Носочки для куколки

Орловский театр кукол недавно отметил круглую дату – 70 лет со дня основания. Корреспондент Орловской среды» побывал за кулисами, узнал, как куклы становятся живыми, в чем вредность работы артиста-кукольника и чему дети могут научить взрослых.

Мы по объявлению

Первый спектакль в Орловском театре кукол состоялся 5 сентября 1943 года и назывался «По щучьему велению». Только месяц назад был освобожден Орел, город мучительно приходил в себя после полуторагодовой оккупации, еще совсем недалеко гремит война – и тут куклы, экая безделица, до кукол ли! Однако пожилые люди, которые тогда, в 1943-м, были детьми, вспоминают: именно то, что начались представления в кукольном театре, внезапно вселило веру – войны больше не будет, мир пришел навсегда. Действительно, какой предмет символизирует мир, благополучие больше, чем красивая кукла?

Сегодня в кукольном театре трудятся одиннадцать артистов. Заслуженная артистка Российской Федерации Галина Самойлова работает здесь с 1966 года. Когда-то, совсем юной пришла по объявлению о наборе в молодежную студию  театра кукол.

– Надо сказать, что артисткой я стать никогда не мечтала, понимала, что для этого нужны особые внешние данные, которых я у себя не замечала. И уже первая роль моя здесь была центральной, я очень волновалась, но все прошло хорошо, и с тех пор я здесь. До сих пор каждый спектакль – это волнение, трепет, словно перед экзаменом, стресс и большой труд, – говорит Галина Самойлова, аккуратно снимая с виска у безупречной прически капельку пота – мы разговариваем сразу после окончания представления. – Но и в ответ получаешь огромную отдачу: вот сегодня снова пришел с бабушкой наш постоянный зритель Ванечка и подарил цветы! Дети – это самый благодарный зритель. Ты слышишь и искренний смех в зале, и слезы, и предостережение герою: «Не ходи туда – там волк!», но вместе с тем, дети не будут аплодировать просто из вежливости, если им не понравилось. Дети очень тонко чувствуют фальшь. Артист всегда должен быть в форме, в боевой готовности. И перед нами, артистами театра кукол, лежит большая ответственность, потому что первые шаги ребенка в мире искусства проходят именно в нашем театре.

За свою театральную жизнь Галина Самойлова сыграла более двухсот спектаклей. Но, как она признается, любимой роли нет – все они, как дети, всех их воспитываешь, как родных, кто-то дается сложнее, а с кем-то легче. Искушения уйти в драматический театр у нее не было никогда.

– Если бы я работала в драме, то была бы актрисой одного плана. А здесь, если позволяет творческий диапазон, ты можешь играть все, начиная от Змея-Горыныча и заканчивая Аленушкой, – говорит она. – Самый главный секрет в нашем театре – ожившая материя, когда неодушевленная, казалось бы, кукла, начинает жить, страдать, любить. Именно живые чувства, воспоминания, жизненный опыт актера лепят характер персонажа. И конечно же, театр не может существовать без взаимопонимания, отлаженности, можно сказать, этого театрального механизма. Здесь нет ненужных людей: это и электроцех, который дает нам свет, и музыкальное оформление спектакля, и партнерство внутри спектакля, художники-бутафоры, механика куклы, и все, кто встречает зрителя. Все мы работаем на одно, на то, чтобы ребенку было здесь комфортно, интересно, было желание прийти еще раз. И, конечно, главное – научить ребенка отличать добро от зла и подарить радость встречи с прекрасным.

По объявлению в театр пришла и Любовь Чекмарева. Она работает здесь с 1975 года, сколько ролей сыграла, уже и не помнит.

– Как-то мама пришла и сказала: «Слушай, там, в кукольном театре требуются кассиры и контролеры». Я сразу сказала: «Пойду!» Очень хотелось работать почему-то именно в кукольном театре – хоть кем. На меня посмотрели, сказали: «В контролеры ты не годишься – слишком хрупкая, а давай-ка мы тебя послушаем!» Хоть я до этого актерским искусством никогда не занималась, что-то прочитала, спела… Мне тогда было 17 лет. Вся жизнь оказалась связана с театром кукол. Признаться, никогда об этом не жалела и уйти никогда не было желания. Даже когда в театре бывали конфликты, когда у нас были материальные трудности, даже когда звали на другую, более выгодную работу. Очень люблю своих персонажей!  К примеру, мне очень близок Медвежонок из сказки «Три медведя». Работа над ролью идет почти по Станиславскому. Сначала мы обдумываем, какая у них, у этих медведей, семья, ссорятся ли мама с папой, любят ли, балуют ли сыночка? Получается, что да, очень любят. Тогда вырисовывается и характер медвежонка, который из мамки веревки вьет.

Как признаются артисты, оживить куклу иногда бывает очень тяжело – здесь все зависит от работы кукольников-бутафоров. Иногда кукла получается очень выразительной – передает то, что хочется передать артисту, при малейшем мановении руки. А встречаются куклы,  которых прежде чем заставишь что-то делать, с артиста семь потов сойдет, а на руках появляются такие мозоли, что кисть потом не разогнуть.

Вообще, у артистов-кукольников сильные руки – почти все время спектакля их приходится держать высоко поднятыми, чтобы кукла находилась точно над ширмой. Есть у них и профессиональные заболевания – артрит, артроз, искривление позвоночника. Кроме того, артисты театра кукол уходят на пенсию раньше драматических – работа вредная.

 Театральные чудеса

В Орловском театре кукол есть замечательный музей. Экскурсию по нему ведет педагог-организатор Наталья Павлова. Она общается с маленькими зрителями перед спектаклями, проводит для них конкурсы и игры. Многих постоянных посетителей театра она знает в лицо и по именам.

– Иногда встречаешь на улице знакомое лицо, всматриваешься, а это оказывается повзрослевший Сереженька или Петенька. Кажется, что еще недавно он ходил к нам в театр на «Колобка», а теперь, того и гляди, придет со своими детьми… – говорит Наталья Павлова. – У нас самый удивительный зритель, я уверена! Вот эта кукла – Мальчик Франко из спектакля «Путешествие голубой стрелы» по сказке Джанни Родари. По сюжету, это очень бедный мальчик. Действие происходит под Новый год, и хоть это Италия, там все равно довольно холодно, а он настолько беден, что даже в декабре ходит в сандаликах на босу ногу и все время жалуется, что у него мерзнут ножки. И вот, после одного из таких спектаклей за кулисы пришел малыш и принес носочки для мальчика Франко, чтобы ему не было холодно. Наверху у нас есть уголок перед зрительным залом, где за столом сидят три медведя. Сначала так получилось, что они у нас сидели за пустым столом. Потом зрители принесли им три ложки! Кто и когда их успел положить, никто из сотрудников не заметил. А потом на очередной спектакль пришли бабушка с внучкой, бабушка говорит: «Я купила на рынке гречку, но она какая-то грязная – есть ее нельзя, мы решили отдать ее вашим медведям, вот – специально купили три пластиковые миски». А один мальчик как-то подошел ко мне после спектакля «Отчего у слоненка длинный нос» с печеньем в руках. Я думаю: «Ну, наверное, слоненку хочет передать». Мальчик мне: «Передайте, пожалуйста, печенье льву, он ведь голодный остался – слоненка съесть не смог…» У нас в театре происходят такие волшебства, что даже представить невозможно, где это еще может быть!

Елена Маслова

 

Опубликовано 23 Окт 2013 в 14:04. В рубриках: Персона. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта. Количество просмотров: 1 314

Новости

«ЛИЦО ПОПРОЩЕ, И ЖИЗНЬ УДАЛАСЯ»


Как восприняли депутаты облсовета отчет Андрея Клычкова


Депутат Рыбаков В. не согласен с докладом Тарасова В и задал ряд вопросов


Депутат В. Рыбаков задал ряд острых вопросов Филатову С.


Музалевский Л.С. заставляет депутатов фракции Единая Россия увеличить тариф ЖКХ


Депутат Рыбаков призвал спикера Музалевского сложить полномочия из-за публичной лжи


Виталий Рыбаков: области снова навязывают очередную проблему


Орловцы обратились к Путину с просьбой возобновить работу ПАТП-1 и наказать виновных в его банкротстве


Депутаты Елесин С. и Коновалов И. выступили против взятия кредита в 500 млн рублей


Депутат Виталий Рыбаков проверил состояние дорог города Орла


Свежий номер

Реклама

При цитировании материалов
прямая гиперссылка
на orelsreda.ru обязательна
Главный редактор: Татьяна Филёва
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 57-00254
Реклама на orelsreda.ru и печатной версии "Орловская среда"
Для пресс-служб и размещения рекламы: : orelsreda@list.ru
тел.: (4862) 76-20-60
адрес: г. Орёл, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 25/27, пом.1
Наш индекс: 302028
© 2013-2015 ООО "Издательский дом "Орловская среда"