16 мая 2012



Учил самолёты летать

«Сердце над облаками» – новая книга   писателя Виктора Рассохина.  Это  вклад писателя в раскрытие ранее неизвестных страниц жизни нашего земляка Николая Поликарпова – величайшего  авиаконструктора XX века.   Очень своевременная книга. В этом году исполняется 120 лет со дня рождения «короля истребителей», так еще при жизни называли Николая Поликарпова,  и 100 лет со дня основания русской авиации. 

Факты и только факты

Признаем, авторы современных книг и телесериалов, когда обращаются к жизни известных людей, довольно вольно обращаются с фактами, в том числе и с автобиографическими,  слишком свободно трактуют многие исторические события. Вспомним, например,  сериалы о Фурцевой или  Жукове. Книга «Сердце над облаками» достоверна, основана только на документах и воспоминаниях людей, которые знали Николая Поликарпова. Почему именно Поликарпов привлек внимание писателя?

– К сожалению, имя Поликарпова   незаслуженно забыто. Жизнью Поликарпова я заинтересовался еще в армии, – рассказывает Виктор Рассохин. – Служил  на Дальнем Востоке, в воинской части была хорошая библиотека.  Как-то довелось почитать публикацию, где заслуги  Николая Николаевича, его вклад в нашу Победу в завуалированной форме принижался. Что, мол, нельзя было выиграть войну на  его фанерных «этажерках». Возникло желание опровергнуть эти домыслы. Так я начал собирать материал. Но предметно над книгой   работал 11 лет. Перелопатил  в прямом смысле тонны архивных документов, ездил по всей стране, встречался  с   людьми, которые знали Николая Николаевича,  наладил переписку с дочерью Поликарпова – Марианной. Она  представила много  личных документов отца.

Книга написана в соавторстве с сыном Сергеем,  который, по словам отца, взял на себя самую трудную часть работы. Рассказывать о Поликарпове и не  показать технические характеристики его самолетов, в том числе и в сравнении с  немецкими «мессершмидтами», а именно с этой фирмой всю жизнь конкурировало конструкторское бюро Поликарпова,    значит, не показать  и половину фактов. Сергей сначала собрал, а затем в литературной доступной для читателя форме адаптировал этот сложнейший технический материал. В то же время «Сердце над облаками» – это не технический словарь  и даже не  документальная   повесть. Сам автор жанр произведения определяет как  исследование жизни авиаконструктора, показ его во времени и в отношениях с людьми. Это скорее  историческая публицистика. Книга, безусловно, привлечет внимание широкого читателя и будет интересна всем, кто интересуется историей отечественной авиации и ракетостроения.

Почему кукурузник назвали кукурузником

Николай Поликарпов должен был стать священником (он родился в селе Калинино   Орловской области в семье священника), но  посвятил свою жизнь авиации. О том, что  сыну местного священника  суждено учить самолеты летать,  много лет назад рассказал писателю друг  детства Поликарпова  – Семен Кузьмич Калинин: «Что касаемо карьеры священнослужителя, то Николка даже и не помышлял. Нам мальчишкам это было доподлинно известно. О крыльях он мечтал».

Так оно и вышло. После окончания духовной  семинарии, Поликарпов поступил на технологический факультет, затем его судьба свела с  авторитетнейшим авиаконструктором Игорем Сикорским.  Он много взял у своего учителя, но когда тот  решил покинуть Россию, Поликарпов отказался. В книге этому  переломному моменту в жизни Поликарпова отведено несколько страниц. Для  него  это был трудный выбор и одновременно легкий. Тяжело было  расставаться с любимым учителем и соратником, и легко было выбрать между  эмиграцией на чужбину и служению Родине. Он выбрал Родину.

Начало войны наша армия встретила на самолетах Поликарпова. К 1941 году его истребитель И-16, созданный за восемь лет до начала войны, конечно, устарел. Тем не менее сражался очень неплохо, особенно после того, как Поликарпов вооружил его пушками вместо пулемётов. Уже ранним утром  22 июня 1941 г на И-16 был сбит немецкий самолёт над Брестом. Всего в тот день немцы потеряли около трёхсот машин, большинство из которых были уничтожены пилотами, воевавшими на истребителях Поликарпова.

Другой самолёт Николая Поликарпова  – У-2, в просторечии  «кукурузник», все мы знаем по фильмам «Небесный тихоход», «В бой идут одни старики», «В небе “Ночные ведьмы”». Машина, созданная в 1927 году как учебный самолёт, побила все рекорды долгожительства в авиации. Ее выпускали  до 1959 года. Надёжная, экономичная и легкая в управлении,  она была незаменима в годы войны. Ее использовали и как пассажирскую, и как санитарную, подвешивая кабинки для раненых. Самолёт  переоборудовали   в ночной бомбардировщик. Немцы называли его «кофемолка» или «швейная машинка», потому что несколько тысяч У-2 практически непрерывно и с большой точностью бомбили их позиции. За ночь самолёт делал пять-шесть вылетов, иногда больше.  Очень часто пилотами были девушки, воевавшие в составе женских авиаполков. Двадцати трём из них было присвоено звание Героя Советского Союза.

Интересный факт: почему «кукурузник» назвали «кукурузником? На этот счет есть своя легенда. Немецкий пилот, заметив медленно летевший  у самой земли «У-2», решил  его сбить. Но самолетик вильнул и еще ближе прижался к земле. Немец на огромной скорости,  конечно же, пролетел мимо. Это его еще больше разозлило, и он, снижаясь, пошел на второй круг. Но аса поджидал сюрприз – «У-2» куда-то исчез… Оказалось, что он благополучно приземлился в густом кукурузном поле и замаскировался среди высоких растений. Желая во что бы то ни стало обнаружить и уничтожить желанную цель, немец опустился еще ниже и стал описывать круги у самой земли. Эти-то круги и оказались для него роковыми. Летчик что-то не рассчитал и задел крылом землю. «Мессершмидт» лишился управления, последовали удар и взрыв. Наш же самолетик бодро разогнался, благо для этого ему требовалось каких-нибудь полтора десятка метров, взлетел и, как ни в чем не бывало, продолжил свой путь.

Какой матерый человечище

– Поликарпов был не только гениальный авиаконструктор, но и необыкновенно мужественный человек, – рассказывает Виктор Рассохин. – Его арестовали, затем отпустили, но смертельный приговор так и не отменили.    И сложилась такая ситуация: он был и депутатом  Верховного Совета, Героем  Социалистического Труда но его могли  в любое время схватить и без суда и следствия казнить.

Он никогда не предавал своих друзей. Когда посадили его заместителя Томашевича, Поликарпов помогал  его семье деньгами и продуктами. Тогда это требовало большого мужества. И даже умирая, писал письма в  наркомат, просил, чтобы его конструкторское бюро отдали Томашевичу.

А вот еще один факт из воспоминаний  конструктора Василия   Тарасова. . Май 1935 года. Чкалов с блеском продемонстрировал И-16 перед Сталиным.  «Вот, Николай Николаевич, вы знаете, что между нами общего?» «Не знаю», – отвечает Поликарпов. – «Всё очень просто: вот и ты учился в семинарии, и я учился в семинарии – вот что у нас общего. А знаешь, чем мы отличаемся?» – «Нет», – откликается Поликарпов. – «Ты семинарию закончил, а я – нет». Поликарпов невозмутимо отвечает: «Оно и видно, Иосиф Виссарионович». Сталин насупился, погрозил трубкой: мол, знай своё место.

Место Поликарпову определил не Сталин, а история. 30 апреля 1958 г. в Орле  в сквере рядом с кинотеатром  «Родина» установлен памятник авиаконструктору. «Миряне и недруги! Будете в Орле и в Ливнах, снимите шапку пред Богатырем Мысли, на чьих машинах завоевывалась свобода и независимость народов России, Азии и Европы! –   так заканчивают книгу о Поликарпове Виктор и Сергей Рассохины.

Справка «ОС». «Ишак». Он же «Муха», он же «Овод», он же «Крыса»

Поликарпов  конструктор 80 советских самолетов. До войны на них  успели полетать все наши лётчики без исключения. В авиаклубах и училищах его самолеты открывал им дорогу в небо. Его  самолеты спасали легендарную экспедицию челюскинцев, его самолеты высоко ценил   один из лучших летчиков страны Чкалов, его самолеты сражались в небе над Испанией и воевали на Ханкин-Голе.  И-16 —   один из лучших истребителей для своего времени. Наши летчики ласково называли И-16 «Ишаком», летчики республиканской Испании — Моска («Мухой»), японские летчики — Абу (Овод), а немцы — Рата (Крыса).

Светлана Субботина

 

Опубликовано 16 мая 2012 в 14:18. В рубриках: Персона. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта. Количество просмотров: 2 371
При цитировании материалов
прямая гиперссылка
на orelsreda.ru обязательна
Главный редактор: Татьяна Филёва
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС 57-0992 Р
Реклама на orelsreda.ru и печатной версии "Орловская среда"
Для пресс-служб и размещения рекламы: : orelsreda@list.ru
тел.: (4862) 76-20-60
адрес: г. Орёл, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 25/27, пом.1
Наш индекс: 302028
© 2013-2020 ООО "Агентство "Орловская среда"