Широк человек — Олег Павлович!

 

Табаков

№ 32 (473) от 27 августа 2015 [«Аргументы Недели», Татьяна Москвина ]

17 августа отметил своё 80-летие Олег Павлович (Палыч) Табаков – актёр, режиссёр, педагог, художественный руководитель МХТ имени Антона Павловича (Палыча) Чехова и театра «Табакерка». Цифра немаленькая, но не удивительная – московские худруки живут долго, с отменным аппетитом и явным удовольствием. А Олег Павлович не только худрук, но и выдающийся актёр, стало быть, ему куда больше худруковского пайка причитается народного обожания. Ведь он со своим зрителем в любовной связи с конца 50-х годов!

Правда, первый фильм, где снимался Табаков ещё студентом («Саша вступает в жизнь» М. Швейцера), на экраны тогда не вышел. Табаков и был тем самым Сашей, вступающим в жизнь, деревенским мальчишкой в буре колхозной жизни. Деревенского в его выразительнейшем актёрском лице с крупными чертами и напряжённой жизнью глаз, пожалуй, было маловато по меркам эстетики того времени. Но и на городского интеллектуала он никак не тянул, на то у советского кино 60-х был обширный запас соответствующих лиц. Табаков надолго стал эдаким «пареньком с норовом», о котором ещё не оформился замысел Создания. Он и в те годы посверкивал юмором, но до чистой комедии или сатиры было далеко; обнаруживал лихой темперамент.

Табаков всегда был прелестен тем неописуемым обаянием, которое создаёт игру лица, особенное сияние, контрапункт взглядов и улыбки, подобно игре солнца в волнах. Но у него случилась роль, где он вышел из пределов обычной психологической сложности, заглянул в бездну – Шелленберг в «Семнадцати мгновениях весны». Шелленберг ведь тоже «паренёк с норовом», и он, несомненно, дьявольски обаятелен. И абсолютно органично имморален. Такого Табаков не играл ни до, ни после. Он ведь при всей насмешливости любит «душевность», обычно хоть краешком выглядывающую из-под прагматичности, расчёта, начальственной важности. А здесь – чистое зло, и притом никакого оно не чёрного цвета. Просто идёт игра, и выиграет тот, у кого больше ума. Так сыграть мог артист нешуточного диапазона и, собственно, находящийся вне амплуа, чьё широкое творческое существо и само не может понять, что оно делает и как.

После Шелленберга в глазах Табакова надолго поселились странные тени –как будто он что-то знает, да только не скажет. Он с удовольствием валял дурака в сказках и комедиях. Играл подряд всяких начальников: генералов, царей, президентов. Идеально сыграл в телефильме «Эзоп» фантастически глупого персонажа – мнимого философа Ксанфа, что-то делая со своими умными глазами, застилая их какой-то немыслимой «плёнкой»… Его театральная судьба и жизнь в кино равно богаты, изобильны бесспорными удачами, их начнёшь перечислять – вот и статья кончилась, об одном Сашеньке Адуеве («Обыкновенная история», театр «Современник») или Сальери («Амадей», МХТ) впору книжку писать. Табаков может откровенно утрировать, играть карикатурно, с нажимом и даже перегибами – а может выдавать нюансы на полтона. Широк человек! Так восклицал Дмитрий Карамазов и прибавлял – «Я бы сузил». Русского человека, может, и надо сужать, и сужают уже, но помилуйте при этом русского актёра! Пусть он резвится радостно и вольно.

Табакова вот сузить не удалось. Ему, очевидно, нравятся и серьёзная кропотливая работа, и всякая возможность артистической шалости, которая вроде бы уже не по возрасту и не по рангу – так это для обычных людей. Актёры в этом отношении счастливцы. Став воспитателем и руководителем, Табаков принёс в это не слишком весёлое дело свой недюжинный запас широкого артистизма.

Вот что за репертуар у руководимого им МХТ? Как в песенке – «ленты, кружева, ботинки, что угодно для души». Западные бульварные комедии и переделки русской классики, «новая драма» и инсценировки хорошей современной прозы, просто как в универсальном магазине, где рядышком мирно соседствует отдел парфюмерии с продажей удобрений. Такая же пестрота в глазах и от режиссёрских фигур, исключительно разнообразных. Не по вкусу вам К. Богомолов? Не беда – в МХТ ставят и задумчивая любительница литературы М. Брусникина, и тщательно работающий с актёрами Д. Брусникин, и трагически-шутовскойЮ. Бутусов, и жизнелюб С. Пускепалис, и мастер А. Шапиро, и многие-многие другие. Если о них меньше шумят, это не значит, что они хуже работают, чем «модники». Но шум тоже надо учитывать. Но циничную зачастую и падкую на «пену дней» московскую публику нельзя не брать в расчёт. Это мир энергий времени, и его силовые линии проходят через Табакова – а он простодушно и вместе с тем расчётливо даёт жить всем.

Да, живи сам и давай жить другим – куда уж банальнее, да? А вы попробуйте. В самых приличных людях, назначенных руководить, вдруг обнаруживаются такие бездны деспотизма, мелочности, самодурства. Табаков в этом пока что вроде бы не замечен. И по щедрости природы, заложившей в нём прежде всего любовь и доверие к жизни, и, может быть, оттого, что пришёл к он художественному руковождению от актёрства и занятия этого милого не бросил. Режиссёры, особенно великие, обычно выстраивают свой театр довольно жёстко, они ревнивы и друг к другу, и к прошлым великим именам, они соперничают и соревнуются. А Табаков смотрит на них чуть лукавым актёрским глазом. Дескать, это всё прекрасно, но на сцене-то будут актёры, больше-то никого не будет. Потому истинный вкус, истинное, глубинное понимание театрального дела Олег Павлович Табаков обнаруживает, воспитывая учеников и собирая труппу. Как охотничья собака, он чует свою дичь – актёра – за версту. Сильные актёрские работы волнуют его до слёз. И здесь он отдаёт предпочтение прежде всего самому главному в театре – а это сила и глубина впечатления. В труппе МХТ нет никакого стилевого единства. Даже уровень профессионализма с большими перепадами – от Дмитрия Назарова, которого слышно было бы на третьем ярусе, до некоторых молодых, которых не слышно на втором ряду. Но по разнообразию чрезвычайных индивидуальностей это первая труппа в Москве.

Читаю: Табаков-де отразил своё время, став от мальчика, который рубил шашкой мещанскую мебель («В поисках радости» В. Розова, спектакль «Современника» 1957 года, затем фильм «Шумный день» 1960 года), – расчётливым «купцом», владельцем своей художественной фабрики. Так, да не так. Да, время проходило сквозь него и влияло на него, но он остался самим собой, тогда как множество людей утратили всякие основы, обратились в мусор. Табаков-то, наоборот, как мечтал принц Гамлет, связал нить времён, потому что эту операцию может провернуть только человек, отдельный человек, а не постановление администрации. В последнее время он стал больше походить на самого себя молодого, как будто «шубу» некую снял – стал искреннее, легче, свободнее. На сцене своего театра сыграл роль смертельно больного старика в английской пьесе «Юбилей ювелира», испугав многих зрителей откровенностью разговора.

А что тут пугаться? Как говорил Томас Манн, есть прогнозы, которые жизнь словно бы стыдится оправдывать. Близость конца обычно не осознаётся людьми, а тот, кто идёт на сцену проживать якобы последние мгновения, управляем – конечно – Госпожой Жизнью!

«Аргументы недели» присоединяются ко всем поздравлениям Олегу Павловичу Табакову. Здоровья и процветания Вам и всей вашей театральной империи!

 

Шедевры из листьев
Не женское дело Елены Науменко
Художник, который умеет удивлять
Опубликовано 27 Авг 2015 в 13:19. В рубриках: Персона. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт. Количество просмотров: 879

Обращение депутатов к жителям Орловской области после отставки Потомского


Невров: "Потомский, хватит доить область!"


Должки и корешки


Потомский, в отставку! Флешмоб в Орле 15.09.2017


Митинг против Вадима Потомского 08.09.2017


Игорь Рыбаков о фактическом запрете публичных мероприятий законопроектом Потомского


Депутаты Елесин С. и Коновалов И. выступили против взятия кредита в 500 млн рублей


Депутатов не пускают в здание облправительства


По Орлу провезли топиарного "Шрэка"


КАК МИМО ЛЁТНОЕ ВИДЕНЬЕ


ОШИБКА ПРЕЗИДЕНТА


Депутат Виталий Рыбаков проверил состояние дорог города Орла


ГАРАНТ НА КРОВИ


Игорь Рыбаков требует ответов на заседании облсовета 28.04.2017


ПЕЙЗАЖ ПОСЛЕ БИТВЫ


Капитан Вадим Потомский пытается ответить на неудобные вопросы


СЪЕШЬ ПИРОЖОК


КАК ЭТО ЧАСТО НЕ СОВПАДАЕТ.


НЕ ПО ПОНЯТИЯМ.


ПРИГОВОР ДОРОЖЕ ДЕНЕГ.


ОШИБКА РЕЗИДЕНТА.


Жил отважный капитан.


Вадима Потомского поздравляют с 23 февраля.


Потомский подполковник


Парня в горы тяни рискни


Поздравление для
Вадима Потомского
с Новым годом!


Свежий номер

Реклама

При цитировании материалов
прямая гиперссылка
на orelsreda.ru обязательна
Главный редактор: Татьяна Филёва
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 57-00254
Реклама на orelsreda.ru и печатной версии "Орловская среда"
Для пресс-служб и размещения рекламы: : orelsreda@list.ru
тел.: (4862) 76-20-60
адрес: г. Орёл, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 25/27, пом.1
Наш индекс: 302028
© 2013-2015 ООО "Издательский дом "Орловская среда"