«Русскую классику нельзя разложить на тесты»

Наталья Меркурьева

Президент России поручил усовершенствовать образовательные стандарты так, чтобы знания школьников по русскому языку и литературе были глубже. Как сообщает «Российская газета», свои предложения Минобрнауки  должно представить к 1 марта 2014 года. Если поправки утвердят,  выпускное сочинение может вернуться в школу уже в новом учебном году.

Белинский стал «героем» Евгения Онегина

По этому поводу уже разгораются нешуточные споры.  Главные «учительские» аргументы в пользу традиционного сочинения – это необходимость научить детей мыслить, анализировать,  сопоставлять.  Против – те, кто  считает  невозможным  за короткий срок подготовить выпускников к написанию качественно нового для них сочинения.

Своим мнением по этому поводу с «Орловской средой» поделилась декан факультета документных коммуникаций ОГИИК, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы, преподаватель литературы с 17-летним стажем Наталья Меркурьева:

– Последние несколько лет мы сталкиваемся с такой проблемой: выпускники вообще не желают сдавать ЕГЭ по литературе. И учителя откровенно не рекомендуют им этот экзамен. Дело в том, что преподаватели просто не в состоянии качественно подготовить детей и к тестовой, и к творческой части экзамена. Они вынуждены ориентироваться на тесты, которые требуют от выпускников знания огромного количества литературоведческих терминов и несущественных деталей. А чтобы написать две миниатюры и развернутое сочинение, которые входят в творческую часть экзамена, нужно не только перечитать все произведения  школьной программы, но и  суметь понять их глобальный смысл, уловить мировоззренческий авторский подтекст.

Однако детей годами учили не схватывать целое, а обращать внимание на вопросы, отвлекающие от общего. В результате у школьников сформировалось тестовое мышление. И мы имеем такие примеры: выпускникам предлагается назвать героев «Евгения Онегина» –  они ставят в один ряд Онегина, Ленского и Белинского. О критике Белинском  они «что-то слышали», когда изучали роман. Как с такими знаниями можно даже на среднем уровне справиться с творческой частью экзамена по литературе?  Кстати, для поступления в ОГИИК, на все профили бакалавриата по направлению «народная художественная культура», необходимо сдать ЕГЭ по литературе. И многим приходится отказываться от поступления.

Вперёд… в прошлое?

– Если вернуть традиционное сочинение в школы в следующем году, результаты экзаменов могут быть непредсказуемыми, – считает Наталья Меркурьева. –  По моему мнению, на первом этапе «реформы» выпускникам всё-таки нужно дать возможность выбирать между ЕГЭ и сочинением. И постепенно, начиная с начальной школы, перестраивать методику преподавания. Требуется даже не увеличение количества часов по литературе, хотя и это не помешало бы, а качественные изменения.

При изучении литературы, может быть, в чем-то нужно вернуться к старой школе – мы же в своё время могли пошагово анализировать «Войну и мир».  Какие-то  проблемы рассматривать с современной точки зрения, отбросив штампы, размышлять о религии. Ведь вся русская литература основана на духовности. Учителю, которого освободят от натаскивания детей на тесты, будет позволено говорить с ними о смысле жизни, о взаимоотношениях между людьми, о Боге. Дети научатся мыслить обобщениями, излагать свои мысли, понимать творческий замысел автора. Нужно время.

Как нынешние школьники могут написать о «Преступлении и наказании», если они всерьез воспринимают это произведение как детективный роман? Если то, чему их учили, было нацелено на знание текстов и  имен героев? Или взять, к примеру, праведнический цикл Лескова. Детям дают задание прочитать «Очарованного странника». Да, на какие-то вопросы они отвечают. Но если спросить школьника, как тема странничества функционирует в литературе, они не смогут соотнести лесковского странника с Матрёной Солженицына, князя Мышкина с чудиками Шукшина. Школьники не соотносят произведение с эпохой, не представляют, с каким запасом оно выходит в «большое время» – за рамки эпохи.

Как сейчас предлагается изучать роман Тургенева «Отцы и дети»? Иллюстрирует это, на мой взгляд, пример из ЕГЭ по литературе: требуется установить соответствие между персонажами и их дальнейшей судьбой.

Павел Кирсанов:

А) делает Фенечку законной женой;

Б) женится на сестре Одинцовой;

В) получает ранение на дуэли;

Г) умирает от тяжелой болезни.

Школьнику достаточно знать сюжет, чтобы верно ответить. Знать, что Павел Кирсанов сражался на дуэли с Базаровым, а Базаров умер от тяжелой болезни. Но почему состоялась дуэль? Об этом не заставляют задуматься. А ведь  дуэль – это исход конфликта между Павлом Петровичем – представителем эстетствующего поколения, и отрицающим, в том числе красоту, нигилистом Базаровым. Дуэль – это кульминация всей проблемной структуры романа. Так вот, возвращение к классическому сочинению приведет
к   смещению акцентов в изучении произведений.

Не стоит недооценивать литературу

– Читающий человек и не читающий – это личности разного уровня. Читающий открыт для диалога, он умеет слышать других людей, он более свободен, он требует, чтобы и его услышали. Не читающий –  зажат в узкие рамки, он не может быть самодостаточным. Это человек, у которого разорвана связь с прошлым, с историей. Отсюда поверхностное, неуважительное отношение к предкам, нравственная ущербность.

Русскую классику нельзя «разложить» на тесты. Когда человек учится анализировать, видеть проблемы, соотносить смыслы, он формирует своё мировоззрение и точку зрения на мир. Такой человек становится профессионалом в любой сфере. Еще в начале двадцатого века Корней Чуковский, кстати, профессор прикладной механики, боролся за то, чтобы разрешили сказку к чтению. В то время шла кампания против сказок, в приоритете был рационализм. Чуковский же был убежден в том, что  сказка – начало начал, развивающая воображение, творческую мысль. Он считал, что невозможно воспитать по-настоящему талантливых инженеров, деятелей науки без творческого начала. Не стоит недооценивать литературу.

Подготовила Наталья Зарубина

 

Опубликовано 06 Дек 2013 в 17:25. В рубриках: Общество. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта. Количество просмотров: 1 626

Новости

Как восприняли депутаты облсовета отчет Андрея Клычкова


Депутат Рыбаков В. не согласен с докладом Тарасова В и задал ряд вопросов


Депутат В. Рыбаков задал ряд острых вопросов Филатову С.


Музалевский Л.С. заставляет депутатов фракции Единая Россия увеличить тариф ЖКХ


Депутат Рыбаков призвал спикера Музалевского сложить полномочия из-за публичной лжи


Виталий Рыбаков: области снова навязывают очередную проблему


Орловцы обратились к Путину с просьбой возобновить работу ПАТП-1 и наказать виновных в его банкротстве


Депутаты Елесин С. и Коновалов И. выступили против взятия кредита в 500 млн рублей


Депутат Виталий Рыбаков проверил состояние дорог города Орла


Свежий номер

Реклама

При цитировании материалов
прямая гиперссылка
на orelsreda.ru обязательна
Главный редактор: Татьяна Филёва
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 57-00254
Реклама на orelsreda.ru и печатной версии "Орловская среда"
Для пресс-служб и размещения рекламы: : orelsreda@list.ru
тел.: (4862) 76-20-60
адрес: г. Орёл, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 25/27, пом.1
Наш индекс: 302028
© 2013-2015 ООО "Издательский дом "Орловская среда"