9 декабря 2020



Не ездили с комфортом, нечего и начинать

№43 (622) от 9 декабря 2020 г.

Жителей города Орла ожидает очередная транспортная реформа, созревшая в недрах мэрии. На днях администрация города Орла опубликовала судьбоносный документ под названием – не смейтесь! —  «Документ планирования регулярных перевозок в городе Орле на 2021 год». Практически одновременно на официальном сайте той же администрации была опубликована аукционная документация для участия в электронном аукционе на выполнение работ по осуществлению пассажирских перевозок. Контракты по итогам аукциона будут заключены на срок до июля 2021 года. «Орловская среда» внимательно изучила все документы и пришла к выводу: как бы русские ни любили быструю езду, в обозримом будущем ездить по городу Орлу быстро (не в плане скорости, а в плане времени) и с комфортом нам не придется. Разумеется, речь идет о тех, кто передвигается на общественном транспорте.

Беспощадная стратегия

Итак, начнем со стратегических планов, уместившихся на пяти листах формата А4, из которых собственно планы занимают всего два листа, а остальное – общие положения и констатация печальных фактов. Например, таких, как продолжительные часы пик – два часа утром и три часа вечером. Или несоблюдение перевозчиками расписания движения транспортных средств: по данным администрации, в вечерние часы исполнение этого показателя составляет лишь 50-60% (то есть практически половина автобусов вечером просто не выходит на маршруты). В этом же ряду – засилье маршруток малой вместимости, которые попросту не справляются с пассажиропотоком. Ну, и наконец, высокая степень дублирования троллейбусных и автобусных маршрутов маршрутной сети города Орла, а также межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в просторечии их называют трехзначными).

Со всеми этими бедами мэрия намерена бороться самым беспощадным образом. Методы борьбы изложены в «Документе…».

Итак, первым делом чиновники предлагают заменить маленькие маршрутки автобусами большого и среднего классов вместимости, сократив при этом количество транспортных средств на маршрутах. В какой пропорции планируется сокращение и на каких именно маршрутах, в документе не сообщается. Для исключения дублирования маршрутов требуется, во-первых, ревизия расписания и включение в него полуторных и двухсменных графиков работы водительского состава, а также синхронизация расписания коммерческого и муниципального транспорта и трехзначных маршруток.

Кроме того, в связи с предстоящим ремонтом Красного моста ряд маршрутов планируют отменить, а трамваи заменят автобусами.

Конкретные мероприятия по «формированию оптимальной маршрутной сети» сведены в таблицу из девяти пунктов. Перечислять все мы не будем – ряд из них носят формальный характер. Остановимся на избранных.

Итак, с 1 января 2021 года мэрия намерена отменить следующие автобусные маршруты: №№ 6, 20м, 29, 37, 39, 47м, 48м, 60к (литера «м» в данном случае означает «муниципальный»).

С 1 же января следующего года будет изменен начальный пункт троллейбусного маршрута №5а (на какой именно, опять же не уточняется). Тогда же будут внесены изменения в реестр маршрутов в части максимального количества и характеристик транспортных средств, которые допускаются до перевозок. Наконец, в мае-июне 2021 года мэрия планирует «проведение конкурентных процедур и заключение муниципальных контрактов на срок 2,5 года для обслуживания автобусных маршрутов».

Однако до этого времени, как уже говорилось, будет проведен еще один конкурс. И, увы, о конкуренции в данном случае говорить не приходится.

Конкурс без конкуренции

Прежде всего хотим успокоить пассажиров, привыкших с комфортом, пусть и относительным, ездить на автобусах 6-го маршрута: с орловских улиц он не исчезнет. Как мы понимаем, отмена маршрута №6 (мкрн Алроса – сан. «Лесной») – формальность, потому что фактически он и так уже давно не действует. Вместо коммерческой «шестерки» сейчас на линию выходят муниципальные автобусы №6м, среди которых есть несколько машин большой вместимости. Этот маршрут и продолжит действовать – по крайней мере в ближайшие полгода. Как следует из аукционной документации, опубликованной на сайте горадминистрации, по шестому маршруту должны ходить не менее 12 автобусов: восемь единиц вместимостью не менее 35 мест и 4 единицы вместимостью не менее 100 мест. Такие же стоместные автобусы должны будут выходить и на маршруты № 5 (ГРИНН – п. Булгаково) – 4 единицы и №48 (ГУ УНПК – пер. Южный) – 4 единицы. Также большие автобусы в соответствии с аукционной документацией предусмотрены на маршрутах №№11 (Спецавтобаза – Веселая слобода) – 2 единицы, 15 (Спецавтобаза – завод Живмаш) – 2 единицы и 16 (ул. Планерная – з-д Северсталь-Метиз) – целых 12 единиц (то есть все). Хорошо ли это для граждан? Безусловно: ездить в просторных, вместительных автобусах куда комфортнее, чем в тесных маршрутках – в этом нет никаких сомнений. Сомнения имеются по другому поводу.

В предстоящем аукционе вышеперечисленные маршруты объединены в два лота.

Лот первый: маршруты №№5, 6м, 60 и 48. На трех из них, как уже говорилось, необходимо наличие автобусов вместимостью не менее 100 мест. Для маршрута №60 (Веселая слобода – Железнодорожный вокзал), кстати, очень востребованного у граждан, мэрии оказалось достаточно 10 автобусов вместимостью не менее 35 мест.

Лот второй: маршруты №№11, 15, 16 и 47. Та же картина – по трем маршрутам требуются большие автобусы, а по маршруту 47 (ГУ УНПК – пер. Южный) – почему-то не требуются. Интересно, почему? Попробуем разобраться.

Как известно, большими автобусами в Орле на сегодняшний день обладает лишь одно транспортное предприятие – МУП ТТП, и эти самые автобусы уже работают на 6-м и 48-м маршрутах. (Правда, по какой-то непонятной причине те же автобусы выходят и на межмуниципальный трехзначный маршрут 482, но сегодня речь не о нем). А стало быть, только ТТП имеет шансы выиграть эти два лота, причем вместе с маршрутами, на которых предусмотрены автобусы только среднего класса вместимости. Если подсчитать, сколько «средних» автобусов требуется ТТП в соответствии с аукционной документацией, получится 43 единицы. Вопрос: есть ли у ТТП 43 ПАЗика или столько же аналогичных автобусов? Не факт. Правда, буквально в начале декабря, как сообщается на официальном сайте МУПа, ТТП «выпустило на дороги Орла новые ПАЗ «Вектор Next», которые будут курсировать по маршруту №16». И они действительно курсируют – причем, без всяких конкурсов. Теперь, как мы понимаем, эти автобусы, взятые в лизинг, надо узаконить. Вот только их в ТТП всего 12 (и – о совпадение! — ровно столько же прописано в аукционной документации для того же маршрута), а где взять еще три десятка? А их можно «взять» у частника, точнее разрешить ему ездить по маршрутам ТТП на определенных условиях, которые в определенных же кругах называются «откатами»… Конечно, мы не утверждаем, что так и будет, но вольно-невольно терзают сомнения…

Так или иначе, но с антимонопольным законодательством такие условия аукциона, на наш взгляд, не очень согласуются. Повторим вопрос: почему на одних маршрутах предусмотрены автобусы большой вместимости, а на других – нет? Более, того, по ряду лотов в требованиях к транспортным средствам прописано наличие совсем маленьких автобусов – вместимостью не менее 16 мест (маршруты №№12, 14, 18, 2, 22). Почему жителям микрорайона или Выгонки дают возможность ездить с комфортом, а жителям Лужков и мясокомбината предоставляют обходиться «коробчонками»? Это дискриминация по месту проживания или что? Ответы на эти вопросы с точки зрения простой человеческой логики найти практически невозможно. Но если применить логику мышления коррумпированного чиновника – все складывается.

Кому выгодно?

То, что лоты из нескольких маршрутов, в которых фигурируют автобусы большой вместимости, «заточены» под ТТП, понятно. Как понятно и желание поспособствовать увеличению прибыли загибающегося муниципального предприятия, предоставив в его распоряжение около десятка весьма выгодных маршрутов. И наверное, с точки зрения пассажиров, натерпевшихся от частных перевозчиков, это было бы правильно, если бы… Если бы, к примеру, у тех же перевозчиков не работали водителями мужья, братья, сыновья тех же самых пассажиров, то есть такие же жители города Орла. Которые рискуют потерять работу, как только будут подведены итоги этого, с позволения сказать, аукциона. Поскольку у массы частников нет просто никаких шансов выиграть подобные лоты. Заметим, это происходит в разгар пандемии, когда малый бизнес и так стремительно разоряется. Кстати, для его поддержки руководство страны предусмотрело ряд льгот – в частности, безвозвратные кредиты под совсем небольшой процент при условии, что в определенный период времени частный предприниматель не будет сокращать своих сотрудников. Но если частные перевозчики в ближайшее время лишатся маршрутов, то такие сокращения неизбежны. Тем не менее администрацию города Орла это не смущает.

Предвидим, что нас могут обвинить в лоббировании интересов ряда коммерческих структур в ущерб гражданам, о которых якобы заботятся чиновники. Но, как уже говорилось, забота эта очень избирательная. В той же аукционной документации есть не один и не два лота, где требования к транспортным средствам явно «заточены» уже под конкретных частных перевозчиков: это, как уже говорилось, и малая вместимость, и отсутствие автобусов, пригодных для перевозки инвалидов. То есть частники, претендующие на эти маршруты, заведомо их выиграют и продолжат возить жителей города в тесных и неудобных маршрутках.

Но самое интересное, что по некоторым маршрутам, на которые, как мы поняли, не претендует МУП ТТП, сокращено максимальное количество транспортных средств. Так, по маршруту №2 (ул. Планерная – ул. Гайдара) вместо шести автобусов предусмотрено два, а по маршруту №27 (Наугорское кладбище – санаторий Лесной) вместо 10 – пять. Поэтому повторим: аукционная документация, на наш взгляд, содержит явные признаки дискриминации по отношению как к перевозчикам, так и к пассажирам. Считаем, что в данном случае не помешала бы проверка ФАС на предмет соблюдения антимонопольного законодательства, а возможно, и прокуратуры – на предмет нарушения прав субъектов малого и среднего предпринимательства и прав граждан (в том числе и с ограниченными возможностями) на доступное транспортное обслуживание, а также на наличие в аукционной документации коррупциогенных факторов.

Федор Крюков

 

 

Опубликовано 09 Дек 2020 в 13:36. В рубриках: Проблема. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Отзывы и пинг пока закрыты. Количество просмотров: 736

Комментарии закрыты.

Новости

ПОДПИШИСЬ ЗА ОТСТАВКУ МУЗАЛЕВСКОГО!



19 СЕНТЯБРЯ ГОЛОСУЕМ ПО СОВЕСТИ!



Уголовная ответственность за фальсификацию выборов.



Сегодня депутаты Справедливой команды посетили строительный объект Красный мост. Работы не ведутся, строительная техника исчезла в неизвестном направлении… Депутаты Справедливой команды держат ситуацию на контроле.



ЧТО НАШЛА СПРАВЕДЛИВАЯ КОМАНДА?



СРОКИ РЕКОНСТРУКЦИИ КРАСНОГО МОСТА, СКОРЕЕ ВСЕГО, БУДУТ УВЕЛИЧЕНЫ.



Вечерний гость - Виталий Рыбаков.



Небезопасные - Безопасные дороги в Орловском районе.



Свежий номер

Реклама

При цитировании материалов
прямая гиперссылка
на orelsreda.ru обязательна
Главный редактор: Татьяна Филёва
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС 57-0992 Р
Реклама на orelsreda.ru и печатной версии "Орловская среда"
Для пресс-служб и размещения рекламы: : orelsreda@list.ru
тел.: (4862) 76-20-60
адрес: г. Орёл, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 25/27, пом.1
Наш индекс: 302028
© 2013-2020 ООО "Агентство "Орловская среда"