Окно в небо

Недавно в Москве, в издательстве Академии наук, в свет вышла монография «Иконное наследие Орловского края XVIII-XIX веков». Ее автор – орловский ученый-искусствовед всероссийского уровня, эксперт Росохранкультуры Марианна Комова. Годы исследований доказали: орловские иконы дарят и будут дарить науке много удивительных открытий.

«Орловская Ветка»

Ученый всероссийского уровня живет с мужем-священником и сыном-подроском в небольшом доме. Весной асфальт на этой улице начисто сходит вместе со снегом, вода по дорогам течет буквально рекой. Нужно уметь виртуозно изворачиваться, чтобы не быть обрызганным с головы до ног. Здесь по заборам ходят коты, у заборов пасутся куры.

Марианна Комова совсем не похожа на типичную матушку. Эта семья, скорее, творческо-интеллигентная. Алексей Комов, муж Марианны,  помимо всего известный художник творческого объединения «Пядь» и реставратор.

Здесь-то и проходила часть работы по открытию для мира и науки иконного наследия Орловского края. Другая часть – в архивах и долгих поездках по Орловской области. Наверное, нет сельского храма на Орловщине, где не побывала бы Марианна Комова.

Прежде всего, в сфере ее научного поиска – стилистика орловской иконы. Особенно интересна ей старообрядческая икона и коллекционирование икон местными старообрядцами. В Орловской губернии были два крупных старообрядческих центра: в Орле и Кромах. Они внесли значимый вклад в развитие орловской иконы.

– В своей монографии я как раз показываю остатки былого величия – крупноформатные новгородские, костромские, ростовские иконы из собрания орловских старообрядцев, датированные XVI-XVII веками, – рассказывает Марианна. – Сейчас эти коллекции очень разрозненны, приходилось годами искать по частным собраниям и храмам. Кроме того, сюда завозились в большом количестве ветковские иконописцы. Ветка – известный старообрядческий центр на границе с Польшей. Это яркая красочная икона на золотом фоне, одно из лучших направлений в поздней иконописи. Именно ветковские старообрядцы сильно повлияли на традиционную икону Орловского края. Многие мастера начинали писать икону совсем не на старообрядческий манер, использовали приемы мастеров Ветки.

В частности, в Орловском музее изобразительных искусств есть икона святителя Митрофана Воронежского. Это святой, живший в XVIII в. и прославленный только в 1832 г. Старообрядцы не изображали поздних святых. И хотя в этом произведении есть особенности, которые не встречаются в старообрядческой иконе, все-таки она написана под сильным влиянием ветковского стиля: золотой фон, обилие вино-красного, травянисто-зеленого цветов, цировка – прорисовывание иглой узоров на золотом фоне.

— Это особенность как раз орловской иконы, если говорить о стилистике, – подчеркивает искусствовед. – Именно это мы и искали. На Орловщине произошло слияние старообрядческого стиля и вполне синодальных сюжетов.

Любопытно, что старообрядческие иконы часто располагаются в храмах официальной православной церкви. Сельские старообрядческие мастера писали не только для своих единоверцев, но и для ярмарочных распродаж. Эту яркую и пышную икону очень любили орловские купцы и мещане. В наше время эти иконы в восстанавливающиеся храмы приносили люди из своих домашних собраний. В каждом храме таких икон по нескольку. Особенно много – в Болхове.

Царь и Бог

Монография Марианны посвящена иконе поздней. Еще недавно считалось, что икона после XVII века, их называли «живоподобными», – искусство упадка духовной традиции православия. Сегодня взгляд на позднюю икону, к счастью, пересмотрен.

– Например, очень интересна орловская икона Богоматери Балыкинска. Одна из самых почитаемых икон Орловщины, которая считается чудотворной. Она хранится во Введенском женском монастыре Орла, – рассказывает Марианна Комова. – Икона, которую монастырю преподнес в начале XVIII века святитель Иоанн Тобольский, не сохранилась. Все говорит о том, что та икона, которая почитается сегодня, написана в первой половине XIX века. Особенность ее в том, что лицо младенца Христа написано с портрета юного Александра II! Многие светские мастера, начиная с XVIII века писали иконы с портретов юных членов царской семьи. По всей видимости, это были особенные заказы, связанные с царской семьей. Начиная с первой четверти XVIII века иконы мучениц, например, часто выполнялись с принцесс, дочерей Петра I.

Это очень древняя традиция. Практически все виды византийской иконографии восходят к императорским портретам – например, изображение тронного Христа. Богоматерь с младенцем на престоле восходит к разновидности портрета, представляющего императрицу, которая показывает перед народом наследника. Император в Византии почитался как живая икона и изображался на иконах с нимбом еще при жизни. Слово «икона» переводится как «образ», земной образ Бога. По средневековому мировоззрению это ассоциируется с образом земного царя, через которого, как через икону, просвечивается образ Христа, он идет по пути Христа.

– Особенность Балыкинской чудотворной, именно этой, орловской, как раз в том, что только на ней лицо юного Александра II. На последующих списках эта традиция прервалась, и это живоподобие исчезло. Я в своей работе как раз сравниваю портреты Александра, когда ему было лет 9. Сходство налицо, даже поворот головы одинаков, – говорит исследователь.

Сегодня в Орле заканчивается большая работа по предотвращению краж икон из храмов – иконы маркируются. В каждую ценную помещается микрочип – чтобы извлечь его, преступнику придется испортить икону. Кроме того, каждая подробно описывается, фотографируется. Марианна Комова участвует в этой работе совместно с полицией как эксперт-искусствовед.

Любопытно, что местные жители часто противятся подобным исследованиям, выходят едва ли не крестным ходом – связывают их, исследования, с кражами, обзывают полицейских и искусствоведов наводчиками. Тем не менее факт – краж стало меньше, описанные и промаркированные иконы находят очень быстро.

Запечатлённый ангел

Очень любил собирать и реставрировать иконы наш знаменитый земляк, писатель Николай Лесков. Марианна Комова занимается исследованием судьбы лесковского иконного собрания. В одном из орловских музеев хранится икона невероятной ценности — «Спас во звездах» (на фото слева).

– Ценность этой вещи сложно определить, – говорит Марианна. – Даже если не брать в расчет серебряный оклад с аметистами и золотое напыление, украшающие одежды Христа. Сам Лесков назвал ее «Спас во звездах». Автор ее – известный и ценимый во всех отношениях ныне старообрядческий иконописец Никита Рачейсков. Именно с него, долгие годы друживший с ним Лесков, писал образ «изографа» в повести «Запечатленный ангел». На обороте иконы – дарственная надпись Николая Лескова, адресованная сыну, датированная 9 января 1891 года. Это год, когда Андрей Николаевич Лесков сделал предложение своей будущей жене. По всей видимости, эта икона – благословение на брак, венчальная икона. На клейме оклада стоит дата – 1873 год, это год выхода в свет «Запечатленного ангела»…

Сейчас исследователь пишет докторскую диссертацию на стыке наук: она должна сказать новое слово как в искусствоведении, так и в литературоведении. Марианна Комова как искусствовед впервые комментирует произведения Лескова, посвященные русской иконе.

– «Запечатленный ангел» – это произведение-загадка. Кроме стилистики я занимаюсь еще и семиотикой – знаковыми системами. Иконопись – это целый мир, восходящий к первообразу, к Христу. Вслед за принятием первообраза, говоря современным языком, как клоны распространяются его культурные символы святые, мощи, правители и духовные иерархи. Все эти разновидности понятия икона содержатся в «Запечатленном ангеле», они тоже располагаются в порядке иерархии и ассоциируются с текстом Канона Ангелу хранителю.

Исследование еще не закончено, но оно уже дает много нового в понимании не только произведений Лескова, но и мировосприятия верующего человека позапрошлого века.

– Икона в восточном христианстве никогда не являлась объектом поклонения сама по себе, – говорит Марианна, сама – человек верующий. – Икона – это окно, через которое ты можешь получить благодать. А можешь и не получить. Икона – не вечна, как и любая материя, исчезает со временем. Император в Византии являлся иконой, но что ему вручали при восшествии на престол? Мешочек с прахом. Икона в духовном смысле становится иконой только тогда, когда мы сами восходим мыслями и поступками к Богу.

Елена Маслова

Справка «ОС»:

Марианна Комова родилась в Орле, училась в 19-ой гимназии, Орловском художественном училище, окончила исторический факультет университета. В 2006 году защитила кандидатскую диссертацию «Иконное наследие Орловского края XVIII-XIX веков» на кафедре Отечественного искусства исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова под руководством профессора Э.С. Смирновой.

Вышедшая в свет монография – первое исследование, посвященное неизученному пласту русской культуры. 15 лет понадобилось автору для работы в архивах, обследования храмовых собраний Орловской области, сбора, классификации, описаний и сопоставления местных икон с наследием известных центров позднего иконописания России.

 

За правдой к Марковне
«Нет дороги окончания, зато есть её итог...»
С наступающим Новым годом!
Опубликовано 28 Мар 2012 в 15:47. В рубриках: Наука, Персона. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта. Количество просмотров: 4 197

Оставьте свой отзыв

Вы должны зарегистрироваться или войти, чтобы оставлять комментарии.

 

ОШИБКА ПРЕЗИДЕНТА


Депутат Виталий Рыбаков проверил состояние дорог города Орла


ГАРАНТ НА КРОВИ


Игорь Рыбаков требует ответов на заседании облсовета 28.04.2017


ПЕЙЗАЖ ПОСЛЕ БИТВЫ


Капитан Вадим Потомский пытается ответить на неудобные вопросы


СЪЕШЬ ПИРОЖОК


КАК ЭТО ЧАСТО НЕ СОВПАДАЕТ.


НЕ ПО ПОНЯТИЯМ.


ПРИГОВОР ДОРОЖЕ ДЕНЕГ.


ОШИБКА РЕЗИДЕНТА.


Жил отважный капитан.


Вадима Потомского поздравляют с 23 февраля.


Потомский подполковник


Парня в горы тяни рискни


Поздравление для
Вадима Потомского
с Новым годом!


Свежий номер

Реклама

При цитировании материалов
прямая гиперссылка
на orelsreda.ru обязательна
Главный редактор: Татьяна Филёва
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 57-00254
Реклама на orelsreda.ru и печатной версии "Орловская среда"
Для пресс-служб и размещения рекламы: : orelsreda@list.ru
тел.: (4862) 76-20-60
адрес: г. Орёл, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 25/27, пом.1
Наш индекс: 302028
© 2013-2015 ООО "Издательский дом "Орловская среда"