«Ведьма», «Вороний глаз» и Традиция

Вряд ли кто-то из жителей нашего региона не слышал словосочетания «орловский спис». Этот специфический вид вышивки уже несколько лет пытаются сделать одним из орловских брендов. Тем не менее, хотя орловский спис понемногу возрождается, мастеров, которые работают в этой технике, можно пересчитать по пальцам одной руки. О тайнах этой самобытной и древней вышивки рассказывает мастер декоративно-прикладного искусства, педагог Дворца пионеров им. Гагарина Зоя Воропаева. Одна из ее работ в технике «орловский спис» хранится в музее «Царицыно» в Москве.

– Сегодня, на волне интереса ко всему славянскому, об орловском списе ходят самые разные истории и легенды. Чем же на самом деле уникален орловский спис?

– Прежде всего хочется отметить, что примерно половина информации, которая распространяется об орловском списе, – это гипотезы, догадки, предположения исследователей. Хотя многие из этих выводов имеют высокую степень достоверности. Искусство вышивки «орловский спис», как и многих видов традиционного крестьянского искусства, вероятно, уходит корнями в дохристианские времена. Самые же ранние из сохранившихся образцов датируются XVIII веком. Это, действительно, самобытная орловская вышивка, хотя некоторое сходство мы можем найти с пудожской, олонецкой, архангельской вышивкой. Со временем орловский спис был потеснен вышивкой крестиком – последняя оказалась более простой как в исполнении, так и для восприятия человеком нового времени. Спис – это причудливые изображения, не всегда понятные с первого взгляда, с неровным контуром. Между тем, я уверена, орловский спис как раз несет мощную информацию, предназначенную для того, чтобы ее читали. Примечательно, что орловский спис, в отличие от многих других видов вышивки, почти не претерпел изменений в связи с принятием христианства – ни крестов, ни алтарей, ни церковных маковок там не найти. Первоначально орловским списом вышивали рушники – одни из самых информационно насыщенных и важных предметов крестьянского обихода, хотя встречаются и скатерти, и детали одежды – полоски браного шитья. Осовременивать и превращать в бренд орловский спис начали уже в Советском Союзе. В 1932 году в некоторых селах Орловского района – Домнино, Золотарево, Карпово и других – заработала артель «10 лет промкооперации», где крестьянки выполняли заказы на востребованные, понятные в то время сюжеты, как мне кажется, на грани кича: стилизованный Кремль со звездами, баба за самоваром, ярмарочные цветы и так далее. Орловским списом вышивали шторы, скатерти и даже пододеяльники. Причем эти работы шли преимущественно на экспорт. Одна старушка рассказывала, как ей за отменную работу по вышивке орловским списом в Москве вручал медаль лично Сталин. Уже во второй половине XX века на орловской текстильной фабрике работал отдел, сотрудники которого занимались вышивками также на основе орловского списа, но в осовремененном, подправленном виде. Такой орловский спис не прошел того, что называется проверкой времени. А вот традиционный, старинный, крестьянский, сложный – возрождается.

– Я знаю, что в этом немалая доля и ваших личных заслуг – много лет вы преподаете декоративно-прикладное искусство во Дворце пионеров имени Гагарина и изучаете орловский спис. А что к этой вышивке привело именно вас?

– Сначала я хотела работать с глиной, но со временем поняла, что этот вид декоративно-прикладного творчества требует некоторой территориальной зависимости – необходимо где-то поставить печь для обжига, где-то хранить глину и так далее. Вышивка дает несравнимо большую свободу, вместе с тем, когда начала изучать орловский спис, оказалось, что эта ниша почти не занята. И еще ведь первая студия ДПИ с народным уклоном во Дворце пионеров открылась в 1974 году при активном участии моей мамы. Кроме того, в орловский спис очень сильно «втянуло» то, что в этой вышивке ты можешь изложить свои мысли, при этом зашифровав их, как будто ты дневник ведешь, но прятать его ни от кого не надо.

– О чем же рассказывал орловский спис на протяжении веков? Можно, например, расшифровать вот эту вышивку?

– Это копия, которую я делала на старинном холсте со старинного рушника. Как же я могу расшифровать этот узор? Ведь не я его придумывала… И потом, мне кажется, что послания орловского списа не расшифровываются четко и однозначно, может быть, это что-то на уровне догадок, ощущений. Примечательно, что в мире есть универсальные символы, которые появляются в разных культурах с приблизительно похожим значением. Таковы и основные мотивы традиционного орловского списа: «Птица-пава», «Древо», «Лягушка-роженица». Изображения человека здесь практически нет, если только завуалированные антропоморфные изображения. Собственно, все символы орловской вышивки взяты из природы, ничего неестественного орловский спис не принимает: солнце, вода, земля, женщина… Вообще, в вышивке преобладают женские символы и женские мотивы. Это говорит, наверное, о бережном отношении к женственности, женскому началу у наших предков. Например, и в женском допетровском костюме содержалась целая философия. Орловский спис состоит как будто из разных уровней, из разных компонентов: сюжет, мотив бранок, обережная кайма. В контуре сюжета, к примеру, птицы-павы в определенном порядке заключаются разные узоры-бранки с  причудливыми названиями. Например, «Ведьма» – наверное, потому что очень сложный узор, «Шашечки», «Волна», «Сосна», «Вороний глаз», «Дробнушка» – его еще называют «Засеянное поле», так когда-то называли беременную женщину. В вышивке много ромбов – это тоже традиционно женский символ во многих культурах. Сюжет с узорами заключался в так называемую обережную рамку. Вообще, традиционная русская вышивка исторически носила не только декоративный, но и обережный характер.

– Вы только копируете старинные мотивы или вносите что-то свое?

– Вышивка – живое искусство. И когда-то давно каждая мастерица вносила в традиционный стиль что-то свое. Я делаю как копии-реконструкции старинных работ – на старинном льняном холсте, со старинным кружевом, так и собственные авторские произведения. Главное здесь, я убеждена, чтобы в работе сохранялись дух, стиль, техника орловского списа – то, что называют Традицией. К примеру, я стала добавлять в некоторые свои работы кусочки ситца, подходящие по стилю и расцветке. Такой мотив возник не случайно. Как-то на старинном полотенце я увидела такую заплаточку – оно, видимо, вытерлось, но хозяйке было дорого, женщина зашила дырочку кусочком ситца. Мне показалось, это так народно, трогательно, наивно, словно кусочек жизни и истории женщины далекого прошлого неожиданно прорвался к нам сюда. Кроме того, я подписываю возле некоторых вышивок «Орловский спис», особенно тех, которые идут на продажу.

– Могут ли народные промыслы прокормить народного мастера?

– Не очень сытно… (смеется) На самом деле, заказы есть, но их не столько, чтобы обеспечить мастера полностью. И я, признаться, считаю, что в этом есть положительные моменты. Когда мастер думает только о том, как бы продать свое произведение, часто теряется смысл и дух традиции, самого промысла. Чтобы сделать настоящую работу, часто уходит много времени и много усилий. Кроме того, орловский спис, как я уже говорила, довольно сложен для восприятия современным человеком. И если ты делаешь только на продажу, только с этого кормишься, есть искушение подправить, осовременить, угодить покупателю. А ведь когда-то вышивки делались как раз долго, в приданое, к каким-то особым случаям, оберегали семью в течение долгих лет, а то и столетий.

Елена Маслова

 

Разделяй и перерабатывай
Тише едешь – дальше будешь
А мне летать охота!
Опубликовано 25 Сен 2013 в 13:08. В рубриках: Персона. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта. Количество просмотров: 2 400

Потомский, в отставку! Флешмоб в Орле 15.09.2017


Митинг против Вадима Потомского 08.09.2017


Игорь Рыбаков о фактическом запрете публичных мероприятий законопроектом Потомского


Депутаты Елесин С. и Коновалов И. выступили против взятия кредита в 500 млн рублей


Депутатов не пускают в здание облправительства


По Орлу провезли топиарного "Шрэка"


КАК МИМО ЛЁТНОЕ ВИДЕНЬЕ


ОШИБКА ПРЕЗИДЕНТА


Депутат Виталий Рыбаков проверил состояние дорог города Орла


ГАРАНТ НА КРОВИ


Игорь Рыбаков требует ответов на заседании облсовета 28.04.2017


ПЕЙЗАЖ ПОСЛЕ БИТВЫ


Капитан Вадим Потомский пытается ответить на неудобные вопросы


СЪЕШЬ ПИРОЖОК


КАК ЭТО ЧАСТО НЕ СОВПАДАЕТ.


НЕ ПО ПОНЯТИЯМ.


ПРИГОВОР ДОРОЖЕ ДЕНЕГ.


ОШИБКА РЕЗИДЕНТА.


Жил отважный капитан.


Вадима Потомского поздравляют с 23 февраля.


Потомский подполковник


Парня в горы тяни рискни


Поздравление для
Вадима Потомского
с Новым годом!


Свежий номер

Реклама

При цитировании материалов
прямая гиперссылка
на orelsreda.ru обязательна
Главный редактор: Татьяна Филёва
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 57-00254
Реклама на orelsreda.ru и печатной версии "Орловская среда"
Для пресс-служб и размещения рекламы: : orelsreda@list.ru
тел.: (4862) 76-20-60
адрес: г. Орёл, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 25/27, пом.1
Наш индекс: 302028
© 2013-2015 ООО "Издательский дом "Орловская среда"