21 января 2015



Рукотворная история

Олеся ГущинаКак найти связь между прошлым и настоящим и почему вообще у нас растет потребность ее искать? В чем выражается подлинная, а не показная любовь к своему Отечеству и своему народу? Как найти национальную идею? К размышлениям над всеми этими вопросами неизбежно приводит беседа с подлинно народными орловскими мастерами Олесей Гущиной и Валерием Пановым. Они оба занимаются реконструкцией и воссозданием исторического российского костюма разных эпох. Казалось бы, это – всего лишь одежда, но…

Оба мастера, которые сегодня считают себя близкими единомышленниками, пришли к своему призванию разными путями.

Валерий Панов портной по образованию, специальности, профессии и призванию. Он шьет большую часть жизни. Валерий работал в разных швейных мастерских, но душа требовала чего-то по-настоящему творческого.

Валерий Панов– Всю жизнь же не будешь худые штаны починять, – усмехается он. – Историей я увлекался всегда, а лет 15 назад задумался о том, как легче всего понять прошлое, как бы воплотить его в сегодняшний день. Тогда в Орловской области только появлялась историческая реконструкция – окунулся в нее с головой. Здесь мои навыки пригодились. Могу сшить практически все, но мне ближе всего и интереснее работа над военной одеждой разных эпох. Почему именно это? Мне кажется, что воинская культура для мужчины всегда близка, он, в первую очередь, остается воином, что бы там ни было. И не важно, держишь ли ты в руках боевое оружие. Речь прежде всего идет о внутренней силе, умении взять ответственность и так далее.

Олеся начинала с увлечения ролевым движением – это воссоздание персонажей и историй книг жанра «фэнтези». При этом она подчеркивает, что уже тогда ей было важно не просто нарядиться в красивое платье, стилизованное под европейское Средневековье – для нее принципиальна была историческая достоверность.

– А потом Запад как отрезало, – рассказывает она. – Я обратилась к родной культуре и истории и с тех пор от нее не отдалялась. И не спрашивай, почему! Почему, собственно, должно быть наоборот? Что может быть естественнее, нормальнее для любого человека?

Олеся воссоздает в основном старинную крестьянскую одежду: шьет рубахи, поневы, сарафаны, ткет пояса по старинным узорам. Хотя круг ее интересов довольно широк: ей под силу и дворянская одежда разных эпох, в том числе бальные наряды.

Примечательно, что подобных заказов становится все больше, то есть людям интересна своя собственная история и культура, воплощенная в костюме. И для чего-то все большему числу людей нужно иметь у себя исторический или похожий на исторический костюм.

– Причем заказывают не только реконструкторы, которые выезжают на серьезные исторические фестивали, – говорит Олеся. – Заказывают, чтобы дома ходить или как-то еще использовать в повседневной жизни. Некоторые даже по существу не понимают пока, зачем им это нужно, просто появляется бессознательная тяга.

Однако, как признают мастера, некоторые проблемы при работе с клиентами составляет именно это непонимание. Мы настолько сильно отдалились от собственного, даже недавнего, прошлого, что заказы бывают странные. И если Олеся и Валерий своим заказчикам еще могут многое объяснить, работа с каждым идет довольно долго, то на разных фестивалях и праздниках они встречают под названием «русских народных» костюмы самые невероятные.

Мастер Олеся Гущина– Слово «клюква» возникло не вчера, это уже почти научный термин, – вздыхает Олеся. – К примеру, приталенные русские рубахи в стиле «секси» – это очень распространенная и «больная» тема. Причем наряжаются в такое не только и не столько популярные артисты, но даже люди, которые громко называют себя продолжателями традиций, патриотами и тому подобное. Потом девочки недоуменно спрашивают: «Как же быть? Рубаха рвется по швам при движении». Или делают на ней разрезы до самого бедра. И гордо продолжают считать себя «настоящими древними славянками». И таких примеров десятки и сотни.

– Для костюма донского казака приносят синтетическую ткань с требованием непременно сшить из нее, – делится Валерий своим опытом. – Однако тот факт, что людям это стало интересно, уже сам по себе прекрасен! И мы, люди, которые жизнь посвящают изучению и сохранению традиций, должны этот момент не пропустить, это как раз благодатная и благоприятная почва для того, чтобы рассказывать и показывать, как было на самом деле и почему нам это важно. Ведь историческая правда всегда, как бы это сказать, волшебнее, удивительнее и прекраснее, чем все, что мы можем придумать сами.

– Действительно! – подхватывает Олеся. – У меня был случай, когда девушка-заказчица признавалась, что ей психологически некомфортно надеть настоящую русскую рубаху: «Ну, она же такая широкая, ночнушка просто, это ведь неудобно, мешает, в футболке же удобнее!». Однако потом, когда я надела на нее полный костюм, она призналась, что ничего подобного – так, оказывается, гораздо удобнее. А еще позже она мне написала, что теперь уже в джинсах и футболке чувствует себя совсем неодетой. Вы не представляете, как преображаются женщины, когда облачаются в традиционную одежду! Как меняется осанка, пластика, даже взгляд! А ведь костюм определяет сознание, кроме того, в женском крестьянском костюме заключалась модель мира, сила, магия! Я уверена, что это та основа, на которую мы можем опереться в сложные времена всеобщей неразберихи и потери ценностей.

Как рассказывают мастера, традиционный костюм имел настолько много смыслов, что сегодня нам сложно даже представить. Он в конечном итоге, наверное, символически заключает в себе менталитет народа, рассказывает о нем и передает дальше из поколения в поколение. Олеся и Валерий уверены, что в нем спрятана душа народа.

– Мне кажется, что многие наши проблемы из-за того, что нам навязывают ценности, которые нам не свойственны. Русские все же отличаются от европейцев, – рассуждает Валерий. – Мы ищем национальную идею, а в чем она, как не в том, чтобы быть собой? И знание своего костюма, уважение к нему – одна из важнейших составляющих. При этом в той же Европе старинные народные костюмы хранятся в семьях сотнями лет! Их надевают на общественные праздники, носят с гордостью и почтением! Почему мы не смогли взять из Европы вот это?

При этом даже осторожный вопрос: «Ведь любовь к своему не подразумевает ненависти или агрессии к чужому?» – вызывает массу возмущения. «Да как можно о таком даже подумать!». Современные мастера изучают не только традиции в одежде своего народа, но и контекст – культуру других народов, обмениваются опытом. Это помогает понять древние связи, а значит, лучше узнать собственных предков.

– Сегодня в Орле, при том, что у людей есть потребность лучше узнать собственные традиции, – говорит Валерий, – продолжает оставаться некий информационный вакуум. На виду, как и везде, «клюква», а мастера, которые изучают традиции более глубоко и научно, как правило, не выходят из узкого круга, да у них, собственно, нет времени на массовую пропаганду – надо заниматься любимым делом и кормить семьи. Да, мы стараемся участвовать во всех городских выставках, очень много общаемся с людьми, в меру своих сил и возможностей делимся опытом. Однако такого места, центра, куда бы мог прийти любой человек, независимо от возраста, и пообщаться с настоящим профессионалом, просто нет. Мы мечтаем о таком центре, пусть даже небольшом помещении, где могли бы проходить лекции, встречи, выставки, объединяющие разных специалистов в области фольклора и традиций. Пока поддержки, куда бы мы ни обращались, мы не нашли. Для Орла это фантастика, мечты, к сожалению… Но ведь не для других городов! Не говорю уже о Москве и Санкт-Петербурге, такие центры есть в Воронеже, Белгороде… Так что нам, как говорится, есть, в каком направлении работать.

Полина Ханова

 

Опубликовано 21 Янв 2015 в 18:05. В рубриках: Персона. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта. Количество просмотров: 1 312

Новости

Виталий Рыбаков проинспектировал мост "Дружбы" в Орле


Евгений Косогов на пресс-конференции, посвященной капремонту моста "Дружбы"


«ЛИЦО ПОПРОЩЕ, И ЖИЗНЬ УДАЛАСЯ»


Как восприняли депутаты облсовета отчет Андрея Клычкова


Депутат Рыбаков В. не согласен с докладом Тарасова В и задал ряд вопросов


Депутат В. Рыбаков задал ряд острых вопросов Филатову С.


Музалевский Л.С. заставляет депутатов фракции Единая Россия увеличить тариф ЖКХ


Депутат Рыбаков призвал спикера Музалевского сложить полномочия из-за публичной лжи


Виталий Рыбаков: области снова навязывают очередную проблему


Орловцы обратились к Путину с просьбой возобновить работу ПАТП-1 и наказать виновных в его банкротстве


Депутаты Елесин С. и Коновалов И. выступили против взятия кредита в 500 млн рублей


Депутат Виталий Рыбаков проверил состояние дорог города Орла


Свежий номер

Реклама

При цитировании материалов
прямая гиперссылка
на orelsreda.ru обязательна
Главный редактор: Татьяна Филёва
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 57-00254
Реклама на orelsreda.ru и печатной версии "Орловская среда"
Для пресс-служб и размещения рекламы: : orelsreda@list.ru
тел.: (4862) 76-20-60
адрес: г. Орёл, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 25/27, пом.1
Наш индекс: 302028
© 2013-2015 ООО "Издательский дом "Орловская среда"