Роман Виктюк: фантазия на темы Тургенева

Общество

Роман Виктюк: фантазия на темы Тургенева

Роман Виктюк: фантазия на темы Тургенева

В конце.06.зрители Орловского академического театра им. И.С. Тургенева увидят эксклюзивный спектакль – пьесу-фантазию «Глух Он Не Мой» в постановке знаменитого режиссёра, заслуженного деятеля искусств РФ Романа Виктюка.

Говорят, за очередной творческой работой Виктюка, эстета и скандалиста, восхищающего гениальностью одних и раздражающего эпатажностью других, охотился не один театр, но только орловскому удалось заполучить уникальный материал. Благодарить или винить за такой поворот событий следует… Тургенева. Да, именно ему, классику литературы и нашему земляку, Роман Григорьевич решил посвятить свою новую постановку. Пьеса будет сыграна на родине Ивана Сергеевича Тургенева в преддверии 200-летия со дня его рождения, которое, как справился Роман Виктюк в Министерстве культуры, кроме как в Орле, нигде в стране не планируют отмечать. «Первопроходцы», – так называет орловских зрителей режиссёр, приоткрывая занавес над будущей постановкой.

Литературно-драматическую инсценировку специально для тургеневского театра написал ученик Романа Григорьевича –  драматург Алексей Бурыкин. В основе материала – известный всем со школьной скамьи тургеневский рассказ «Муму», «Стихотворения в прозе», письма Варвары Петровны Лутовиновой,  матери Ивана Сергеевича, к сыну и письма самого литератора к обожаемой  им Полине Виардо, а также отрывки из романа Жорж Санд «Консуэло».

Зритель не услышит со сцены известную цитату из тургеневского стихотворения в прозе «Воробей» о том, что «…только любовью держится и движется жизнь». Однако, можете не сомневаться, спектакль целиком и полностью посвящён этому великому чувству и многогранным, подчас противоречивым и трагическим, его проявлениям. Вот что по этому поводу рассказал режиссёр-постановщик Роман Виктюк:

– Все существующие инсценировки по «Муму» дословны с рассказом. А мне казалось, что – если брать глобально – Виардо для него (И.С. Тургенева. – Прим. автора) и здесь была как там.  Будучи там, она знала, что делается на этой земле. Они любили на расстоянии, не думая о тех стенах, о тех домах, о той разнице в мировоззрении и политическом осмыслении. Есть только одно от природы завещание – любовь, и ничего другого. И весь этот спектакль должен быть проникнут одной только любовью. В сценографическом пространстве вы увидите и Орёл, и ту, далёкую, страну.

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ

Сценографическое решение, надо сказать, довольно оригинальное. Художник спектакля Владимир Боер привёз в Орёл макет оформления сцены и представил его артистам и местной прессе. Декорации из прозрачного пластика в течение действия будут трансформироваться: подниматься и опускаться, играя с пространством. Свет будет подаваться пятнами, так что на сцене одинаково выгодно будут смотреться и возникшая Эйфелева башня как символ Парижа, в который переносятся  отдельные сцены спектакля, и русская берёза из той деревни, где у жестокосердной барыни служил Герасим. Изображения будут меняться в зависимости от темы, которая выйдет на первый план в авторских рассуждениях. А в какой-то момент всё исчезнет, и останется только белое пространство, которое создаст ощущение одиночества.

В «русской поэме», открывающей наполненную высокой поэзией душу, поясняет Виктюк, проходных ролей нет. Играть придётся в полную силу, на разрыв сердца. Как – он пытался показать, устроив читку пьесы на встрече с актёрами театра 7 мая. Роли пока не распределены, но артисты предупреждены о том, что им придётся… хулиганить на сцене с первой реплики:

«Если всё будет серьёзно, поверьте, никогда ничего не получится. Только хулиганы зажигают звёзды, писал поэт… – поясняет Виктюк. – Обязательно нужно хулиганить, это нужно делать сознательно, ибо без зажигания звёзд на земле прожить нельзя… Вот говорят: Тургенев. И сразу – лирик, стихи в прозе, «Как хороши, как свежи были розы…»… Получается, что он сразу оторван от плоти, а он был развратник… Но здесь два Тургенева, и они соперничают в силе сексуальной, в мощи возможности любить. «Возраста у любви нет!» – кричит Тургенев. И здесь роль матери возведена в главную, – она боялась и волновалась за него, боялась, чтобы он не погиб. А он не поддался влиянию этой могучей личности  – и погиб».

Прославленного литератора Ивана Тургенева Роман Виктюк задумал показать человеком из плоти и крови, которому впору ставить памятник не только за его произведения, но и за живую натуру, со своими страстями и слабостями.

В постановке Р. Виктюка зрители услышат на языке оригинала, в записи, десять арий, ведь возлюбленная Тургенева Полина Виардо была востребованной оперной певицей. Будут в спектакле и танцевальные сцены, причём организованные как параллельные мотивы. Кто или что сыграет собаку Муму в постановке, пока держится в секрете. Вероятно, основными режиссёрскими решениями мастер поделится с артистами ОГАТ им. И.С. Тургенева, у которых было время подробно ознакомиться с материалом, в конце мая. Постановкой «Глух Он Не Мой» завершится театральный сезон в Орловском академическом театре.

Кира Яровых

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ
Оцените статью
Орловская среда
Добавить комментарий