5 июня 2013



Рельефы прошлого

В 70-80- х годах квартиры многих орловчан украшали картины, написанные не совсем привычным для обывателей способом. Вернее, даже не написанные, а выбитые на металле специальными инструментами. В итоге получались рельефы лихо скачущих троек, грациозных собак, видов города… Кто-то отдавал предпочтение литературным классикам, развешивая на стенах изображения Есенина или, скажем, Тургенева. Со временем интерес к чеканке (именно так называется этот вид декоративно-прикладного искусства) сошел на нет; «металлические картины» перекочевали из квартир на дачи и в гаражи, а настоящих мастеров остались единицы. 

Один из них, Вячеслав Николаевич Ставцев, занимается чеканкой десятилетия. Этим видом декоративно-прикладного искусства он увлекся еще в институте – на художественно-графическом факультете был факультатив по чеканному делу. Дипломная работа Вячеслава Ставцева также была посвящена чеканке.

После института Вячеслав Николаевич пошел работать на «Малютку». Делал металлические рельефы Ленина, оформлял детские сады, базы отдыха, другие учреждения. Потом была служба в армии. Там его талант тоже оценили, буквально засыпав заказами. Вскоре рельефы советских лидеров красовались повсюду: в Ленинской комнате, в учебных классах, а сам призывник благодаря своему мастерству за непродолжительный срок службы целых три раза умудрился побывать в отпуске.

Отслужив, Вячеслав Николаевич устроился работать на завод Приборов (сегодняшний «Орлэкс»), где к тому времени в одном из цехов был создан участок чеканки. На одном из зданий практически уничтоженного завода по-прежнему красуется сделанный им орден Ленина.

На заводе Приборов чеканщики под руководством Вячеслава Николаевича изготавливали в основном «штамповку»  – так назывались изделия, которые делали на прессе по штампам. Спустя несколько лет слово «штамповка» применительно к чеканке приобретет иное, отрицательное значение: магазины наводнят подделки «мастеров», имеющих весьма смутное представление о тонкостях производственного процесса. Штамповка же, которую делали на заводах, была  безупречного качества, такие работы охотно разбирали. Всевозможные рельефы делали и вручную. В основном эти работы изготавливали «под заказ». Заказчиком было Министерство приборостроения. Но иногда сделанные вручную картины попадали на прилавки орловских магазинов. Несмотря на то, что стоили они в десятки раз дороже, чем их штампованные собратья, ценители разбирали такие работы мгновенно.

На заводе Приборов Вячеслав Николаевич Ставцев проработал пять лет, а потом его позвали на Орловскую плодово-ягодную опытную станцию, где решили создать собственный музей. Ставки художника  на предприятии не было, из положения вышли, оформив нового работника… лаборантом. Музей получился что надо, он, кстати, сохранился и по сей день. Вячеслав Николаевич увековечил в своих работах известных ученых, докторов наук, делал картины и на отвлеченные темы. Какие-то из идей ему пришлось отстаивать: к примеру, руководству не очень понравилось, что вычеканенные Адам  и Ева оказались обнаженными, их потребовали…  одеть.

А после грянула перестройка. Перестраиваться пришлось и самому мастеру: то, чем он занимался до этих пор, перестало пользоваться спросом. Выход нашелся неожиданно быстро: он стал чеканить номера на квартиры. Их раскупали мгновенно. К тому времени мастер переехал жить в деревню, где купил дом.

Там он прожил несколько лет, а потом затворничество неожиданно закончилось: о чеканщике вспомнили, когда к какому-то юбилею понадобилось отреставрировать музей плодово-ягодной станции и сделать еще несколько работ.

Сейчас Вячеслав Николаевич на пенсии и занимается любимым делом столько времени, сколько захочет.

Его творчество многогранно – сегодня это чеканка икон, часов, гербов города, сюжетов на тему возрождения Руси, завтра – эскизы на бумаге, а, к примеру, через неделю – графика на стекле. Рисует… скальпелем. Происходит это так. Предварительно стекло окрашивают, затем переводят на него рисунок, а после хирургическим инструментом удаляют лишнее. Вячеслав Николаевич пытается делать на стекле и, как сам он это называет, «псевдовитражи»; рисовать на кафеле. Реставрирует лепнину на церквях. Недавно по заказу орловского клуба поклонников творчества Владимира Высоцкого «Вертикаль» сделал эскиз портрета кумира миллионов, который вскоре украсит памятную доску. Разместить ее планируется на одном из домов неподалеку от Орловского ЗАГСа, куда в 70-х приезжал Высоцкий.

А еще есть у мастера заветная мечта: возродить производство изразцов, которыми раньше украшали русские печи. Изразцы  – это  плитка с любым рельефом и сюжетом. Из-за дороговизны производства его идеей пока никто не заинтересовался. Но Вячеслав Николаевич не отчаивается.  Он вообще очень жизнерадостный и активный человек. А таким людям хандрить просто некогда.

Ирина Соколова

 

Опубликовано 05 Июн 2013 в 15:30. В рубриках: Персона. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта. Количество просмотров: 1 450

Новости

СРОКИ РЕКОНСТРУКЦИИ КРАСНОГО МОСТА, СКОРЕЕ ВСЕГО, БУДУТ УВЕЛИЧЕНЫ.



Вечерний гость - Виталий Рыбаков.



Небезопасные - Безопасные дороги в Орловском районе.



Виталий Рыбаков о скудном бюджете г. Орла



ФАКТ ПО ИМЕНИ ПАРАХИН



Обращение



О переделе рынка пассажирских перевозок в орле



Остаёмся дома!



Свежий номер

Реклама

При цитировании материалов
прямая гиперссылка
на orelsreda.ru обязательна
Главный редактор: Татьяна Филёва
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС 57-0992 Р
Реклама на orelsreda.ru и печатной версии "Орловская среда"
Для пресс-служб и размещения рекламы: : orelsreda@list.ru
тел.: (4862) 76-20-60
адрес: г. Орёл, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 25/27, пом.1
Наш индекс: 302028
© 2013-2020 ООО "Агентство "Орловская среда"