Орловская «драма»: между прошлым и будущим

Под занавес минувшего года в Орловском академическом театре имени И.С. Тургенева произошла если и не революция, то переворот, кардинально изменивший жизнь самого титулованного и самого… унылого орловского театра. На днях  журналистам выпала возможность заглянуть за кулисы орловской «драмы» (именно так в народе именуют Тургеневский театр). О прошлом и будущем театра на большой пресс-конференции прессе рассказали директор ОГАТ им. И.С. Тургенева Валерий Сергеев и исполняющий обязанности художественного руководителя Павел Минаков.

Что было

—       Нам нужны были перемены. Мы чувствовали эти перемены, – так Валерий Сергеев прокомментировал недавний уход из театра его художественного руководителя с 25-летним стажем Бориса Голубицкого. Голубицкий покинул театр 29 декабря – формально по собственному желанию, а фактически – по желанию коллектива.

—       Этого бы не произошло, если бы не было решения совета трудового коллектива театра, – заявил господин Сергеев. – Впервые за всю историю российских театров без всякого раскола труппы единогласно было принято решение об уходе Бориса Наумовича Голубицкого… И это не связано с приходом нового директора. Эта ситуация назрела, даже перезрела.

Основной причиной «перезревшей» критической ситуации директор назвал репертуар театра, а точнее – постановки Бориса Голубицкого.

—       Только в 2012 году премьерные спектакли, которые выпустил Борис Наумович Голубицкий, собирали на первой премьере 60 процентов зрителей – и то с приглашенными. На второй премьере – 40 процентов. На третьей – 20 процентов, а дальше уже – под расстрелом: никто не хотел приобретать билеты… Да, администрация театра плохо работала, но никто ее не контролировал, никто с ней не сотрудничал, никто не желал с ней сотрудничать. Не может быть так, чтобы на протяжении всей творческой деятельности художественного руководителя он был постоянно в оппозиции театру. Театру, где он служит. В оппозиции актерскому ядру, мастерам сцены. Постоянно в оппозиции администрации театра. Как в мультфильме «Баба Яга против»… Но самое страшное другое. Сегодня в репертуаре 38 спектаклей – всех видов и жанров. 60 процентов – классика, за которую ратует бывший художественный руководитель. Это здорово. Но не нужно это делать фальш-лейблом. Программа любого репертуарного театра на протяжении всех веков существования театра – это классика. И не нужно говорить, что только мы классику ставим, только здесь, в этих стенах, – цитадель и база русского языка… Произошла катастрофическая вещь. Это антипрофессиональная деятельность, когда  в академическом театре любая постановка принимается одним человеком, запускается одним человеком, ей не дается должная художественная оценка ни в местной, ни в федеральной прессе… А сколько зрителей пришло на постановку? А мнение зрителей? А мнение критиков? А мнение музыковедов, если спектакль музыкальный? А мнение самих актеров? А что говорить о мнении самих актеров, когда  двое народных артистов – гордость нашего города, гордость нашей области – заняты всего в одном спектакле из 38. В одном спектакле – народный артист Макаров Анатолий Николаевич. Народный артист Петр Сергеевич Воробьев – это редчайший актер – и он занят только в одном спектакле из 38. И оба эти актера не заняты в репертуаре Голубицкого, то есть не в его постановках. Я задаю вопрос: как такое может происходить? Мне отвечают: «Это чернь! Это шелупонь!»… Роли распределяли, как Бог на душу… Или как было удобно. Вот против этого, собственно, театр восстал.

Но страшно не только это. Есть актеры первой категории – Иванов, Петров и так далее, их много. Столько же артистов второй категории. У всех разные зарплаты – базовые, государственные. Артистка Иванова первой категории получает пять тысяч. Петрова получает десять тысяч. А должно быть семь пятьсот. У этой и у той. То есть переделывалось штатное расписание. И государственные деньги забирали у одного  артиста и выдавали другому. И артист уходил. В лучшем случае – спивался… Это что, частная лавочка? Это государственный театр…

Мне пришлось с нового сезона увеличить в два раза  зарплаты. Мы проводим переаттестацию. У нас артисты, которые проработали десятки лет в театре, играя ведущие роли, до сих пор артисты второй категории. Это самая низкая ступень. То есть «первоклашки». Они на пенсию отсюда уходят как «первоклашки». А есть еще второй класс, третий и так далее… И мы приняли решение, что этому надо ставить – раз и навсегда – заслон. Отсюда – единогласное решение трудового коллектива. И, к великому счастью, нам не пришлось бороться – ни с администрацией области, ни с руководством управления культуры: они поняли наши проблемы, пообещали кардинально решить этот кадровый вопрос и выполнили обещание. И теперь мы в начале нашего нормального творческого пути.

Что будет

Основными вехами на нормальном творческом пути Тургеневского театра должны стать четыре спектакля, которые обещают поставить на большой сцене до конца сезона. Как рассказал и.о. художественного руководителя театра Павел Минаков, уже в марте состоится премьера комедии «Шельменко-денщик» в постановке известного российского режиссера Ювеналия Калантарова.

—       Мы продолжаем классическое направление, – пояснил господин Минаков, – мы не уходим в сторону. «Шельменко-денщик» – это украинская классика. Второй постановкой у нас будет пьеса «Стакан воды» французского драматурга Эжена Скриба. Постановщик – Ильдар Гилязев. Это достаточно известный не только в России режиссер, это режиссер театра «Ленком», он известен и в Орле по своим предыдущим постановкам – их было восемь, и все они были довольно-таки успешны.

Дальше – я приоткрою небольшую тайну – мы берем классическое, хрестоматийное произведение Ивана Сергеевича Тургенева «Муму», а ставить его будет замечательный мастер, известный во всем мире режиссер Роман Григорьевич Виктюк. Спектакль будет называться «Глухонемой». Это будет, безусловно, интересная работа не только для актеров, которые будут заняты в спектакле, но и для зрителя.

Мы не забываем и про наших юных зрителей – мы хотим осуществить постановку сказки. Это тоже будет классика, но классика китайская – с замечательными декорациями, яркими костюмами. Вообще, все наши спектакли, которые мы планируем поставить на большой сцене, будут музыкальными, пластическими, танцевальными – даже драма «Стакан воды».

Как пояснил Павел Минаков, в театре будет сохранена и малая сцена, однако статус ее изменится. Малую сцену попытаются сделать экспериментальной: здесь будут ставить неординарные пьесы молодых драматургов, приглашать современных молодых режиссеров и вообще работать с молодежью, которая захочет выразить свое творческое «я».

Кроме того, в апреле орловским артистам предстоит гастрольная поездка в столицу по совместному проекту с московским Домом-музеем И.С. Тургенева на Остоженке и орловским музеем Тургенева. В Москве орловцы покажут четыре спектакля из репертуара музейного театра имени графа Каменского (к слову, в 2015 году этот театр в театре отметит 200-летний юбилей).

И, наконец, о главном:  творческий коллектив самого титулованного орловского театра рассчитывает, что в самом недалеком будущем в театр вернется зритель. Хочется верить, что так и будет.

Татьяна Филёва

 

На что жалуемся?
Модернизация, оптимизация, деградация
Странные игры
Опубликовано 30 Янв 2013 в 15:31. В рубриках: Тема номера. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта. Количество просмотров: 1 677

Обращение депутатов к жителям Орловской области после отставки Потомского


Невров: "Потомский, хватит доить область!"


Должки и корешки


Потомский, в отставку! Флешмоб в Орле 15.09.2017


Митинг против Вадима Потомского 08.09.2017


Игорь Рыбаков о фактическом запрете публичных мероприятий законопроектом Потомского


Депутаты Елесин С. и Коновалов И. выступили против взятия кредита в 500 млн рублей


Депутатов не пускают в здание облправительства


По Орлу провезли топиарного "Шрэка"


КАК МИМО ЛЁТНОЕ ВИДЕНЬЕ


ОШИБКА ПРЕЗИДЕНТА


Депутат Виталий Рыбаков проверил состояние дорог города Орла


ГАРАНТ НА КРОВИ


Игорь Рыбаков требует ответов на заседании облсовета 28.04.2017


ПЕЙЗАЖ ПОСЛЕ БИТВЫ


Капитан Вадим Потомский пытается ответить на неудобные вопросы


СЪЕШЬ ПИРОЖОК


КАК ЭТО ЧАСТО НЕ СОВПАДАЕТ.


НЕ ПО ПОНЯТИЯМ.


ПРИГОВОР ДОРОЖЕ ДЕНЕГ.


ОШИБКА РЕЗИДЕНТА.


Жил отважный капитан.


Вадима Потомского поздравляют с 23 февраля.


Потомский подполковник


Парня в горы тяни рискни


Поздравление для
Вадима Потомского
с Новым годом!


Свежий номер

Реклама

При цитировании материалов
прямая гиперссылка
на orelsreda.ru обязательна
Главный редактор: Татьяна Филёва
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 57-00254
Реклама на orelsreda.ru и печатной версии "Орловская среда"
Для пресс-служб и размещения рекламы: : orelsreda@list.ru
тел.: (4862) 76-20-60
адрес: г. Орёл, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 25/27, пом.1
Наш индекс: 302028
© 2013-2015 ООО "Издательский дом "Орловская среда"