Олеся-искусница

Общество

Олеся-искусница

Олеся-искусница

Сто лет назад Олеся Гущина была бы очень завидной невестой. Хотя и сегодня  исконно женские таланты  высоко ценятся. Олеся  дивно умеет шить старинные русские костюмы и  плести пояса с древними узорами. Для нее это не только  увлекательное хобби или  способ заработать. Это еще источник духовности, здоровья и внутренней мудрости.

 

Знания и интуиция

У Олеси есть второе имя.  Друзья называют ее Лис или Яроока. Лис – старое студенческое прозвище, а Яроока – славянское имя, которое отражает ее характер и внутренний мир.

Большую часть маленькой однокомнатной квартиры Лис занимает ткацкий станок. В углу деревянной избы он смотрелся бы в самый раз, но в городской квартире выглядит, мягко скажем, неожиданно. Рядом стоит подставка для бердо – старинного приспособления для плетения поясов.

— Это мне все Добруша сделал, — Лис любовно гладит свои сокровища.

Добруша – это друг Лис. Они составляют удивительно гармоничную пару. Она хрупкая и изящная, а он большой и с усами. У Добруши, как и у Лис,  золотые руки. Сами подумайте, сколько  труда надо вложить, сколько  литературы прочитать, чтобы  сделать работающий ткацкий стан!

Книг в этой квартире действительно много. В основном книги по истории и культуре Руси. На столе лежит редчайшее репринтное издание 1868 года «Погребальный обряд языческих славян». На ткацком станке, на самом видном месте  — решетчатое кольцо. Это один из предметов, по которому археологи определяют вятичей – славянское племя, жившее тысячу лет назад на территории Орловской области. У дивана стоит гитара, в углу — походные рюкзаки, вдоль стен на вешалках почти законченные льняные рубахи.

Еще в этой квартире много кружек, разных сортов чай, не переводится и печенье.  А швейная машинка на кухонном столе только добавляет посиделкам уюта и особую атмосферу.

Лис рассказывает интересно и о покрое русской рубахи,  и о происхождении сарафана. Может сходу прочесть увлекательную лекцию о поясе. Она передает разные научные версии,  используя факты археологических исследований и мнения видных ученых. Легко рассуждает о  вопросах истории древнерусской моды.

— Да, у нас есть генетическая, родовая интуиция, — кивает она. – Но мы слишком отдалились от древней  культуры и миропонимания, чтобы интуиция работала хорошо.  Чтобы не вышивать мужской орнамент «перунов цвет» на женской рубахе или женский «засеянное поле» — на мужской, надо иметь серьезный багаж знаний.

 

Разноцветные петухи и чудо

Лис начала шить, когда училась в институте культуры на режиссерском отделении, и не от хорошей жизни. Не на что было покупать сценические костюмы. Сегодня она шьет только одежду старинного кроя. Яроока уже имеет свой круг покупателей.

— Люди сейчас стали больше интересоваться своей собственной историей, — рассказывает девушка. – Может быть, им надоело слышать, что Русь – это только гармошки, балалайки, матрешки, красные косоворотки, медведи и лапти. Люди хотят увидеть свою настоящую культуру, а не те сарафаны с какими-то дикими, разноцветными петухами и кокошники до потолка, что показывают по телевизору. Была в этом году на Троицких хороводах. Меня невероятно поразили бабушки в подлинных этнографических костюмах. Они в лаптях, навершниках, домотканых понёвах, рубахах, которым больше сотни лет, — перечисляет Лис почти благоговейно. – И ты понимаешь, что тебя прибило к земле от восхищения. Но люди ходят вокруг и им все равно. Для них Троица —  выпить водки, съесть непрожаренный шашлык и купить магнитик.

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ

Не все умеют шить, не все хотят корпеть над историческими книжками. Тогда они обращаются к Лис. Она даже не претендует на то, что ее костюмы полностью соответствуют историческому прошлому. По ее словам, это версии, стилизации. В принципе, точно узнать, как выглядел русский костюм века до XIV-го невозможно. Но ее версии основаны на исторических источниках насколько это возможно. Иногда Лис создает что-то совсем свое, но честно об этом предупреждает.

Интернет помогает находить клиентов в разных уголках страны. Недавно Лис отправила пояс аж в Анадырь.

Когда она начала плести пояса, почти до всего приходилось доходить самой.

— Пробовала одно, другое, — говорит Лис. – Осознавать все эти сложные схемы разум отказывался, но руки… было такое ощущение, что они вспоминали, что они знают больше, чем голова.

Она никогда не делала двух одинаковых поясов – это не штамповка. Пояс – вещь очень многогранная. Помимо чисто утилитарной функции, это сильнейший оберег. В древности, когда мастерица делала пояс, особенно для любимого, родного человека, вкладывала в работу много обережных мыслей о здоровье, удаче, любви.

— Этот пояс, этот оберег потом будет кто-то носить. Ты не имеешь права сделать его бездумно, абы как, в плохом настроении, — поясняет  рукодельница. — Иногда загадываешь один рисунок, начинаешь работать и понимаешь, что та схема, которую ты составила, не пойдет. И ты слушаешь руки, нити, идешь на поводу у пояса. Когда делаю даже обычную белую рубаху, стараюсь сначала поговорить с человеком, понять хоть немного, что он из себя представляет, чтобы сделать вещь именно для него.

Недавно из Иваново ей написала девушка, которая получила по почте рубаху работы Лис: «Я надела ее и не хочу снимать! Я словно переродилась. Спасибо вам. Чудо то, что вы делаете!»

 

Природа и бетонные дома

— Мне сложно сказать, с чего началось это увлечение, — размышляет девушка. – С детства я любила лес. Как-то, уже будучи студенткой,  приехала к родителям в деревню. Вышла босая на наш участок и вдруг поняла:  земля, она, действительно, живая. Такая силища, такая мощь идет через тебя из земли, уходит в нее и возвращается обратно. Это был незабываемый момент. Постепенно появилась потребность в чем-то своем, исконном, народном и природном… Когда возвращаешься в город, смотришь испуганными глазами на бетонные дома, провода, автомобили и понимаешь, что это все ненастоящее, неестественное. На самом деле,  чтобы жить, человеку это не нужно. Наука психология  постоянно предлагает решать наши внутренние проблемы. Нет у человека проблем. Единственная проблема в том, что он живет не с природой, он ее не слышит. Естественная жизнь – это не утилитарный взгляд на природу. Пользоваться ею надо с благодарностью, но не с жадностью, не превышая определенные пределы, не нужно брать сверх меры. Зачем человеку, например, золотая тарелка? Человек не может отделить себя от дерева, от земли, от реки, потому что во всем этом жизнь есть! Она тебе что-то отдает, но и ты должен что-то отдавать. Наши предки это понимали.

А Лис восприняла это через изучение древних орнаментов.

Кто-то сегодня говорит, что преданья старины глубокой нам сейчас и даром не нужны. Что нужно сносить все старое и нечего с ним нянькаться. Надо на его месте строить новое, модернизированное, удобное, практичное.

Строить-то, оно, конечно, очень нужно, но так народ ублажит лишь свое тело. Дух будет убит. А как показала новейшая история, без духа, скрепляющего все изнутри, тело разваливается очень быстро. Оно ворует, спивается, мусорит там, где живет. Ему все равно, что будет с ним завтра и что с ним делают власть придержащие.

Человек, который знает, уважает и понимает свою историю, так, как понимает ее Лис, не выбросит мусор на берегу реки, не пойдет напиваться в подворотню. Он не поломает новые качели в  детском садике, не станет самоутверждаться, ненавидя и убивая других.

 

Елена Маслова

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ
Оцените статью
Орловская среда
Добавить комментарий