Первоклассные советы

Как адаптировать первоклассника к школе? Как сделать так, чтобы его школьная жизнь сложилась успешно? Ответы на эти вопросы дает педагог с 25-летним стажем, заместитель директора по воспитательной работе школы №50 города Орла Евгения Викторовна Талызенкова.

Евгения Викторовна, как помочь ребенку, который впервые идет в школу, преодолеть связанный с этим психологический стресс?

– Чтобы период адаптации прошел безболезненно, родителям  нужно заранее выяснить, готов ли ребенок к школе, его мотивацию. Ребенок радуется тому, что пойдет в школу потому, что это для него праздник и приключение, или же он готов к школе психологически – готов над собой работать? Если дети с совершенно разной мотивацией идут в один класс, соответственно, и период адаптации у них будет проходить по-разному. Те дети, которые понимают, что в школе им придется трудиться, соблюдать определенный порядок, привыкают быстро, с другими же приходится  сложнее. Родители не должны пугать ребенка  школой, не должны говорить: «Вот пойдешь в школу – узнаешь». Наоборот: «Пойдешь в школу, много интересного узнаешь, и для этого тебе сейчас нужно подготовиться».

В последнее время родители стараются отдавать детей в школу не с шести лет, как раньше,  а  позже, с семи лет. Многих пугают современные сложные программы, сложилось мнение, что детям постарше легче усваивать школьный материал…

– Типичная ошибка большинства родителей: отдавая ребенка в школу, они все еще считают его маленьким. А ведь ребенок еще в выпускной группе детского сада  должен понять: он не маленький, он подходит к взрослому этапу жизни. Чтобы он это понял, нужно давать ему посильные поручения, следить за их выполнением. Если что-то не получилось, ни в коем случае не критикуйте ребенка, вместе устраните недостатки и похвалите за сделанную работу.

Что касается новых программ, я лично считаю их очень интересными. Я и сама работала по таким программам.  Здесь вот в чем вопрос: чтобы материал усваивался, чтобы ребенку было интересно учиться, нужно работать не только учителю и ребенку, но и родителям. Причем ежедневно.  Проблема в том, что родители хотят, чтобы дети были развиты всесторонне, и при этом стараются отдавать их в школу попозже. Не в возрасте дело, а в готовности и желании учиться. По поводу готовности детей:  она определяется не умением читать, считать и писать, а умением слушать, развитой усидчивостью, умением самому выразить свою мысль.

Как долго вы позволяете первоклашкам оставаться «маленькими»?

– Ни одному из детей я не запрещала приносить в школу игрушки. У меня училась девочка, её отдали в школу очень рано. Так вот она приносила на уроки кукол, игрушечную  посудку. Я говорила маме: не запрещайте, не ругайте ребенка. Малышка сажала кукол на парту, что-то объясняла им. Потом куклам стало не хватать места, и она перестала их приносить. Однако с посудкой не расставалась. Я ей сказала:  «Аня, посудка тебе мешает, ведь неудобно раскрывать учебники». И она стала ставить чайники и тарелочки возле парты. Так продолжалось какое-то время. Потом я ей говорю: «Мне кажется, я могу нечаянно наступить на посудку, жалко её, она такая красивая». Девочка подумала-подумала и перестала приносить игрушки.

Говорят, начальная школа закладывает фундамент знаний, и от того, насколько он прочный, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Чему стоит уделять особое внимание на этом этапе?

– На первых школьных собраниях мы объясняем – детям нужно соблюдать режим. Это нужно не только для здоровья. Соблюдая режим, ребенок учится порядку, он  начинает понимать, что придется в каких-то случаях преодолеть желание поспать, желание не заправить свою постель, не убрать учебники… Если ребенок этому научится, он идет по жизни легко, и для него нет неразрешимых проблем.

Как научить ребенка не конфликтовать в коллективе?

– Воспитывая чувство терпимости к другим. Больше всего проблем у «домашних» детей.  Они привыкли к тому, что есть только их желание, и не принимают желаний других детей. Дети, которые не ходили в детсады, могут быть замкнутыми или, наоборот, агрессивными, потому что их раздражает большое количество других детей, они не умеют подчиняться общим правилам, потому что привыкли к маленьким коллективам, к примеру в развивающих центрах. Но школа  – это гораздо серьезнее. Поэтому так важно учить ребенка общаться. Если родители заметили агрессию сына  по отношению к другому ребенку, отведите в сторону своего ребенка и терпеливо объясните ему, что у того, кто ему так неприятен, есть и хорошие качества.

«Домашний» ребенок настроен так: я обязательно должен, условно говоря, победить. Дома ему поддаются мамы, папы, бабушки, дедушки. А в школе ему поддаваться никто не собирается. Здесь все хотят быть первыми. И начинаются проблемы: не пойду в школу, меня там обижают…

У меня был ученик, приехавший из Ливен. Мальчик с ярко выраженными лидерскими качествами. Он перешел в другую школу, и оказалось, что в классе уже есть свои лидеры. Ребенок испытал стресс и нашел объяснение  всем своим неудачам: «это потому, что я ливенский». Пришлось поговорить с его мамой, выяснить, что ему нравится, что он любит. Оказалось, что ребенок прекрасно рисует, сочиняет юмористические рассказы. Словом, нашлось ему занятие по душе. Он стал участником школьных КВН, делал прекрасную стенгазету. И ему стало все равно, что он, к примеру, показал не самый  лучший результат в школьной олимпиаде.

Евгения Викторовна, я знаю, что за время работы с детьми у вас накопилось немало замечаний в «родительский дневник»…

– Дорогие родители, никогда не лишайте ребенка похвалы, не отнимайте подарка. За один проступок должно быть только одно наказание. Но  ни в коем случае не бейте ребенка, не унижайте его, недопустимы в наказание уроки, чтение, работа. Эти «наряды вне очереди» только внушат отвращение. Если ребенок наказан, значит,  он уже прощен. О прежних его проступках больше ни слова.

Безусловно принимайте своего ребенка. Как можно чаще бывайте с ним. Слушайте его переживания, его мнения. Не вмешивайтесь в его занятия. Помогайте, когда просит. Поддерживайте и отмечайте успехи. Рассказывайте ребенку о своих проблемах, делитесь своими чувствами. Разрешайте конфликты мирно. Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции. Обнимайте и целуйте ребенка как можно чаще.

Наталья Зарубина

В родительский дневник

Похвала – витамин души. В ней нуждаются все. Но особенно – дети, ощущающие свою неполноценность,  а также дети способные, развитые, которым все легко дается. Они всегда полны сил, всегда впереди. Если их не хвалить, они могут «потерять» свои силы. Самолюбивые дети – они не выносят ни малейшего неодобрения, склонны к обидчивости. В детском возрасте – это хвастунишки. К ним нужно относиться внимательно, бережно.

Хвалить ребенка можно за отвагу, преодоление страха, за то, что он сделал что-то своими руками. Если есть сомнения – хвалить или не хвалить, хвалите!

Желательно говорить:

ты у меня самый умный (красивый, добрый…)

как хорошо, что ты у меня есть…

ты  у меня молодец…

я тебя очень люблю…

как ты хорошо это сделал, научи меня, спасибо тебе, я тебе очень благодарна, если бы не ты, я бы никогда с этим не справился

Не следует говорить:

я тысячу раз говорил тебе, что…

сколько раз надо повторять…

о чем ты только думаешь…

неужели тебе трудно запомнить,  что…

ты становишься…

ты такой же, как…

отстань, мне некогда…

почему Лена (Вася, Настя) такая, а ты – нет

 

Мы посоветовались – и я решил
Конкуренция не состоялась
В чём наша сила
Опубликовано 28 Авг 2013 в 15:54. В рубриках: Тема номера. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта. Количество просмотров: 1 225

Потомский, в отставку! Флешмоб в Орле 15.09.2017


Митинг против Вадима Потомского 08.09.2017


Игорь Рыбаков о фактическом запрете публичных мероприятий законопроектом Потомского


Депутаты Елесин С. и Коновалов И. выступили против взятия кредита в 500 млн рублей


Депутатов не пускают в здание облправительства


По Орлу провезли топиарного "Шрэка"


КАК МИМО ЛЁТНОЕ ВИДЕНЬЕ


ОШИБКА ПРЕЗИДЕНТА


Депутат Виталий Рыбаков проверил состояние дорог города Орла


ГАРАНТ НА КРОВИ


Игорь Рыбаков требует ответов на заседании облсовета 28.04.2017


ПЕЙЗАЖ ПОСЛЕ БИТВЫ


Капитан Вадим Потомский пытается ответить на неудобные вопросы


СЪЕШЬ ПИРОЖОК


КАК ЭТО ЧАСТО НЕ СОВПАДАЕТ.


НЕ ПО ПОНЯТИЯМ.


ПРИГОВОР ДОРОЖЕ ДЕНЕГ.


ОШИБКА РЕЗИДЕНТА.


Жил отважный капитан.


Вадима Потомского поздравляют с 23 февраля.


Потомский подполковник


Парня в горы тяни рискни


Поздравление для
Вадима Потомского
с Новым годом!


Свежий номер

Реклама

При цитировании материалов
прямая гиперссылка
на orelsreda.ru обязательна
Главный редактор: Татьяна Филёва
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 57-00254
Реклама на orelsreda.ru и печатной версии "Орловская среда"
Для пресс-служб и размещения рекламы: : orelsreda@list.ru
тел.: (4862) 76-20-60
адрес: г. Орёл, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 25/27, пом.1
Наш индекс: 302028
© 2013-2015 ООО "Издательский дом "Орловская среда"