Православная светопись Дмитрия Линникова

Общество

Православная светопись Дмитрия Линникова

Православная светопись Дмитрия Линникова

В Орловском краеведческом музее открылась фотовыставка «Торжество православия». Автор работ – известный московский фотограф, преподаватель журфака МГУ Дмитрий Линников. Так получилось, что с Орлом у московского фотографа давние и тесные связи. Здесь живут многие его друзья, бывшие однокурсники, даже с будущей женой он познакомился в вагоне поезда по дороге в Орел. Теперь Дмитрий привез в Орел свои фотоработы. Экспозиция состоит из снимков разных лет, посвященных жизни русской православной церкви.

Для души

Первый фотоаппарат Дмитрию Линникову подарил отец. Полный его тезка, также известный фотограф, он стал священником.

— Когда папа вручил мне фотоаппарат, мне было десять лет, – вспоминает Линников. – Как сейчас помню, это была «Смена-М». С тех пор фотография стала моей жизнью. Так получилось, что и в армии я служил в фотослужбе, а после сразу поступил на журфак МГУ, на отделение фотожурналистики. Работал в газетах, в пресс-службе губернатора Московской области. Сейчас преподаю на факультете журналистики МГУ, возглавляю его фотослужбу.

У каждого профессионального фоторепортера есть своя тема. Для Дмитрия Линникова – это жизнь русской православной церкви.

– В моей жизни был период, когда я вынужден был работать в пресс-службе губернатора Московской области. Если честно, скукота смертная. Чиновники каждый день с одним и тем же выражением лица, в одних и тех же костюмах, в одних и тех же кабинетах. Слава Богу, были субботы и воскресенья, когда я мог ходить в храм, доставать фотоаппарат и чувствовать: здесь настоящая жизнь. Поэтому можно сказать, что работа в пресс-службе губернатора приблизила меня к православию, – смеется Дмитрий Линников. – Это моя отдушина. Это то, что я снимаю для себя, для души. Нужно обязательно что-то сделать для себя, для людей. Мне кажется, что убеждение: «Как мне платят, так я и снимаю» – это для нерадивых фотографов. Очень хочу, чтобы мои работы зрителей, в первую очередь, радовали, чтобы люди сопереживали им и переживали то, что я чувствовал, когда снимал.

Линников – человек глубоко верующий. По его словам, если бы не вера, вряд ли бы с этой темой у него что-то получилось.

На нынешней выставке представлены несколько фотосерий. Самая масштабная  занимает целую комнату. Это фоторепортаж о крестном ходе, который проходит каждый год в день расстрела царской семьи в Екатеринбурге.

Кроме того, в экспозиции можно увидеть, к примеру, невероятно светлый фотоочерк о жизни сельского священника, фотоистории с крестных ходов из разных уголков России,  о прихожанах Савино-Сторожевского монастыря и многие другие.

Сверхзадача

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ

После открытия выставки Дмитрий Линников провел для орловских студентов-фотографов мастер-класс, где поделился своим взглядом на современную фотожурналистику.

— До студентов мне очень хотелось бы донести то, что в первую очередь нужно, занимаясь этим делом, думать. Как говорил известный французский фоторепортер Анри Картье-Брессон, надо думать до съемки, во время съемки и, самое главное, после съемки. Причем, мне кажется, после съемки начинается самый мучительный процесс. Во-первых, отбор фотографий, но и это еще не самое сложное. Крайне важно, я думаю, правильно разместить фото на выставке – это может иметь решающее значение для восприятия истории зрителем. Мне часто задают вопрос: можно ли снимать в церкви? Да, можно, но только с благословения настоятеля. И, кроме того, надо себя вести деликатно и незаметно. Хорошо, что сегодня техника позволяет забыть про вспышку и снимать при любом освещении, никому не мешая. Плюс ко всему я всегда вспоминаю одну из заповедей фоторепортера: «Лучше снять и извиниться, чем не снять и не извиниться».

Хороший снимок требует жертв. На орловской выставке есть несколько работ, которые  дались автору, мягко скажем, нелегко.

—        Вот, например, портрет патриарха, – рассказывает Дмитрий Линников. – Он мне дался очень и очень тяжело, причем в буквальном смысле. Было 300 лет храму в городе Раменское Московской области. В честь этого события открывали возле церкви поклонный крест. У патриарха был весьма своеобразный пресс-секретарь, который сообщил: «За ленточку имеют право заходить лишь фотографы патриаршего пула». Это при том, что такого понятия как патриарший пул не существует. Есть президентский пул, но не патриарший. Плюс к этому, он стал к нам спиной, перекрыв нескольким фотографам кадр. Тогда я сказал себе: «Я все равно сделаю хороший кадр, чего бы мне это ни стоило!». На каждую съемку я себе ставлю сверхзадачу. Обратите внимание: когда патриарх появляется на публике, вокруг него всегда много людей. Сверхзадачей в тот раз было снять патриарха как бы в одиночестве среди народа. Чтобы поймать этот момент, весь сорокаминутный молебен пришлось стоять, держа камеру с немаленьким объективом «наизготовку». Но кадр все же получился.

Еще хотелось бы рассказать про вот эту фотографию с крестного хода в Екатеринбурге. Съемка шла сутки. В пять утра после литургии люди выходили из храма Спаса-на-Крови и шли 25 километров до Ганиной Ямы, где была расстреляна царская семья. Нам с Сережей, коллегой-оператором, дали водителя. Он попался очень правильный. Он ехал 20-30 километров в час.  Так вот, мы проезжали по мосту над другой автодорогой, прямо над крестным ходом. Прямо под нами текла человеческая река. Это была отличная позиция для съемки, мы просили остановить, на что водитель ответил: «На мосту останавливаться запрещено». Я принял решение: открыл дверь и стал выбираться на ходу, благо он немного притормозил. Тогда я разбил колено, Сережа чуть не разбил камеру… Вот, можно сказать, кровью мне дался этот кадр…

Красивый свет

По мнению Дмитрия Линникова, самое главное в фотографии – это личное отношение фотографа.

— Как-то я снимал крестный ход в одном из городов московской области, туда пришли еще три фотографа. Моя жена работает пресс-секретарем мэра этого города, она отслеживает публикации о местных событиях. Через два дня говорит мне: «Посмотри, у тех фотографов люди на фото получились злыми, угрюмыми и выглядят очень некрасиво, а у тебя добрые и радостные». А вы знаете, почему так получилось? Потому что когда они рядом со мной стояли и снимали, то один твердил примерно следующее: «Сволочь главный редактор! Дома сидит, телевизор смотрит, а я в свой выходной должен тут снимать и мерзнуть!», второй твердил: «Ну что они никак не идут, когда это кончится? Меня мужики ждут, шашлык готов и водка стынет». И этот внутренний посыл фотографа сразу виден на фото! Вообще то, что вы делаете, нужно всегда любить. Чтобы получилась хорошая фотография, прежде всего нужно приложить усилия, постараться, выложиться на полную, вложить все, что можешь на данный момент. Например, в пейзажной фотографии самый красивый свет на закате и восходе. Вот если ты в пять утра не встанешь, чтобы застать рассвет, а придешь в 12 дня, то свет будет плоский и красивого фото не будет.

Несмотря на то, что снимков в архиве Линникова тысячи, он без труда вспоминает любимую фотографию.

— У меня есть одна из любимых, дорогих моему сердцу фотографий. Называется «Послушание». Я снял ее в Знаменском монастыре Владимирской области. В шесть утра вышел, был очень красивый рассвет, летний туман… И монахиня выгнала коров на выпас. Но есть другой момент: самый важный НЕснятый кадр. Это было на крестном ходе в Екатеринбурге. Мы уже вышли из города, шли лесом. Вдруг я вижу: идет семья, родителям примерно за 50, с ними девочка лет 12, больная ДЦП, которую они ведут под руки. Она почти плачет: «Пама, мама! Мне так тяжело, я так устала!». Они ей: «Потерпи, все будет хорошо! Молись царственным мученикам, они помогут. Совсем немного осталось». Я посмотрел в объектив и… не смог снять. Просто ребенок очень уж выглядел больным и несчастным. Я до сих пор жалею, что не снял. Уже в конце пути всех участников крестного хода угощали чаем с пирожками. Смотрю: сидит эта троица, жуют пироги… Ребенок был настолько счастливым! Представляете, если бы я снял два кадра: как она идет и как сидит потом, когда смогла пройти весь путь, можно было бы, наверное, показывать только эти два кадра и больше ничего.

Елена Маслова

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ
Оцените статью
Орловская среда
Добавить комментарий