Сохранить человеческую душу
3.07.в России празднуют День ГИБДД. Сегодня «Орловской среде» о праздниках и буднях сотрудников дорожной инспекции рассказывает председатель Совета ветеранов областного управления ГАИ Иван Михайлович Быбочкин.
Это вам не палочкой махать
Иван Михайлович Быбочкин отдал службе в ГАИ больше двух десятков лет. Он не по-наслышке знает, что значит работа на дороге. А сегодня, когда он в штатском, без знаков отличия выезжает из областного управления ГИБДД, сотрудник, поднимающий шлагбаум, отдает ему честь…
На работу в ГАИ Иван Михайлович поступил еще в 1979 году по направлению трудового коллектива, как тогда было принято. К тому времени он был уже водителем первого класса: дорога, автомобили и всё, что с ними связано, было для него очень близко. Он был принят в звании старшина милиции на должность рядового инспектора дорожно-патрульной службы.
Затем он стал старшим инспектором, получил в подчинение группу из семи человек, а вскоре – заместителем командира подразделения по политической части, то есть замполитом. Однако много времени проводить в кабинете все равно не стал – в строевом подразделении «на земле», на происшествиях или контролируя общую обстановку работали все, включая командира. Да и характер отсиживаться за чужими спинами не позволял.
После распада Советского Союза его должность практически при тех же обязанностях стала называться «заместитель командира по работе с личным составом». Кажется, что именно это название более всего соответствует тому, чем занимался Иван Михайлович, да и его призванию, наверное. В середине 90-х его назначили командиром отдельного батальона.
На пенсию в 2000 году он вышел не по собственному желанию, как он сам выразился, а по болезни. И болезнь оказалась вполне профессиональная – проблемы с ногами.
Однако терять связи с родным ведомством Быбочкин не спешит. Четыре года назад его выбрали председателем Совета ветеранов орловского управления ГИБДД.
— Мне кажется, что самое сложное в работе госавтоинспектора – не ошибиться, – говорит Иван Михайлович. – Это не просто «палочкой махать», как многие думают… Нужно было постоянно учиться. К примеру, если сейчас на место происшествия выезжает следственная группа, то раньше мы, инспекторы, все оформляли и обследовали место сами. Вот был случай: на выезде со Сталепрокатного завода водитель большегрузной машины сбил пешехода. Материалы, собранные мною, прошли через все судебные инстанции, вплоть до Верховного суда, и не вызвали ни вопросов, ни нареканий. Все суды согласились с нашими выводами – главная причина ДТП тогда была в том, что у грузовика не работала одна фара.
Выдержка и доброта
Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ
Иногда сотрудники ГАИ прибывают на место происшествия раньше «скорой помощи», тогда им приходится оказывать пострадавшим первую помощь.
— Никогда не забуду трагическую историю. На страшную аварию мы тоже прибыли раньше всех других служб. В ДТП попала семья – родители погибли, ребенок получил тяжелейшие травмы. Сложно себе такое представить, но остановившиеся посмотреть на ДТП зеваки стаскивали с еще истекающих кровью тел золотые украшения и обручальные кольца! Пришлось их задерживать, привлекать к ответственности.
Иван Михайлович уверен, что при работе в ГАИ необходимо иметь не только богатый жизненный опыт, но и суметь сохранить живую человеческую душу. Однако едва ли не важнее всего – железная выдержка и умение сохранять спокойствие, несмотря на самые серьезные раздражители. К сожалению, сотрудникам ГИБДД нередко приходится сталкиваться с грубыми и неуправляемыми личностями.
— Как-то останавливаю автомобиль в районе Лужков, – рассказывает Иван Михайлович. – Водитель был нетрезв и вел себя совсем уж неприлично, пытался оскорблять меня, чуть ли не драться налетал. Я проявляю выдержку… В конце концов, из машины вышла его жена – и как даст ему звонкую пощечину! «Как ты себя ведешь? – говорит. – Человек при исполнении, а ты сам виноват, я ведь тебе говорила не пить». Негатива в отношении инспекторов и в советское время было достаточно, но сейчас, как мне кажется, в этом отношении стало хуже. Может быть, все дело в воспитании тогдашних людей? Так или иначе инспектор ГИБДД сталкивается с хамством все чаще. Кроме того, раньше люди более осознанно относились к Правилам дорожного движения. Сейчас они как будто не задумываются, что эти правила помогают сохранить жизни.
Когда свистели пули
Зачастую оказывается так, что в борьбе с преступным миром, с ежедневной опасностью инспекторы ГИБДД оказываются на передовой. Им нередко приходится задерживать и преследовать преступников, бывает, что сотрудники ГАИ гибнут при исполнении. Иван Быбочкин знает об этом не понаслышке – ему приходилось терять коллег.
— Однажды экипаж ГИБДД сопровождал автобус детей в детский лагерь, – говорит ветеран ГАИ. – Внезапно со встречной прямо на автобус начал двигаться грузовик – его водитель развил большую скорость и не справился с управлением. Инспектору ничего не оставалось делать, как направить свой автомобиль под колеса грузовика, иначе было бы не избежать жертв среди детей. Грузовик смял автомобиль ДПС, инспектор, к счастью, остался жив. Но все равно, к сожалению, потом погиб в ДТП… Мне дважды приходилось выезжать с личным составом в командировки в горячую точку – в зону осетино-ингушского конфликта. Тогда я поклялся, что привезу всех людей целыми, и сдержал свое слово! Бывало, что пули летали буквально возле уха. А однажды очередь пропорола автомобиль насквозь через боковые окна, не задев меня и коллегу, сидящих на передних сиденьях. Однако потом, в мирное время, на дороге при оформлении ДТП погиб один из участников той командировки – озверевший водитель сбил его и протаранил несколько машин…
Иван Михайлович принимал сотрудников на работу, обучал их, работал с личным составов. Он признается, что многие коллеги стали для него почти родными. Кое-кто уже обогнал его в званиях. Он признается, что чувствует за них почти личную гордость.
– Сами инспекторы за прошедшие годы изменились не так чтобы сильно, – говорит он. – Конечно, сейчас даже на рядовую должность принимают только с высшим юридическим образованием. А в советское время, бывало, работали даже люди с четырьмя классами, но, надо сказать, с задачами справлялись не хуже! Машин раньше в нашем распоряжении было не в пример меньше. Был такой легендарный командир дивизиона, который начинал как инспектор в 50-х годах, который каждый день обходил свою территорию – от Орла до Кром – в валенках, пешком!
Сейчас Иван Михайлович как председатель Совета ветеранов по-прежнему оказывает моральную поддержку молодым сотрудникам. Кроме того, при Совете есть фонд, который создан для помощи действующим и бывшим сотрудникам.
Светлана Золотарева
Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ