Роскошь или средство передвижения?

В мэрии Орла обсудили проблемы муниципального транспорта

№8 (501) от 7 марта 2018 г.

 

Городские власти уже не надеются на помощь области в вопросе спасения имущества, оказавшегося в обанкроченном ПАТП-1. Напомним, город может потерять и единственное оставшееся муниципальное автотранспортное предприятие (то есть возможность обслуживать жителей вместительными автобусами), и имущество на сумму свыше 150 миллионов рублей. Чтобы всё это спасти, необходимо срочно найти 64 миллиона рублей. Это первый и неизбежный шаг. А дальше возможны два пути. Либо воссоздание аналога ПАТП, либо присоединение автобусов к существующему ТТП. Есть и ряд вариаций этих двух путей. Как сделать, чтобы новое (или старое) предприятие не оказалось опять на грани банкротства, обсудили в ходе  «круглого стола» в орловской мэрии.

 

Спаси и сохрани

 

Задолженность ПАТП-1 составляет 69 млн рублей. Часть этой суммы (а именно зарплата и пособия уволенным работникам) была погашена с помощью «Водоканала». Сегодня речь идет об оставшихся 63-64 млн рублей. В итоге власти подготовили предложения по включению в план приватизации ряда муниципальных объектов, которые по стоимости сопоставимы с размером кредиторской задолженности. И тогда долги будет чем погасить. Важная деталь — конкурсный управляющий может и сам распродать имущество ПАТП, но  только по каким ценам? Если окажется, что имущества не хватает на погашение долгов или не нашлось покупателей (что очень вероятно), то, по действующему законодательству, учредитель (в том числе администрация города) несет субсидиарную ответственность. То есть платить городу и продавать дополнительное имущество все равно придется. Если же удастся погасить долг и прекратить процедуру банкротства, муниципалитет будет вправе самостоятельно распоряжаться имуществом ПАТП. А это сама база предприятия, земельный участок, техника, которая еще может поработать на нужды горожан. После погашения долгов возможно два варианта развития событий. Либо слияние ПАТП-1 с трамвайно-троллейбусным предприятием, либо преобразование  ПАТП-1 в муниципальное казенное предприятие. Примером был назван опыт Тулы.

 

Версия КСП

 

Эффект разорвавшейся бомбы произвело выступление председателя Контрольно-счетной палаты города Орла Татьяны Успенской. В 2014-2015 гг. аудиторы уже проверяли ПАТП-1. Эта проверка как раз затронула период получения предприятием денежных средств из федерального бюджета. Напомним, что эти средства затем были по суду возвращены обратно, но руководитель предприятия не стал дожидаться окончания тяжбы в высшей инстанции и потратил 70 миллионов. В итоге эта «ошибка» руководителя была покрыта за счет средств городского бюджета.

 

— Нарушения были выявлены в части оплаты неэффективных расходов, в том числе по привлечению юрисконсультов. Как показывает практика, чтобы выиграть судебные иски, предъявленные к министерствам, как правило, привлекаются юристы столичного уровня. В этом случае затраты были понесены в сумме более 4,5 млн рублей, которые в конечном итоге не были оправданы. Кроме того, нарушения были и в порядке списания автобусов. Как показала проверка, списание проводилось с нарушением сроков. Фактически автомобили списывались даже после менее 4-5 лет использования и не со 100-процентным износом. Все это было отражено в нашем акте, были предъявлены претензии. Субсидии из бюджета выделялись в полном объеме, и даже два миллиона переплатили, и в суде нашу позицию удалось отстоять,   — рассказала Татьяна Успенская.

 

При этом Татьяна Успенская обратила внимание, что похожие нарушения существуют во  всех муниципальных предприятиях, и, связаны они с системными недоработками в управлении. Не определен порядок оплаты труда руководителей МУПов — соответствующее положение принято только в первом чтении,  до второго же никак дело не дойдет. Результаты деятельности руководителя мало влияют на размер его премий. Также, по мнению главы КСП,  со стороны администрации осуществляется поверхностный контроль за работой МУПов. На заседаниях балансовых комиссий обсуждаемые показатели на самом деле не соответствовали фактическим отчетам по результатам деятельности. И тем не менее балансовые комиссии принимали эти данные и в конечном счете рекомендовали премировать руководителей, которые загоняли предприятия в кризис (это было не только в ПАТП, но и на «Спецавтобазе» и в «Зеленстрое»). Претензии у КСП возникли и по части контроля за списанием имущества МУПов, за согласованием крупных сделок.

 

Версия водителей

 

Тему «эффективности» работы городских чиновников в сфере управления транспортом развил в своем выступлении один из сокращенных сотрудников ПАТП-1. Он рассказал, что еще до того, как предприятие стало банкротом (весной 2017 года), муниципальные автобусы работали на рентабельном маршруте №16. Летом вместительные автобусы решено было перевести на так называемые «дачные маршруты», а на этот период пустить на 16-ый маршрут частников. В итоге дачный сезон закончился, но ПАТП так и не вернулся на рентабельный маршрут. И есть вполне конкретный человек, который принимал это решение. И его фамилию (так же, как и фамилии людей, которые ставили подписи на документах о списании еще вполне рабочих автобусов) можно установить, чтобы привлечь к ответу.

 

Если же говорить о том, что частники в полной мере способны заменить муниципальный транспорт, то это абсолютно не так, уверен экс-водитель. В качестве примера привели многострадальный 11-ый маршрут. После того как муниципальное предприятие стало банкротом,  частный перевозчик практически не обслуживает дальнее «плечо» маршрута №11 (от переулка Южный до «Спецавтобазы»). По словам водителя, автобусы частников зачастую не доезжают до конечной остановки, выбирая удобное и рентабельное для них время. И это несмотря на наличие пассажиров (с весны до осени на конечной автобуса №11 всегда много дачников, а на Новосильском шоссе расположено несколько действующих предприятий и крупный автоцентр). Таким образом, легко предположить, что когда в городе останутся только частники, самые отдаленные «медвежьи углы» останутся вообще без транспортного обслуживания. И пример 11-ого маршрута тому подтверждение.

 

Смесь бульдога с носорогом

 

В очередной раз против объединения автобусного и электротранспортного предприятий выступил руководитель ТТП Александр Коровин. Он напомнил, что подвески, электрооборудование, даже аккумуляторы в автобусах и троллейбусах разные. В электротранспорте щелочные аккумуляторы, а в автобусах кислотные. Нет возможности и для размещения дополнительных машин. Трамвайное депо рассчитано на эксплуатацию и ремонт 25 машин. По факту там 70 трамваев. Были сделаны пристройки, чтобы всё вместить — но в итоге предприятие было вынуждено перейти на трехсменную работу. Нет места и в троллейбусном депо. При этом – самое важное — ни один слесарь ТТП не имеет права без переподготовки и соответствующих курсов заниматься ремонтом автобусов. Поэтому ПАТП может существовать только как отдельное предприятие,  уверен Александр Коровин.

 

Другое дело — насколько вероятна устойчивая работа ПАТП без рентабельных маршрутов. Частник не будет работать на маршрутах, которые ему не выгодны — в качестве примера были приведены новые маршруты, которые по иронии судьбы опять же связаны с Выгонкой. Новые маршруты не прижились, так как частник уходит с нерентабельных направлений. Необходимо тщательно продумывать открываемые направления. Многие орловцы помнят времена, когда личных авто было в разы меньше, но муниципальный транспорт справлялся с перевозкой пассажиров без маршруток вообще. Сейчас улицы переполнены — на остановках творится нечто невообразимое, когда сразу подъезжают 5-6 микроавтобусов. А муниципальные предприятия не могут выйти на самоокупаемость. Долги ТТП также сейчас исчисляются десятками миллионов — соответственно, необходимо наводить порядок с транспортными потоками не только ради ПАТП, но и для спасения второго муниципального транспортного предприятия.

 

Впрочем, у идеи слияния ПАТП и ТТП очень сильное лобби. В качестве примера Александр Коровин привел опыт слияния транспортных предприятий соседних Липецка и Белгорода. Секрет такой «оптимизации» прост — в Липецке троллейбусное депо в центре города, и в Белгороде автобусное предприятие имело несчастье оказаться в центре областной столицы. В обоих случаях слияние было сделано не для пользы жителей, а для отъема земли. И поэтому, когда в Орле заходит речь про слияние ПАТП и ТТП, интересантов надо искать в числе тех, кому нужны площади автобусного парка.

 

Версия депутатов

 

Практически все народные избранники в один голос говорили о том, что МУ ПАТП-1 находилось в неравных условиях с частными перевозчиками. Муниципальные автобусы обслуживали в основном нерентабельные маршруты, что и привело к такому исходу.  Депутат Владимир Букалов подчеркнул, что вся работа ПАТП-1, перспективы предприятия упираются в наличие рентабельных маршрутов. Он отметил, что предприятие несет социальную нагрузку, работает на дачных и на отдаленных маршрутах. Поэтому необходимо пересматривать маршрутную сеть и планировать маршруты так, чтобы ПАТП могло продолжать работу. Но при этом так никто и не смог дать ответ на простой вопрос: если маршруты распределяются по конкурсу, где гарантия, что ПАТП получит рентабельные направления? Спасать ПАТП, вливая 60 миллионов и не меняя транспортную сеть — это прямой путь к тому, чтобы через год искать еще 60 миллионов. И на те же цели. Но при этом есть отдаленные микрорайоны города, где тоже живут наши горожане. И если частник отказывается обслуживать эти «медвежьи углы» — как быть без своего предприятия? Выходом могло бы стать объединение на конкурсе в один лот рентабельных и нерентабельных маршрутов. Например, дачных и проходящих через центр.

 

В качестве примера депутат Александр Головин привел интересные цифры. По его данным, чтобы предприятие работало рентабельно, каждый автобус должен привозить со смены 8 000 рублей в день. На сегодня автобусы в ПАТП привозили 3 800 — 4 000 в день. Если не давать рентабельные маршруты, каждый день каждый автобус будет привозить по четыре тысячи убытка, то есть по 120 тысяч в месяц с каждой машины. При этом городские власти усомнились в озвученных цифрах, назвав их «фантастическими».

 

Очень интересную точку зрения озвучил депутат Тимур Нерушев. Он предложил трезво взглянуть на ситуацию. Либо власти по 131-ФЗ выполняют свои полномочия и обеспечивают транспортным обслуживанием население  (но тогда ни о каких конкурсах и конкуренции не может быть и речи), муниципальный транспорт возит людей везде – и там, где выгодно и там, где невыгодно. Либо действительно создается честная конкурентная среда – и тогда мы получим заброшенные микрорайоны (вроде Выгонки), которые не интересны частникам. «В конкурентной среде муниципальным предприятиям места нет! Мы должны быть честными и сказать об этом откровенно. Муниципальные предприятия будут генерировать постоянные убытки. В сегодняшней системе, которая построена в Орле, невозможно взять и отдать нашему муниципальному предприятию какой-то рентабельный маршрут, чтобы предприятие работало в плюс. И вы прекрасно понимаете, что этого не будет, и частник всегда будет зарабатывать больше, чем наше муниципальное предприятие. Давайте для начала определимся — какую транспортную систему мы хотим видеть в Орле? Частные моменты вторичны — воссоздавать предприятие или новое создавать. Я считаю, что данная программ по сливанию куда-то 60 миллионов не является реальной. То, что мы расплатились с водителями МУПа — это очень хорошо. Люди не должны страдать. А дальше вступают в действие экономические законы — выгодно или не выгодно воссоздавать МУП. Я лично не вижу это предприятие в существующей экономической среде — оно всегда будет невыгодно, кого бы мы директором не назначили — оно по-любому будет проигрывать частному перевозчику» — отметил Тимур Нерушев.

 

Подводя итоги заседания круглого стола, мэр Орла Василий Новиков отметил необходимость создания в городе концепции развития транспорта. С учетом всех прозвучавших предложений, доработанную дорожную карту администрация представит в 20-х числах марта. Кроме того, в связи с неоднократно звучащими высказываниями, что кто-то лоббирует интересы частных перевозчиков на уровне городской администрации, эти данные предложено передать в горсовет, после чего будет проведено соответствующее расследование.

 

«Металлолом» в подарок?

 

Вторая тема, детально разобранная в ходе «круглого стола» — это подарок в виде списанных автобусов, троллейбусов и трамваев, которые хотят передать Орлу из столицы. Сразу же встал вопрос о расходах на перевозку транспорта в Орел. Доставка 20 автобусов, 15 трамваев и 12 троллейбусов ориентировочно обойдется в 5,5 миллионов рублей. В бюджете 6 миллионов на эти цели заложены. Между тем, как отметил руководитель УМИЗ Максим Лобов, после выступления на рабочем совещании депутата облсовета Виталия Рыбакова были подняты документы по обследованию состояния передаваемой техники. «У меня возникает большой вопрос по целесообразности доставки в Орел этой техники. У меня опасение очень большое, что мы привезем сюда металлолом, в который мы потом вложим не то что 6 миллионов, а гораздо больше», — отметил Максим Лобов.

 

«Если московские автобусы не могут доехать своим ходом до Орла, то в каком они состоянии?», — поинтересовалась председатель КСП. К сожалению, эта великолепная реплика повисла в воздухе  — на нее никто не обратил внимания. А ведь ответ на этот вопрос уже расставил бы многие точки над «i».

 

Что касается электротранспорта, то состояние передаваемой техники и перспективы ее эксплуатации описал директор ТТП Александр Коровин. По его словам, предложенные Орлу трамваи будет очень сложно отремонтировать и запустить в работу. Дело в том, что эта модификация снята с эксплуатации. Завод-изготовитель везти к себе на капремонт передаваемую технику уже отказался, а в условиях орловских мастерских выполнить капремонт этих моделей будет нереально. Троллейбусы не лучшей модификации, но их хотя бы в Орле неоднократно адаптировали, и смогут своими силами и отремонтировать, и, если что, починить в процессе эксплуатации. Энгельские троллейбусы уже ремонтировали, но это так называемые «гармошки». Сейчас на остановках областного центра творится нечто невообразимое — как эти гиганты будут подходить к остановкам? И такая немаловажная для предприятия деталь — энергопотребление «гармошек» почти на 50% больше обычных машин. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что необходимо будет обучить ремонтников и водителей работе с новыми модификациями техники, а это опять же время и деньги.

 

К тому же необходимо учитывать и тот факт, что на орловском предприятии уже стоят несколько законсервированных трамваев. Если в городе возникнет нехватка трамваев, или случится чудо — и будет открыта новая линия, то можно для начала расконсервировать собственную технику. Есть и еще один важный технический момент, который необходимо учитывать — это вес поставляемой техники. Предлагаемые из Москвы трамваи на 10 тонн тяжелее орловских. А между прочим сейчас в Орле из 40 км путей 16 находятся в аварийном состоянии. Тяжелая махина просто «добьет» и без того дышащие на ладан рельсы. Смотровые каналы в трамвайном депо также не рассчитаны на такой вес. Высока вероятность обрушения канала, если на смотровую яму заедет тяжелая московская техника, пояснил Александр Коровин. Опять же возникает вопрос энергопотребления. Московские трамваи гораздо «прожорливее» орловских. И не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что эти модели были сняты с производства еще в 2012 году как неудачные. Прошло уже 6 лет, и достать запчасти на такие трамваи чрезвычайно сложно.

 

Депутат Андрей Сорокин предложил в этой ситуации взять не все предложенные машины, а лишь те, что необходимы городу. Допустим, взять автобусы, но отказаться от трамваев, которые невозможно будет починить своими силами. Депутат Владимир Букалов посоветовал принять весь подарок целиком по той простой причине, что Орел впервые получает транспорт из столицы. Другие регионы уже много лет принимают подобные «подарки», и если сейчас город «заартачится», то в дальнейшем Орлу просто ничего не предложат. На худой конец, даже если удастся запустить хотя бы часть полученных машин — это окажется выгоднее, чем покупка новых, и при любом раскладе покроет транспортные расходы на их доставку из Москвы. Депутат Константин Федотов предложил взять транспорт в полном объеме «хотя бы ради запчастей». Руководитель ТТП в ответ возмущенно спросил — сможет ли его коллега отремонтировать «Жигули» запчастями от «Запорожца»? Детали от троллейбусов и трамваев одной модификации невозможно использовать на других машинах — это очевидная истина, и очень странно слышать подобные «советы».

 

Наконец, было предложено взять технику с тем расчетом, что, даже распустив ее на металлолом, город получит хоть какую-то прибыль. Но и тут собравшихся ждало жестокое разочарование. Александр Коровин привел простые расчеты:  доставка троллейбуса стоит порядка 120-130 тысяч. Транспортировка трамвая обойдется вдвое дороже. Чтобы разобрать его на металл, необходимо минимум 50 тысяч на резаки и оплату демонтажа того, что невозможно продать. А прибыль от сдачи на металлолом в лучшем случае составит 100 000 рублей. Таким образом, чтобы получить эти 100 000, город должен сначала потратить 250 000 и остаться с убытком в 150 тысяч рублей. «Кто назовет нас после такого разумными людьми?» — задался вопросом руководитель ТТП. Троллейбусы брать нужно, но только те модели, которые будут работать в городе (не гармошки и не устаревшие модели). А трамваи, если и нужны, то только низкопольные и те, под которые ориентирована ремонтная база.

 

Продолжение тема получит в 20-х числах марта, когда с учетом всех прозвучавших предложений депутатам и общественности будет представлена доработанная «дорожная карта».

 

Сергей Миляхин

 

Опубликовано 07 Мар 2018 в 14:32. В рубриках: Проблема. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Отзывы и пинг пока закрыты. Количество просмотров: 163

Комментарии закрыты.

Новости

Как восприняли депутаты облсовета отчет Андрея Клычкова


Депутат Рыбаков В. не согласен с докладом Тарасова В и задал ряд вопросов


Депутат В. Рыбаков задал ряд острых вопросов Филатову С.


Музалевский Л.С. заставляет депутатов фракции Единая Россия увеличить тариф ЖКХ


Депутат Рыбаков призвал спикера Музалевского сложить полномочия из-за публичной лжи


Виталий Рыбаков: области снова навязывают очередную проблему


Орловцы обратились к Путину с просьбой возобновить работу ПАТП-1 и наказать виновных в его банкротстве


Депутаты Елесин С. и Коновалов И. выступили против взятия кредита в 500 млн рублей


Депутат Виталий Рыбаков проверил состояние дорог города Орла


Свежий номер

Реклама

При цитировании материалов
прямая гиперссылка
на orelsreda.ru обязательна
Главный редактор: Татьяна Филёва
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 57-00254
Реклама на orelsreda.ru и печатной версии "Орловская среда"
Для пресс-служб и размещения рекламы: : orelsreda@list.ru
тел.: (4862) 76-20-60
адрес: г. Орёл, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 25/27, пом.1
Наш индекс: 302028
© 2013-2015 ООО "Издательский дом "Орловская среда"