Так ли страшна «Баба ЕГЭ»?

Общество

Так ли страшна «Баба ЕГЭ»?

Александр ГорбачёвДля выпускников и девятиклассников настала самая горячая пора – экзамены. Волнуются ученики, родители и, конечно же, учителя. Как помочь детям сдать экзамены без лишних волнений и стрессов, как объяснить им, что даже с получением плохой оценки жизнь не заканчивается? На эти и другие темы, касающиеся экзаменов, мы побеседовали с Почетным работником образования РФ, учителем русского языка и литературы высшей категории, директором общеобразовательной школы №13 г. Орла Александром Владимировичем Горбачёвым.

– Александр Владимирович, как настроить школьников на успешную сдачу экзаменов? Как сделать так, чтобы волнение не повлияло на результат?

– Самое главное в период сдачи экзаменов – это правильный психологический настрой ребенка. В равной степени это зависит и от родителей, и от учителей. Никаких накачиваний от родителей: «Вот, плохо подготовишься – не сдашь экзамены, окажешься хуже всех». Этого нельзя делать категорически. И я не понимаю учителей, которые говорят выпускникам перед экзаменами: «Не сдашь экзамены – родителей опозоришь, себе жизнь испортишь». Я считаю, так могут говорить педагоги, которые работают только на результат, на личный авторитет. В пору экзаменов нужно думать прежде всего о детях, объяснять им, что оставшиеся перед экзаменом дни нужно потратить на то, чтобы ликвидировать слабые места, пробелы в знаниях. Не нужно распыляться. На всё времени не хватит, и мотивировать детей нужно: сдадите экзамены – поедем в поездку, на экскурсию всем нашим дружным классом. Не нужно пугать детей. Ведь они на самом деле быстро ко всему приспосабливаются. В нашей школе седьмой год работает пункт сдачи ЕГЭ, и за все годы не было ни одного срыва. Меньше ажиотажа, меньше шумихи, «страшилок» в этот период, в том числе со стороны СМИ, федеральных органов, общественников. До сих пор не утихают споры вокруг ЕГЭ, современной системы образования. Есть сторонники, есть противники того, с чем нам приходится работать. Я рассуждаю так: ни одно нововведение никогда не принималось на «ура». Это раз. Второе: главное, что мы должны сделать, – это не навредить нашим детям. В период обучения сделать все, чтобы они стали разносторонними людьми, не с «тестовым» мышлением, а от тестовой системы взяли только самое полезное – могли быстро соображать и анализировать. Нужно приучить детей к тому, чтобы экзамены они воспринимали как часть учебного процесса.

– Экзамены в нынешней их форме вряд ли станут для учеников чем-то обыденным, особенно для выпускников, ведь от количества баллов на экзаменах зависит вся их дальнейшая жизнь. А допущенные ими нарушения вообще могут перечеркнуть все, к чему они стремились…

– Повторюсь, важно объяснить детям, что экзаменами жизнь не заканчивается, в семнадцать лет жизнь только начинается. Все можно преодолеть и исправить. Я согласен с тем, что существующие сегодня правила пересдачи экзаменов непомерно жесткие и даже жестокие. Почему выпускник, заваливший экзамены по двум основным предметам, может пересдать их только в следующем году? Возможно, это делается для того, чтобы заполнить училища и техникумы, но слишком большой ценой. Даже в вузах студенты пересдают экзамены дважды. Надеюсь, что с 2016 года и школьники получат такую возможность. Надо понимать, что завалить экзамен может не только слабый ученик, но и сильный. Он изначально нацелен на высокий результат, и, когда у него что-то не получается, нервничает, теряется. У нас были случаи, когда дети, завалившие один экзамен, при пересдаче показывали хорошие результаты. Всего через неделю. Ученик успокоился, перестал нервничать, сосредоточился и сдал на ту оценку, которую заслуживает. Я считаю, что нужно давать возможность ученикам, которые недовольны своим результатом на конкретном экзамене, пересдать его, если они уверены, что наберут большее количество баллов. Это тоже планируется сделать с 2016 года.

– Как ученики реагируют на нововведения: рамки с металлоискателями, видеокамеры?

– Мы в своей школе наблюдали за детьми: пришли на пробный экзамен выпускники из другой школы, сорок человек на «рамку» прореагировали нормально, спокойно, а двое напряглись, занервничали. Причем при них не было сотовых и шпаргалок. Понятно, что для таких детей это стресс. И результаты могут быть хуже. Поэтому надо давать возможность пересдавать экзамены, и по предметам по выбору, и обязательные. Думаю, что неподвижная бюрократическая машина, которая управляет российской системой образования, все же заработает в нужном направлении.

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ

– Для этого, наверное, необходима инициатива снизу?

– Отдельные изменения в лучшую сторону планируются. Правильно сделали, что вернули обязательное написание сочинения выпускниками. Не нужно было его вообще отменять. Учителям, конечно, придется перестраиваться. За долгие годы они привыкли работать по- другому. Планируется сдавать такие предметы, как география, в десятом классе, когда этот предмет заканчивают изучать. А не в одиннадцатом, через год, когда дети уже многое забыли. Ребята получат возможность пересдавать предметы по выбору. А то получается, что сдал обязательные, экзамены по выбору завалил, и выпускайся из школы. В вуз ты уже не поступишь. Что делать одиннадцатикласснику? На второй год оставаться? Все эти моменты будут регулироваться.

И еще один важный момент: к составлению КИМов нужно больше привлекать учителей-практиков. У нас в регионе, к примеру, есть прекрасные словесники, и физики, и историки. Они могут много полезного предложить. И так по каждому региону. Система экзаменов, КИМы должны формироваться лучшими учителями. Сейчас к этому привлекают вузовских специалистов. Ну вот представьте: ученый со специализацией «физика твердого тела» составляет программу по физике, составляет КИМы. Как бы он ни был прекрасен, он узкий специалист. Или взять чиновников. Ведь, как ни крути, это люди кабинетные, это не учителя-практики, которые ко всем своим плюсам хорошо знают, что такое психология ребенка. Я сам занимаюсь административной работой, и могу со всей ответственностью сказать, что как учитель уже в чем-то отстал от своих коллег.

– Как вы относитесь к разделению классов по профилям?

— Положительно. Определенно присутствует нацеленность на конкретные предметы, которые нужно сдать, чтобы поступить. Если ребенок гуманитарий, зачем мучить его физикой и химией в огромных объемах?Зачем математически сложенному ученику изучать гуманитарные предметы в полном объеме? Я считаю, универсальный предмет – русский язык. На нем нельзя «экономить». Русский язык необходим всем, на нем мы разговариваем, пишем, читаем по-русски и изучаем другие предметы тоже на русском языке. Русский язык не должен быть искалеченным, он – основа всего.

– Что вы могли бы пожелать выпускникам и всем школьникам, которым еще предстоит сдавать ЕГЭ?

– Я скажу словами известного детского писателя Бориса Житкова: надо, чтобы учиться было радостно, весело и победно! Я желаю всем ребятам также сдать все экзамены!

Наталья Зарубина

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ
Оцените статью
Орловская среда
Добавить комментарий