Носочки для куколки

Орловский театр кукол недавно отметил круглую дату – 70 лет со дня основания. Корреспондент Орловской среды» побывал за кулисами, узнал, как куклы становятся живыми, в чем вредность работы артиста-кукольника и чему дети могут научить взрослых.

Мы по объявлению

Первый спектакль в Орловском театре кукол состоялся 5 сентября 1943 года и назывался «По щучьему велению». Только месяц назад был освобожден Орел, город мучительно приходил в себя после полуторагодовой оккупации, еще совсем недалеко гремит война – и тут куклы, экая безделица, до кукол ли! Однако пожилые люди, которые тогда, в 1943-м, были детьми, вспоминают: именно то, что начались представления в кукольном театре, внезапно вселило веру – войны больше не будет, мир пришел навсегда. Действительно, какой предмет символизирует мир, благополучие больше, чем красивая кукла?

Сегодня в кукольном театре трудятся одиннадцать артистов. Заслуженная артистка Российской Федерации Галина Самойлова работает здесь с 1966 года. Когда-то, совсем юной пришла по объявлению о наборе в молодежную студию  театра кукол.

– Надо сказать, что артисткой я стать никогда не мечтала, понимала, что для этого нужны особые внешние данные, которых я у себя не замечала. И уже первая роль моя здесь была центральной, я очень волновалась, но все прошло хорошо, и с тех пор я здесь. До сих пор каждый спектакль – это волнение, трепет, словно перед экзаменом, стресс и большой труд, – говорит Галина Самойлова, аккуратно снимая с виска у безупречной прически капельку пота – мы разговариваем сразу после окончания представления. – Но и в ответ получаешь огромную отдачу: вот сегодня снова пришел с бабушкой наш постоянный зритель Ванечка и подарил цветы! Дети – это самый благодарный зритель. Ты слышишь и искренний смех в зале, и слезы, и предостережение герою: «Не ходи туда – там волк!», но вместе с тем, дети не будут аплодировать просто из вежливости, если им не понравилось. Дети очень тонко чувствуют фальшь. Артист всегда должен быть в форме, в боевой готовности. И перед нами, артистами театра кукол, лежит большая ответственность, потому что первые шаги ребенка в мире искусства проходят именно в нашем театре.

За свою театральную жизнь Галина Самойлова сыграла более двухсот спектаклей. Но, как она признается, любимой роли нет – все они, как дети, всех их воспитываешь, как родных, кто-то дается сложнее, а с кем-то легче. Искушения уйти в драматический театр у нее не было никогда.

– Если бы я работала в драме, то была бы актрисой одного плана. А здесь, если позволяет творческий диапазон, ты можешь играть все, начиная от Змея-Горыныча и заканчивая Аленушкой, – говорит она. – Самый главный секрет в нашем театре – ожившая материя, когда неодушевленная, казалось бы, кукла, начинает жить, страдать, любить. Именно живые чувства, воспоминания, жизненный опыт актера лепят характер персонажа. И конечно же, театр не может существовать без взаимопонимания, отлаженности, можно сказать, этого театрального механизма. Здесь нет ненужных людей: это и электроцех, который дает нам свет, и музыкальное оформление спектакля, и партнерство внутри спектакля, художники-бутафоры, механика куклы, и все, кто встречает зрителя. Все мы работаем на одно, на то, чтобы ребенку было здесь комфортно, интересно, было желание прийти еще раз. И, конечно, главное – научить ребенка отличать добро от зла и подарить радость встречи с прекрасным.

По объявлению в театр пришла и Любовь Чекмарева. Она работает здесь с 1975 года, сколько ролей сыграла, уже и не помнит.

– Как-то мама пришла и сказала: «Слушай, там, в кукольном театре требуются кассиры и контролеры». Я сразу сказала: «Пойду!» Очень хотелось работать почему-то именно в кукольном театре – хоть кем. На меня посмотрели, сказали: «В контролеры ты не годишься – слишком хрупкая, а давай-ка мы тебя послушаем!» Хоть я до этого актерским искусством никогда не занималась, что-то прочитала, спела… Мне тогда было 17 лет. Вся жизнь оказалась связана с театром кукол. Признаться, никогда об этом не жалела и уйти никогда не было желания. Даже когда в театре бывали конфликты, когда у нас были материальные трудности, даже когда звали на другую, более выгодную работу. Очень люблю своих персонажей!  К примеру, мне очень близок Медвежонок из сказки «Три медведя». Работа над ролью идет почти по Станиславскому. Сначала мы обдумываем, какая у них, у этих медведей, семья, ссорятся ли мама с папой, любят ли, балуют ли сыночка? Получается, что да, очень любят. Тогда вырисовывается и характер медвежонка, который из мамки веревки вьет.

Как признаются артисты, оживить куклу иногда бывает очень тяжело – здесь все зависит от работы кукольников-бутафоров. Иногда кукла получается очень выразительной – передает то, что хочется передать артисту, при малейшем мановении руки. А встречаются куклы,  которых прежде чем заставишь что-то делать, с артиста семь потов сойдет, а на руках появляются такие мозоли, что кисть потом не разогнуть.

Вообще, у артистов-кукольников сильные руки – почти все время спектакля их приходится держать высоко поднятыми, чтобы кукла находилась точно над ширмой. Есть у них и профессиональные заболевания – артрит, артроз, искривление позвоночника. Кроме того, артисты театра кукол уходят на пенсию раньше драматических – работа вредная.

 Театральные чудеса

В Орловском театре кукол есть замечательный музей. Экскурсию по нему ведет педагог-организатор Наталья Павлова. Она общается с маленькими зрителями перед спектаклями, проводит для них конкурсы и игры. Многих постоянных посетителей театра она знает в лицо и по именам.

– Иногда встречаешь на улице знакомое лицо, всматриваешься, а это оказывается повзрослевший Сереженька или Петенька. Кажется, что еще недавно он ходил к нам в театр на «Колобка», а теперь, того и гляди, придет со своими детьми… – говорит Наталья Павлова. – У нас самый удивительный зритель, я уверена! Вот эта кукла – Мальчик Франко из спектакля «Путешествие голубой стрелы» по сказке Джанни Родари. По сюжету, это очень бедный мальчик. Действие происходит под Новый год, и хоть это Италия, там все равно довольно холодно, а он настолько беден, что даже в декабре ходит в сандаликах на босу ногу и все время жалуется, что у него мерзнут ножки. И вот, после одного из таких спектаклей за кулисы пришел малыш и принес носочки для мальчика Франко, чтобы ему не было холодно. Наверху у нас есть уголок перед зрительным залом, где за столом сидят три медведя. Сначала так получилось, что они у нас сидели за пустым столом. Потом зрители принесли им три ложки! Кто и когда их успел положить, никто из сотрудников не заметил. А потом на очередной спектакль пришли бабушка с внучкой, бабушка говорит: «Я купила на рынке гречку, но она какая-то грязная – есть ее нельзя, мы решили отдать ее вашим медведям, вот – специально купили три пластиковые миски». А один мальчик как-то подошел ко мне после спектакля «Отчего у слоненка длинный нос» с печеньем в руках. Я думаю: «Ну, наверное, слоненку хочет передать». Мальчик мне: «Передайте, пожалуйста, печенье льву, он ведь голодный остался – слоненка съесть не смог…» У нас в театре происходят такие волшебства, что даже представить невозможно, где это еще может быть!

Елена Маслова

 

А кушать хочется всегда…
«Пристав – «универсальный солдат»: юрист, экономист и психолог»
Один – на три страны (Герой Советского Союза Николай Яшин)
Опубликовано 23 Окт 2013 в 14:04. В рубриках: Персона. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта. Количество просмотров: 1 294

Обращение депутатов к жителям Орловской области после отставки Потомского


Невров: "Потомский, хватит доить область!"


Должки и корешки


Потомский, в отставку! Флешмоб в Орле 15.09.2017


Митинг против Вадима Потомского 08.09.2017


Игорь Рыбаков о фактическом запрете публичных мероприятий законопроектом Потомского


Депутаты Елесин С. и Коновалов И. выступили против взятия кредита в 500 млн рублей


Депутатов не пускают в здание облправительства


По Орлу провезли топиарного "Шрэка"


КАК МИМО ЛЁТНОЕ ВИДЕНЬЕ


ОШИБКА ПРЕЗИДЕНТА


Депутат Виталий Рыбаков проверил состояние дорог города Орла


ГАРАНТ НА КРОВИ


Игорь Рыбаков требует ответов на заседании облсовета 28.04.2017


ПЕЙЗАЖ ПОСЛЕ БИТВЫ


Капитан Вадим Потомский пытается ответить на неудобные вопросы


СЪЕШЬ ПИРОЖОК


КАК ЭТО ЧАСТО НЕ СОВПАДАЕТ.


НЕ ПО ПОНЯТИЯМ.


ПРИГОВОР ДОРОЖЕ ДЕНЕГ.


ОШИБКА РЕЗИДЕНТА.


Жил отважный капитан.


Вадима Потомского поздравляют с 23 февраля.


Потомский подполковник


Парня в горы тяни рискни


Поздравление для
Вадима Потомского
с Новым годом!


Свежий номер

Реклама

При цитировании материалов
прямая гиперссылка
на orelsreda.ru обязательна
Главный редактор: Татьяна Филёва
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 57-00254
Реклама на orelsreda.ru и печатной версии "Орловская среда"
Для пресс-служб и размещения рекламы: : orelsreda@list.ru
тел.: (4862) 76-20-60
адрес: г. Орёл, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 25/27, пом.1
Наш индекс: 302028
© 2013-2015 ООО "Издательский дом "Орловская среда"