в действительности это – не подчинение. А взаимодействие между представительной властью и исполнительной в этом случае безусловно буксует.

 

Опубликовано 03 Окт 2012 в 12:26. В рубриках: Политика. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта. Количество просмотров: 1 089

Новости

Как восприняли депутаты облсовета отчет Андрея Клычкова


Депутат Рыбаков В. не согласен с докладом Тарасова В и задал ряд вопросов


Депутат В. Рыбаков задал ряд острых вопросов Филатову С.


Музалевский Л.С. заставляет депутатов фракции Единая Россия увеличить тариф ЖКХ


Депутат Рыбаков призвал спикера Музалевского сложить полномочия из-за публичной лжи


Виталий Рыбаков: области снова навязывают очередную проблему


Орловцы обратились к Путину с просьбой возобновить работу ПАТП-1 и наказать виновных в его банкротстве


Депутаты Елесин С. и Коновалов И. выступили против взятия кредита в 500 млн рублей


Депутат Виталий Рыбаков проверил состояние дорог города Орла


Свежий номер

Реклама

При цитировании материалов
прямая гиперссылка
на orelsreda.ru обязательна
Главный редактор: Татьяна Филёва
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 57-00254
Реклама на orelsreda.ru и печатной версии "Орловская среда"
Для пресс-служб и размещения рекламы: : orelsreda@list.ru
тел.: (4862) 76-20-60
адрес: г. Орёл, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 25/27, пом.1
Наш индекс: 302028
© 2013-2015 ООО "Издательский дом "Орловская среда"