Тариф «Предновогодний»

Зима в Орле началась с повышения тарифов на городской транспорт. С 1 декабря на два рубля увеличилась цена поездки в муниципальных троллейбусах, автобусах, трамваях и коммерческих маршрутках. С декабря же на общественном транспорте стал действовать так называемый ночной тариф.

Вчера – по три, сегодня – по пять

О необходимости повышения цен на проезд в городском транспорте и городские власти, и перевозчики говорили уже давно. Для муниципальных транспортных  предприятий – ТТП и ПАТП-1 – рост тарифов – вопрос жизни и  смерти. С июля 2010 года, когда цены на проезд в трамваях, троллейбусах  и автобусах повысили с 8 рублей до 9, прошло два с половиной года. За это время более чем вполовину подорожали электроэнергия и топливо, резко выросли и другие расходы транспортников. Так, например, по информации руководителя муниципального Трамвайно-троллейбусного предприятия депутата горсовета Александра Коровина, если в позапрошлом году медосмотр одного водителя обходился ТТП в 80 рублей, то в прошлом – уже 350, а в нынешнем – порядка 1000 рублей. Доходы муниципального транспорта не покрывают расходов: за девять месяцев 2012 года убытки ТТП составили 2,4 миллиона рублей, ПАТП-1 – 31 миллион.

Соответственно, и зарплата водителей и прочих сотрудников муниципальных транспортных предприятий остается одной из самых низких в отрасли: работник ТТП в среднем получает чуть более 10 тысяч рублей в месяц, ПАТП-1 – порядка 12 тысяч рублей, тогда как средняя заработная плата работников транспортной сферы по области – более 23 тысяч, а средний размер пенсии –8900 рублей – немногим более средней зарплаты водителя троллейбуса.

– Таким образом, если мы будем сдерживать тарифы, то скоро  будем ходить пешком – при любых тарифах, – заявил Александр Коровин на ноябрьской сессии горсовета, где депутаты принимали решение о повышении цен на проезд.

Вообще-то, по подсчетам как самих транспортников, так и чиновников, для стабильной работы муниципального транспорта необходим тариф в 17 рублей. Однако предложить такой кардинальный путь решения проблемы городская администрация не решилась: горсовету предложили согласовать тариф в 11 рублей –  и добро было получено.

Выросли также цены на месячные проездные билеты для организаций: с 700 до 800 рублей на один вид транспорта и с 800 до 900 рублей на два вида. Стоимость всех остальных проездных – как обычных, так и льготных, как на городские маршруты, так и на дачные – осталась прежней.

Вечером дороже

Тариф на коммерческий пассажирский транспорт в Орле не менялся вообще более четырех лет – с 2008 года. Частные перевозчики не раз обращались в мэрию с предложениями о повышении цены проезда в маршрутках – однако лишь сейчас их инициатива нашла отклик в сердцах чиновников.

Если еще прошедшим  летом предприниматели не на шутку бились с конкурентами за право возить пассажиров по городским маршрутам, то уже осенью выигравшие конкурс перевозчики стали от этих маршрутов отказываться. Причина все та же.

–  У перевозчиков нет заинтересованности работать по существующему тарифу, – заявил депутатам начальник транспортного комитета мэрии Виталий Гришаков. – Большинство из них добровольно отказывается от заключенных договоров.

По расчетам коммерсантов, чтобы такая заинтересованность появилась, пассажир за одну поездку в маршрутке должен платить 14 рублей. Мэрия опять же на 40-процентное увеличение тарифа не решилась и поначалу предложила свой вариант – 13 рублей. По информации начальника комитета по тарифам городской администрации Андрея Тиунова, такая цена поездки обеспечит примерно  семь  процентов рентабельности из расчета на одну маршрутку, которая в среднем перевозит 500 человек в день. Годовая прибыль владельца одного ПАЗика при таком тарифе, по данным чиновников, составит чуть более 193 тысяч рублей. Сегодня же, если верить тем же данным, при тарифе в 10 рублей за поездку, тот же предприниматель с того же ПАЗика имеет 415 тысяч рублей убытков.

Однако против тарифа в 13 рублей выступил сити-менеджер Михаил Берников, заявивший, что и 30-процентное подорожание проезда – это слишком. В качестве компромисса глава городской администрации предложил увеличить цену проезда до 12 рублей, а заодно ввести и так называемый ночной тариф. Это значит, что с восьми часов вечера до шести часов утра проезд в любых видах транспорта будет обходиться горожанам дороже. Для муниципального транспорта ночной тариф – 14 рублей, для маршруток – 15 рублей. И если перевозчики-муниципалы против нововведения возражений не имели, то частникам идея Михаила Берникова пришлась не по вкусу.

По графику и без

—  Вечерний тариф – это, конечно, хорошо, но в нашем городе так сложилось, что мы работаем по единому тарифу. Мы предлагаем поднять тариф до 13 рублей с 6 утра до 12 ночи. В свою очередь добросовестные перевозчики как выполняли графики движения, так и будут выполнять, – заявили депутатам представители частных перевозчиков.

Заявление вызвало шквал возмущенных возгласов: как выполняются эти графики на самом деле, известно всем орловцам, кто хоть однажды пытался после восьми вечера добраться из центра на окраины. И не только на окраины. За примерами далеко ходить не надо.

— То, о чем говорят перевозчики, не соответствует реальности, – сообщил депутат Андрей Рослов. – Суббота. На остановке «Музей Тургенева» в 13 часов дня 40 минут не было ни одной маршрутки на Выгонку. Когда, наконец, подошла 48-я, водитель объяснил, что на линию не вышли три автобуса. Вечером еще хуже. Начиная с 19-30, например, с остановки «Стадион Ленина» на Выгонку вообще уехать нельзя. Родители с детьми, возвращаясь с тренировок, вынуждены группироваться по три-четыре человека, брать такси и уезжать.

Подобные проблемы испытывают не только жители Выгонки – скажем, на тот же микрорайон добраться с наступлением вечера ничуть не легче.

— Да, обслуживание плохое, даже очень плохое, – согласился председатель совета директоров общественной организации перевозчиков «Альтернатива» Игорь Бортников, – но на это есть объективные причины.

Вернее, по версии г-на Бортникова, одна: низкая цена на проезд. Почему же в таком случае «маршрутчиков» не радуют высокие вечерние тарифы?  Потому что этот тариф сыграет на руку нелегалам, считает г-н Бортников:

— Днем они будут отсыпаться, вечером выезжать и забирать у нас пассажиров.

Что мешает легальным перевозчикам самим выходить на линии вечером, коммерсанты внятно ответить так и не смогли.

-Ну, не ночной у нас город, – признались представители перевозчиков корреспонденту «Орловской среды».

После чего стало ясно: ни при каких тарифах маршрутки не собираются работать в вечернее, а тем более в ночное время. Потому что куда выгоднее «рубить» с граждан по 13 рублей в часы пик, набивая маршрутки до отказа, чем гонять полупустой автобус после восьми вечера – пусть и по повышенным тарифам.

Даёшь конкуренцию!

Станут ли новые тарифы стимулом для нормальной работы перевозчиков, большой вопрос. В Орле вообще сложилась интересная ситуация: частные перевозчики все чаще ведут себя подобно монополистам, пытаясь диктовать свои условия городской власти. Вспомним хотя бы эпопею с проведением пресловутого конкурса на право пассажирских перевозок, когда частники, выторговывая выгодные для себя условия, грозили городу забастовками. Теперь они в одностороннем порядке разрывают заключенные по итогам конкурса договоры и уходят с маршрутов. В итоге страдают жители города. При этом, похоже, городские власти никаких рычагов воздействия на «отказников» – например, вроде штрафных санкций за невыполнение условий договора – не имеют. Как не могут до сих пор заставить водителей маршруток содержать свои автобусы в чистоте, не курить за рулем, не хамить пассажирам и соблюдать графики движения. И в этом случае ничто не мешает частникам вообще отказаться выходить на маршруты, скажем, до тех пор, пока не будет установлен нужный им тариф.

Заставить частника работать качественно может лишь конкуренция – причем, конкуренция с муниципальным транспортом. Который необходимо развивать, увеличивая парк муниципальных автобусов, троллейбусов и трамваев, разрабатывая оптимальные маршруты, привлекая профессионалов достойными зарплатами. Между тем в городе нет пока даже программы развития муниципального транспорта – принять ее не могут в течение нескольких лет. Правда, есть надежда, что дело все же сдвинется с мертвой точки: на следующей сессии депутаты собираются обсудить проект такой программы. Главное, чтобы она, как это часто бывает, не осталась лишь на бумаге.

Татьяна Филёва

 

Опубликовано 06 Дек 2012 в 11:24. В рубриках: Тема номера. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта. Количество просмотров: 1 459

Новости

Как восприняли депутаты облсовета отчет Андрея Клычкова


Депутат Рыбаков В. не согласен с докладом Тарасова В и задал ряд вопросов


Депутат В. Рыбаков задал ряд острых вопросов Филатову С.


Музалевский Л.С. заставляет депутатов фракции Единая Россия увеличить тариф ЖКХ


Депутат Рыбаков призвал спикера Музалевского сложить полномочия из-за публичной лжи


Виталий Рыбаков: области снова навязывают очередную проблему


Орловцы обратились к Путину с просьбой возобновить работу ПАТП-1 и наказать виновных в его банкротстве


Депутаты Елесин С. и Коновалов И. выступили против взятия кредита в 500 млн рублей


Депутат Виталий Рыбаков проверил состояние дорог города Орла


Свежий номер

Реклама

При цитировании материалов
прямая гиперссылка
на orelsreda.ru обязательна
Главный редактор: Татьяна Филёва
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 57-00254
Реклама на orelsreda.ru и печатной версии "Орловская среда"
Для пресс-служб и размещения рекламы: : orelsreda@list.ru
тел.: (4862) 76-20-60
адрес: г. Орёл, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 25/27, пом.1
Наш индекс: 302028
© 2013-2015 ООО "Издательский дом "Орловская среда"