Последнее пике

Общество

Последнее пике

Последнее пике

Накануне Дня города мы по традиции вспоминаем тех, кто участвовал в боях за освобождение Орла от немецких оккупантов. Один из них  участник Курской битвы, Герой Советского Союза  подполковник Николай Сурнев.

Первым делом самолёты

Родился Николай Сурнев 4.03.1923 года. Как и большинство сверстников учился в родном селе в семилетней школе. О карьере военного не мечтал, хотел стать фельдшером. Лучше бы, конечно, врачом, но поступить сразу в медицинский  институт деревенскому парню было сложновато, вот и поступил  в  медицинский  техникум.  В ту пору в Советском Союзе была развернута мощная, невиданная по масштабам, как бы сказали сейчас,  пиар-кампания в поддержку  авиации.  Каждый уважающий себя мальчишка мечтал летать и  прыгать с парашютом.   Профессия военного летчик была окутана ореолом славы и романтики, а летчик Чкалов был кумиром всех мальчишек. Николай выбрал аэроклуб. Первый же полет в небе захватил его полностью. Он понял, что летать – это его призвание. Дальше все было просто. За год до начала войны юноша был направлен в Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков. Учился летать на самолетах конструкции нашего земляка Поликарпова УТ-2 и истребителе И-16.

В том, что Сурнев – летчик божьей милостью все увидели, едва он впервые самостоятельно поднял самолет в воздух.  В воздушном бою, кто быстрее выполняет маневры, тот и побеждает. Природа и родители наделили Сурнева отменным здоровьем и недюжинной силой. Изнурительные тренировки и природные данные позволили отточить летное мастерство до совершенства.

Когда Сурнев окончил обучение, уже шла война, училище эвакуировали глубоко в тыл, в степи Казахстана. Летал он мастерски и был уверен, что его путь прямо из училище на фронт.  Но  его оставили в училище  инструктором. Было ему всего-то двадцать лет, и воспринял он это назначение, как глубокую обиду. За рапорты послать на фронт получил не одно взыскание и все же добился своего. В августе 1943 года он начал воевать в своих родных местах, сражался в небе над Орлом и Белгородом.   Бывший командир 288-й истребительной авиационной дивизии, в которой воевал Сурнев, генерал-майор  Борис  Смирнов, когда его часть получила пополнение, сразу же обратил внимание на самого молодого летчика . «У Сурнева удивительно быстро развивались профессиональные качества, необходимые лётчику-истребителю: умение точно ориентироваться, быстро и правильно оценивать обстановку в воздухе, определять своё место в бою и метко стрелять. В числе других молодых пилотов его отличало и высокое мастерство в технике пилотирования. Словом, в ратном труде Николай не уступал тем, кто начал войну значительно раньше».

Лётчик от бога

Первый бой Сурнев принял  во время Курской битвы.  Николай Сурнев поднял в воздух свой Як-1 в составе шестёрки истребителей, которые получили приказ прикрыть наземные войска от бомбардировщиков противника.  Едва самолеты набрали высоту, как столкнулись с большой группой «юнкерсов», которых сопровождали десять «мессершмитов».   У пикирующих бомбардировщиков  Ю-88 была скорость, которая почти  не уступала скорости истребителей, хорошая маневренность и сильное вооружение.

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ

Три  пилота вступили в неравный бой с самолетами прикрытия, вторая  тройка Яков пошла в атаку на бомбардировщиков.   Выбрав черную  тяжелую  машину, которая простерла прямо над его головой синие и алые тропы трассирующих пуль, Сурнев, сделав  горку, открыл огонь.  Машина противника  резко пошла на снижение. Прошла минута, другая,  а враг не падал.  Сурнев набрал еще метров 150 – 200 высоты,  проскочил на бешеной скорости мимо фашистского самолет, не успев даже открыть огонь.  Неожиданно резко перевернувшись, фашист  рухнул на землю. Сурнев не промахнулся. Сбитый им «лапотник»,  так прозвали «юнкерсы», упал неподалеку от белгородского села Новоселовка. Он стал первым сбитым Николаем самолетом противника.

После боя летчики всегда  шумно, часто подначивая друг друга,  разбирали  только что закончившиеся  полеты.  Николай внимательно прислушивался к тому, что говорили опытные пилоты.  Среди добродушных шуток и  едких насмешек тщательно выбирал то деловитое и неповторимое, что составляет хороший стиль летного мастерства.  Вместе с мастерством Сурнева рос его личный счет сбитым вражеским самолетам.  Он не раз попадал под огонь противника, его расстреливали зенитки и пушки вражеских истребителей. Самолет его так часто чинили и так много переменили в нем частей, что без смены оставался только заводской номер, а он был таким везучим, что выходил из боя без единой царапины,. и только однажды ему не совсем повезло. Это было во время   дерзкого налета на вражеский аэродром.   Тяжёлый бой выдался 1.10.1943 года южнее села Великий Луг, когда шестёрка Яков вступила в бой с 12 Ме-109. Прикрывая действия своего ведущего, Сурнев заметил, как к нему сзади зашёл один из «мессеров». Сделав быстрый манёвр, он с одной очереди сбил его и  спас своего ведущего. После этого он участвовал в уничтожении ещё одного Ме-109, но пропустил атаку сверху и сам был ранен. Превозмогая боль, Николай привёл израненный самолёт на свой аэродром. Всего в этом бою наши лётчики сбили пять вражеских самолётов и обошлись без потерь. В том же месяце Сурнев был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. После госпиталя Сурнев вернулся в полк, принял под свое командование звено  и продолжал воевать.  Памятной  для него датой  стал день 31.03.1944 года.  Четверка Яков прикрывала наступление наших частей  в районе небольших поселков Кучурган и Берцовка. Шесть «мессеров» и два новейших фашистских истребителя FW – 190 атаковали наши самолеты. В самом начале боя Николай сбил один из «фоккеров». А после этого в небе над Молдавией  последовала целая череда побед, в результате которой Сурневу присвоили звание старшего лейтенанта и наградили орденом Красного Знамени. Выше этого ордена было только звание Героя Советского Союза. Награждение вторым орденом Красного знамени не заставило себя долго ждать. В ходе Ясско-Кишиневской операции в  одном бою сбивал и по два самолета противника. К концу войны заместитель командира эскадрильи 866-го истребительного Измаильского авиационного полка   старший лейтенант  Сурнев совершил 261 успешный боевой вылет. Участвуя в 64 воздушных боях, лично сбил 23 самолёта противника.

18.08.1945 года за образцовое выполнение боевых заданий, мужество, отвагу и героизм старший лейтенант Сурнев Николай Григорьевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» .

А город подумал, ученья идут

У него было все, чтобы сделать блестящую военную  карьеру, занять видное место среди крупных командиров авиации страны. Он был умен, образован, молод и талантлив от природы. Но не судьба, а беречь себя наперекор судьбе такие люди, как он,  не умеют. Ему судьбой  было отведено слишком мало лет. После  войны Николай Сурнев продолжил службу   в истребительной  авиации  войск ПВО. Служил командиром эскадрильи  в 472-м истребительном авиационном полку, который базировался на окраине  Орла.    В начале 1950-х годов в полк стали поступать новые реактивные самолёты МиГ-15, и Сурнев одним из первых в полку освоил пилотирование реактивным истребителем. Он летал сам и учил летать молодых летчиков на таком же МиГ-15 , который навечно устремился к небесам на Комсомольской улице.

Афанасий Акулов, который в то время служил техником на аэродроме, вспоминает: «Реактивные самолеты первого поколения не были такими надежными, как сегодняшняя техника. В одном из полетов случилась трагедия.   Николай Григорьевич, который за всю войну получил только одно легкое ранение, погиб в авиакатастрофе.  Его самолет свалился в штопор. Лётчик до конца боролся с критической ситуацией, пытаясь сохранить машину, и не воспользовался парашютом. Самолёт упал в 7 километрах от города. И случилось это 5  .03.1952 г.,  на следующий день после того, как мы отметили его  29-летие. Все, кто знал Николая, очень переживали эту потерю. Через 16 лет во время такого же тренировочного полета на МиГ-15 погиб Юрий Гагарин. И это тоже случилось в марте.

Героя со всеми почестями похоронили на Троицком кладбище. В конце 90-х  пришлось испытать сильнейший шок. Какая-то мразь украла с могилы бронзовый бюст Героя. Приемщик в лавке по скупке цветного металла, который принял и оценил его на вес, стал сообщником  мародера. Это было не только осквернением могилы. Это было оскорблением нашей памяти, чувств людей, чьи отцы и деды не щадили своих жизней в той войне.

Памятник восстановили только в прошлом году.

Светлана Субботина

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ
Оцените статью
Орловская среда
Добавить комментарий