Пенсионная реформа дубль два

Общество

Пенсионная реформа дубль два

Пенсионная реформа дубль два

Россию ожидает новый виток пенсионной реформы. На днях правительство направило президенту Владимиру Путину проект стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ, рассчитанной до 2030 года.  3.10.на селекторной пресс-конференции о сути предстоящих пенсионных преобразований региональным журналистам рассказали замминистра труда и социальной защиты Андрей Пудов и председатель правления ПФР Антон Дроздов.

Пенсионный крест

Ныне действующая в России пенсионная система была создана в  2002 году. Спустя десять лет стало понятно, что система хромает. Конечно, нельзя сказать, что все совсем уж плохо. Так, за десять лет средний размер трудовой пенсии по старости увеличился в номинальном выражении в 6,5 раза, а в реальном –  почти в три раза. Среднестатистический российский пенсионер сегодня получает 9706 рублей. Это 36,8% от средней зарплаты по экономике. Для сравнения: в развитых европейских странах отношение пенсии к зарплате составляет не менее 60% – это норма. В этом плане Орловская область – почти Европа: по информации руководителя Орловского отделения Пенсионного фонда Николая Баранчикова, у нас пенсионер в среднем получает примерно 56% от зарплаты среднестатистического работника. Правда, зарплата эта весьма скромная – 15824 рубля, а потому и «европейская» орловская пенсия не дотягивает до среднероссийской – ее размер 8877 рублей. Но беда даже не в этом. Беда в том, что при существующей пенсионной системе процент соотношения «пенсия-зарплата» с годами будет неуклонно снижаться. То есть пенсионеры будут беднеть. Причин тому несколько.

Главная из них – демография. По прогнозам экспертов, после 2025 года число работающих граждан и пенсионеров в нашей стране сравняется, а в дальнейшем первых будет становиться все меньше, а вторых все больше. Таким образом, немногочисленная армия работающих просто не прокормит многочисленную армию пенсионеров.

Один тариф для всех

Демографический «крест» – так сказать, стратегическая причина возможного пенсионного «кризиса». А есть и ряд тактических. Их-то и намерены устранить разработчики новой пенсионной стратегии.

Во-первых, планируется изменить тарифно-бюджетную политику. Сегодня большинство работодателей платят в Пенсионный фонд обязательные страховые взносы в размере 22% от годового заработка работника. Однако есть и исключения. Так, например, самозанятое население (а это индивидуальные предприниматели, фермеры, адвокаты, нотариусы) платят в ПФР совсем другие суммы. Их платеж рассчитывается исходя из одного минимального размера оплаты труда и составляет 14,3 тысячи рублей в год. А размер страхового взноса наемного работника достигает 112 тысяч рублей в год. При этом размер пенсий у тех и других примерно одинаковый. Кроме того, по пониженному тарифу страховые взносы платит ряд организаций, например аптеки, уплачивающие ЕНДВ, благотворительные и некоммерческие организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и т. д.

Разработчики новой пенсионной стратегии предлагают устранить подобное разделение и установить единый тариф страховых взносов для всех, чтобы одни не содержали других. Самозанятым гражданам при этом предоставляется право выбора: не хочешь платить столько же, сколько наемные работники, – не плати, но и пенсия в этом случае будет существенно ниже.

Еще один минус существующей ныне пенсионной системы, по мнению разработчиков стратегии, в схеме уплаты страховых взносов в отношении граждан, работающих на вредных и опасных производствах. Такие работники имеют право досрочного выхода на пенсию. Если человек выходит на пенсию не в 60 лет, а в 50, то и взносы за него работодатель платит до 50 лет. При этом пенсии «досрочникам» (за «выпавшие» 10 лет) начисляются за счет взносов  работающих граждан – в том числе и тех, кто на досрочную пенсию не пойдет. Кстати, сегодня из 3,2 миллиона пенсионеров-«досрочников»  2,4 миллиона человек (а это 75%) продолжают работать. Чтобы изменить такое положение вещей, Минтруда предлагает установить для работодателей дополнительный тариф страховых взносов на выплату «досрочных» пенсий.

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ

Копить или не копить?

Еще одно предложенное в стратегии новшество касается накопительной части пенсии. Напомним, сегодня страховые взносы, поступающие в пенсионный фонд распределяются на две части пенсии – страховую и накопительную. Страховая часть формируется за счет взносов, поступающих после 1.01.2002 года, и включает в себя фиксированный базовый размер пенсии (с 1.04.2012 года это 3278 рублей). Средства страховой части пенсии фиксируются на лицевом счете гражданина и ежегодно индексируются государством. Эти деньги направляются на выплату пенсий нынешним пенсионерам.

Накопительная часть пенсии в обязательном порядке формируется у работающих граждан 1967 года рождения и моложе. В эту часть поступают взносы в размере 6% от годового фонда оплаты труда работника. Деньги накопительной части передаются либо в управляющую компанию, с которой заключил договор ПФР, либо в негосударственные пенсионные фонды. Они, в свою очередь, инвестируют пенсионные накопления граждан на фондовом рынке. С момента начала пенсионной реформы-2002 гражданам объясняли, что деньги накопительной части позволят получить пенсию с плюсом. Однако через десять лет выяснилось, что в накопительной составляющей нынешней пенсионной системы накопился ряд проблем. Во-первых, накопления в реальном выражении обесцениваются (инфляция). Во-вторых, оказалось, что отсутствуют достаточные гарантии того, что пенсионные накопления граждан останутся в целости и сохранности, и что гражданам эти деньги вообще вернутся, поскольку негосударственные пенсионные фонды недостаточно устойчивы. Но главное, вдруг стало ясно, что граждане, принудительно включенные в накопительную систему (то есть все, кто родился в 1967 году и позднее), оказались ущемленными по сравнению с теми, кто в эту систему не вошел. Так, например, при прочих равных условиях расчетный размер трудовой пенсии по старости у гражданина 1966 г. р., не имеющего пенсионных накоплений, будет на 2987 рублей выше, чем у его более молодых сограждан, эти самые накопления имеющих.

Чтобы устранить эти минусы, предлагается уменьшить тариф взносов на накопительную часть с 6% до 2%, а в последующем и вовсе предоставить гражданам право выбора – участвовать ли в накопительной системе или нет. Кроме того, разработчики реформы считают необходимым поэтапно перевести накопительную составляющую из системы обязательного пенсионного страхования в систему добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения. То есть гражданину предстоит решать самому: копить на пенсию или не копить. При этом, как уверил замминистра Андрей Пудов, ранее накопленные средства граждан изыматься не будут, а все сформированные в рамках накопительной системы пенсионные права сохранятся.

Что же за всем этим следует?

Все обозначенные выше новшества должны привести к следующим результатам. Первое и главное: размер пенсии напрямую будет зависеть от стажа работы и размера страховых взносов.

Стратегия формулирует главное пенсионное правило: 40-20-20-40. Расшифровывается эта формула так: если в течение 40 лет работы платишь пенсионные взносы не менее 20% от своего заработка, то получаешь пенсию в размере 40% от заработка в течение 20 лет. Если стаж и процент взносов меньше, соответственно, будет меньше и пенсия. 40 лет стажа взяты не с потолка: по расчетам разработчиков стратегии, в долгосрочной перспективе с учетом демографической ситуации именно такой стаж позволит сбалансировать пенсионные права и обязательства. Сделают ли 40-летний стаж нормативным? Вполне возможно: стратегия предусматривает уточнение параметров пенсионной системы в период с 2021 по 2030 годы. При этом особо подчеркивается, что стратегия не содержит предложений по повышению пенсионного возраста. Разработчики документа считают, что, если начать работать в 20-25 лет, то к 60-65 годам как раз накопится 40 лет стажа. Правда, пенсионный возраст женщин при этом – 55 лет, и в рамки пенсионной формулы прекрасная половина человечества никак не укладывается. За исключением, конечно, тех дам, кто начнет трудовую жизнь с 15-летнего возраста. Не случайно противники пенсионных нововведений называют формулу 40-20-20-40 завуалированной формой повышения пенсионного возраста. На это авторы стратегии возражают: возраст выхода на пенсию мы не повышаем, но стимулируем граждан продолжать работу после его достижения.  Тем, кто примет решение работать после 55 или 60 лет и отсрочить назначение пенсии, эту самую пенсию будут назначать в повышенном размере.

Как видим, и 40 лет добросовестного труда не позволят большинству россиян приблизиться к заветным европейским пенсиям. 60% от заработка смогут получить далеко не все, а лишь те, кто сумеет вписаться в рамки новой пенсионной модели, предусмотренной в проекте стратегии. А модель эта складывается из трех уровней. Первый – государственная пенсия, о которой шла речь выше. Второй – корпоративная пенсия. Она предназначена в основном  для среднего класса (то есть для людей, получающих высокие зарплаты) и будет формироваться работодателем при возможном участии работника на основании либо трудового договора, либо отраслевого тарифного соглашения. Корпоративная пенсия должна обеспечить пенсионеру еще 15% прибавки. Кстати, сегодня в России на корпоративные пенсии могут рассчитывать порядка 8 миллионов человек, которые трудятся в финансовом и топливно-энергетическом комплексе и чьи работодатели уже формируют их пенсионные накопления (объем таких накоплений в рамках корпораций на сегодняшний день составляет около 800 миллиардов рублей).

Третий уровень модели – частная пенсия. Она формируется самим работником и может дать еще до 5% утраченного заработка (хотя не совсем понятно, почему только до пяти?). Понятно, что этот уровень также рассчитан на хорошо оплачиваемых работников, каковых в России пока меньшинство: примерно 70% работающих россиян «сидит» на средней зарплате.

Противником новой пенсионной стратегии выступает министерство финансов: финансовый блок настаивает на замораживании индексации пенсий, отмене выплат работающим пенсионерам, а впоследствии – на повышении пенсионного возраста. Минтруда пока сопротивляется. Какой будет стратегия развития пенсионной системы в окончательном варианте, пока неясно. Проект продолжат обсуждать до 20 октября.

Татьяна Филёва

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ
Оцените статью
Орловская среда
Добавить комментарий