14 февраля 2018



ПАТП: финита ля комедиа?

№5 (498) от 14 февраля 2018 г.

 

Орловских чиновников бывает очень интересно слушать. Но гораздо увлекательнее отмечать – о чем усиленно молчат власть имущие. Так, на рабочем совещании в городской администрации 6 февраля поговорили и о новых «старых» трамваях, и о люках, и о собаках, и даже о госзакупках. Не было сказано ни слова лишь про то, какая судьба ждет муниципальное предприятие ПАТП и какие действия предпринимают «отцы города», чтобы сберечь сотрудников с огромным опытом работы и многомиллионное имущество. Еще интереснее оказалось заседание областного правительства. Там на полном серьезе обсуждали: красить такси в один цвет или ограничиться наклейками. О том, что последняя надежда на спасение ПАТП-1 связана  как раз с помощью областных властей, на заседании регионального правительства не произнесли ни слова. Не стало неожиданностью и то, что на встречу с трудовым коллективом обанкроченного предприятия не пришли ни мэр, ни сити-менеджер, ни кто-либо из областных чиновников. Экс-водителей и журналистов встречали только потягивающиеся ото сна собаки, которые обосновались в одном из заброшенных автобусов, да засохшие цветы на подоконниках – в административном здании уже отключили отопление. Даже ручка периодически замерзала, пока я делал пометки в блокноте, и приходилось отогревать ее своим дыханием.

 

Слова-слова-слова…

 

Пришедших (а их было в зале чуть более 40 человек) волновало два вопроса: глобальный – есть ли надежда на спасение от банкротства и локальный – когда людям отдадут заработанные ими за два последних месяца деньги плюс выходное пособие. Замглавы горадминистрации Олег Минкин пояснил, что попытки переговоров с конкурсным управляющим ни к чему не привели. Управляющий (которого не было на встрече) настроен на погашение долгов по зарплате после реализации имущества ПАТП. А в этом случае людям придется ждать еще не один месяц. Городские власти не намерены растягивать процедуру. Они обратились за субсидией к областным чиновникам, и если деньги поступят, то вопрос о распределении дополнительных средств вынесут на внеочередную сессию горсовета. При этом при выплате не будет учитываться та очередность, которая есть в конкурсном управлении. То есть люди получат зарплату и выходное пособие в приоритетном порядке. По самым пессимистичным прогнозам чиновников срок выплат – конец месяца. Но при этом Олег Минкин выразил надежду, что удастся решить проблему с долгами по зарплате раньше. Пока же сотрудникам предложили подготовить пакет необходимых документов. Дальше работа будет вестись уже персонально с каждым из сокращенных работников ПАТП, заявил господин Минкин.

Что касается трудоустройства сокращенных сотрудников ПАТП, то первый замглавы горадминистрации просил обратить внимание, что у частных перевозчиков есть высокая потребность в водителях. Многим уже поступали предложения о трудоустройстве. Поэтому экс-сотрудников ПАТП просили внимательно отнестись к этим предложениям. Водители поинтересовались: есть ли в Орле хоть один перевозчик, гарантирующий работникам положенный по закону соцпакет? Ответ прозвучал честный – ни одного. Но при этом замглавы отметил, что власти готовы проговаривать с перевозчиками всевозможные нюансы. Водителей возмутило, что такие переговоры не велись ранее. Уже много лет в областном центре перевозчиков ставят в совершенно разные условия. Если от МУПа требуют соблюдать все предписания и нормативы, то почему власти не требуют от частников так же жестко следить за техническим состоянием транспорта, соблюдать режим труда, не говоря о различных поощрениях за безаварийную работу?

 

Кстати, на встрече особо остановились на том, как работают частники. Бесконечные гонки по городу и «чехарда» на остановках, падение пассажиров в салонах и жалобы на разговоры по телефону за рулем, несоблюдение графиков и даже маршрутов движения – все это стало привычным для орловцев. И сколько бы руководителей транспортного отдела не менялось – порядка на маршрутах больше не становится. По иронии судьбы в этом пришлось убедиться корреспонденту «Орловской среды» как раз по пути в ПАТП. Я дважды попросил водителя предупредить, когда будет нужная остановка, так как раньше мне не доводилось пользоваться этим маршрутом. Однако водитель, увлеченный разговором по телефону, естественно, забыл это сделать. Прогулка по морозу до пропущенной остановки – отличный штрих к общей картине транспортного обслуживания в городе.

 

Ждем-с

 

Самый главный вопрос – получит ли предприятие 62 миллиона на погашение долгов? Ответ на него сразу решил бы и проблему с занятостью, и с сохранностью муниципального имущества (напомним, только по самым скромным подсчетам, город может потерять земли и имущества, переданные этому предприятию, на сумму свыше 150 миллионов рублей). Между тем все, что мог сказать замглавы: город ждет ответа от областных властей – выделят ли эти деньги из регионального бюджета или нет. Сколько еще продлится это ожидание, никто сказать не может. Как мы уже сообщали, на заседании облправительства судьба ПАТП не обсуждалась.

 

Мнение депутатов

 

Пришедший на встречу депутат горсовета Игорь Коновалов поинтересовался временными рамками: когда конкретно предприятие вернется к обычному режиму работы. Пока орловские власти не могут сказать ничего определенного – денег на спасение в нищем муниципальном бюджете нет. И даже тот факт, что из-за банкротства областной центр потеряет чуть ли не в три раза больше, чем чем нужно для спасения МУПа, никак не меняет позицию властей. Водители тоже не собираются ждать у моря погоды. Кто-то уже подался на заработки в столицу. Кто-то встал на биржу труда.

 

Депутат Евгений Косогов был резок в оценках. Он обратил внимание на тот факт, что на встречу с коллективом предприятия не приехали первые лица города и вообще никто из области. «Зачем нам власть, которая боится своих жителей и не решает важнейшие вопросы?» – отметил Евгений Косогов. Между тем ситуация на ПАТП стала критической не за один день. И даже не за один месяц – кризис зрел годами. При этом важных решений не принималось. А ведь уход с рынка перевозок муниципалов чреват самыми непредсказуемыми последствиями. Например, частники могут в ультимативном порядке потребовать повысить стоимость проезда до любой величины, хоть до 20, хоть до 27 рублей за поездку. И город не сможет ничего сделать, так как частники, по сути, будут монополистами.

Евгений Косогов напомнил, что имеются интересанты, которым выгодно, чтобы на территории ПАТП построили жилые дома. Поэтому решение вопроса о спасении этого конкретного МУПа может тормозиться на самых разных уровнях. Настораживает в выступлениях городских властей и тот факт, что речь почему-то все время ведется только о долгах по зарплате, а не о спасении всего МУПа целиком. Как будто его судьба уже кем-то предрешена.

 

При этом собравшиеся озвучили и тот факт, что совсем недавно городские власти нашли практически аналогичную сумму для спасения другого необходимого городу предприятия – «Спецавтобазы». Причем деньги были выделены без каких-либо условий возврата.

 

Мнение водителей

 

Простые водители напомнили, что в соседних регионах муниципальные предприятия вполне могут составлять конкуренцию частникам. Если не отдавать в частные руки самые прибыльные маршруты, как это сделано у нас. Если не запрещать (как это было в Орле в 2008 году) муниципальному транспорту выезжать из областного центра в рядом расположенные поселки. Наконец, если поставить частников и муниципалов в одинаковые условия в плане предрейсовых техосмотров и соцпакета водителям. Кстати, уже в который раз было озвучено предложение, что если ПАТП удастся спасти, то на его базе можно было бы создать единый транспортный центр, и то же ПАТП могло бы зарабатывать и на предрейсовых осмотрах, и на ежегодном повышении квалификации водителей. Напомним, впервые о таком варианте развития событий заговорили еще в 2015-м во время объезда депутатами горсовета муниципальных предприятий Орла. Однако дальше разговоров тогда не пошло.

 

Впрочем, самое интересное в сложившейся ситуации – куда собираются привозить списанные из Москвы автобусы? Если Орел впервые обратился за помощью к столице в плане предоставления списанной техники, то другие регионы уже несколько лет получают еще годный к работе транспорт. Более того, если предположить, что и в следующем году Орлу может достаться хоть что-нибудь из списанного в столице, то ПАТП сумеет не просто заткнуть «дыру» в 60 миллионов, а спокойно выйдет на устойчивую работу. Напомним, в отличие от частников, муниципальное предприятие не может так же стабильно и регулярно обновлять автопарк, что и стало одной из причин кризиса. При этом именно на муниципалов ложится обслуживание «дачных» маршрутов. Частникам этот бизнес неинтересен. Что будет, если ПАТП окончательно обанкротится? На чем будут добираться до дачных массивов многочисленные орловские владельцы приусадебных участков?

 

Напомнили водители и тот факт, что городские власти уже несколько лет не могут ничего поделать с трехзначными маршрутками, которые во многом дублируют городские маршруты. Кроме декларативных заявлений о том, что в этой сфере будет наведен порядок, – никаких реальных шагов  по борьбе с «трехзначными» не наблюдается.

 

Официально

 

Задолженность по заработной плате перед сотрудниками ПАТП-1 составляет 4,8 млн рублей. Как сообщили в этот же день в пресс-службе городской администрации, областные власти решили выделить на погашение этого долга дотацию в размере трех миллионов рублей. Остальную часть найдут в городском бюджете. При этом на момент написания материала ничего не слышно о 62 миллионах, которые также просят выделить из областного бюджета, чтобы город мог погасить обязательные платежи, включенные в реестр требований кредиторов.

 

Сергей Миляхин

Комментирует председатель общественного движения «Родной Орел» Алла Борисова:

 

— Это очень печально, что закрывается такое социально значимое предприятие. Для частников теперь загорится «зеленый свет» для повышения тарифов. Я сама была на встрече с коллективом предприятия. Бросается в глаза серьезный подход к работе. Здесь постоянно велось обучение водителей. В непростых экономических условиях люди теряют рабочие места, город теряет налоги –  и это, к сожалению, в Орле уже становится традицией. Я считаю, что в произошедшем есть очень большая доля вины городской администрации. Непосредственно тех людей, которые отвечали за городской транспорт, так как они своим бездействием загнали ситуацию в тупик. Потому что  можно было решить эту проблему при составлении конкурсной документации по распределению маршрутов. Надо было учитывать социальную нагрузку муниципальных автобусов — ведь летом они обслуживают дачные маршруты. Можно было не выдавливать ПАТП на нерентабельные маршруты, а оставить и прибыльные. Я считаю, что администрация проглядела этот вопрос — не знаю, по нерадивости это произошло или специально так было сделано. Могу лишь предполагать, так как неоднократно звучало, что есть заинтересованные лица, которые хотят получить землю ПАТП. Кроме того, как недавно заявил бывший мэр Орла Е.Н. Вельковский, не исключено, что некоторые чиновники мэрии, в том числе и курировавшие транспортную сферу, имели интересы на рынке частных перевозок. Считаю, что правоохранительные органы должны обратить самое пристальное внимание на эту информацию.

 

 

 

Комментирует депутат Орловского горсовета Игорь Коновалов:

 

— По моему мнению, происходящее сейчас в ПАТП — это лишь последнее звено в цепочке событий. К такой ситуации предприятие подводилось уже давно и целенаправленно. Депутаты должны отстаивать интересы жителей, работников муниципальных предприятий, причем не важно, на чьем округе расположено ПАТП. Муниципальное предприятие должно работать, приносить пользу жителям и наполнять городской бюджет. У нас это, к сожалению, не первый случай, когда МУП попадает в процедуру банкротства. Кроме того, в горсовете неоднократно звучала информация, что и другие МУПы работают не так эффективно, чтобы перестать беспокоиться за их судьбу. Только недавно угроза банкротства перестала нависать над «Зеленстроем» и «Спецавтобазой». Мы должны понимать, что если сейчас ПАТП обанкротится — наступит монополия частных перевозчиков. Монополия в любом бизнесе на пользу не идет. Я считаю, что должна быть альтернатива. Напомню, мы говорим про муниципальное предприятие, где еще совсем недавно трудилось до 700 человек. Да, ситуация в стране с тех пор изменилась, но возникает вопрос тогда — почему у частника этот бизнес прибыльный, и о банкротстве частных перевозчиков нет и речи? Почему МУП, который занимается пассажирскими перевозками с 1934 года, внезапно оказался в глубоком кризисе? Причем, со слов водителей, стагнация пошла буквально лет 10 назад. И я думаю, это не  случайность. И частники, и муниципалы оказывают одни и те же услуги. Но частник торжествует, а МУП хиреет. Значит, неграмотные управленцы либо в руководстве предприятия, либо в руководстве города, которые отвечают за работу муниципальных предприятий. Нет мониторинга и оперативного реагирования на проблемы. Когда-то в такой же ситуации со «Спецавтобазой» все стояли и смотрели, как предприятие идет ко дну. Теперь все смотрят на ПАТП. Активных действий весь 2017 год не было видно. А ведь чиновники получают зарплату из бюджета! И должна быть видна эффективность их работы. Должны работать контролирующие органы, но в сфере управления городским имуществом, муниципальными предприятиями этот контроль не виден. На мой взгляд, люди, которые получают зарплату из бюджета, должны нести ответственность за свои решения, за результаты своей работы.

Для городских властей это «дело чести» — вывести МУП ПАТП 1 из банкротства. Пусть покажут на что способны, а если не справятся, то, как и предложил депутат Евгений Косогов, мэр Новиков и глава администрации Муромский должны уйти в отставку. Не понятна мне и позиция врио губернатора Андрея Клычкова. Не за горой президентские выборы а с его стороны нет решительных шагов по снижению напряжения в обществе. Зачем нагнетать ситуацию в обществе в преддверии выборов? Считаю, что сейчас Андрей Клычков должен обратить внимание на критическую ситуацию с муниципальным транспортом, а не заниматься управлением блогом и аккаунтами в соцсетях.

 

 

Опубликовано 14 Фев 2018 в 15:06. В рубриках: Тема номера. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Отзывы и пинг пока закрыты. Количество просмотров: 376

Комментарии закрыты.

Новости

«ЛИЦО ПОПРОЩЕ, И ЖИЗНЬ УДАЛАСЯ»


Как восприняли депутаты облсовета отчет Андрея Клычкова


Депутат Рыбаков В. не согласен с докладом Тарасова В и задал ряд вопросов


Депутат В. Рыбаков задал ряд острых вопросов Филатову С.


Музалевский Л.С. заставляет депутатов фракции Единая Россия увеличить тариф ЖКХ


Депутат Рыбаков призвал спикера Музалевского сложить полномочия из-за публичной лжи


Виталий Рыбаков: области снова навязывают очередную проблему


Орловцы обратились к Путину с просьбой возобновить работу ПАТП-1 и наказать виновных в его банкротстве


Депутаты Елесин С. и Коновалов И. выступили против взятия кредита в 500 млн рублей


Депутат Виталий Рыбаков проверил состояние дорог города Орла


Свежий номер

Реклама

При цитировании материалов
прямая гиперссылка
на orelsreda.ru обязательна
Главный редактор: Татьяна Филёва
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 57-00254
Реклама на orelsreda.ru и печатной версии "Орловская среда"
Для пресс-служб и размещения рекламы: : orelsreda@list.ru
тел.: (4862) 76-20-60
адрес: г. Орёл, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 25/27, пом.1
Наш индекс: 302028
© 2013-2015 ООО "Издательский дом "Орловская среда"