Загадочный мир Алексея Жабского

Картина А. ЖабскогоВ марте в музее искусств открылась выставка Алексея Жабского: сюжетные композиции, портреты, пейзажи, натюрморты. Произведения датированы 1964-2007 гг., то есть художник творил почти до самой своей смерти. Продавал картины довольно редко.

Работы из серии «Дети войны» дышат искренностью и непосредственностью. Перед зрителем предстает военное и довоенное детство художника: ужасные условия жизни в землянке, в голоде, единственный красный карандаш, с которым он не расставался.

Достаточно вглядеться в выражения лиц изображённых детей, их фигурки – очень характерные для того времени типажи, начинаешь ощущать, что в реальности, за холстом, у этих ребят, может быть, сейчас ещё не законченное протекает их будущее, их дальнейшая жизнь. Поющие дети – и одно целое, они связаны со спецификой времени и, одновременно, индивидуальности. Здесь, на мой взгляд, скрытые, словно клад под корягой, но ощущаемые зрителем, скорее, на уровне подсознания, проявляются важные размышления, отраженные на многих холстах Алексея Жабского. Соотношение свободы и несвободы персонажа, связанного условностями, особенностями своего времени, среды и в то же время обладающего некоторой независимостью от них.

Работа А. ЖабскогоВ натюрмортах присутствие живой натуры не случайно. Куры, утки, индюки, казалось бы, уютно ощущают себя среди тщательно выписанных, но неживых вещей, вписываясь в общую композицию и колорит. И всё же на тонком уровне можно почувствовать, что пернатые и живы и не живы одновременно. У них есть склонность стать частью натюрморта – то есть, вещами. Нет, они, конечно, живы, но всё же… И закрадывается странная мысль: а что, если на месте птиц в царстве натюрморта оказался бы человек? И окружали бы его атрибуты-символы общественной системы, времени, места, в котором он живёт? Различные художники в разные времена не раз изображали человека в интерьере, предметы интерьера, фон обычно служил выявлению живости, качеств натуры, занимая подчиненное место. Что происходит у Жабского? И живая и неживая натура имеют почти одинаковое ценностное значение. И выплывает опять философская мысль о свободе и несвободе всего живущего, о его живости и, в некотором смысле, неживости, обусловленной различными факторами строения мира, окружающей обстановки.

Композиции картин, во всём их тематическом разнообразии, строго выверены. Художник «расставляет» предметы, фигуры на холстах, наслаждаясь их сочетанием.

Колористическая и тональная плотность акварелей и работ маслом разительно отличается от легкости, воздушности карандашных зарисовок московских мест: Останкино, Волхонки, Ботанического сада. В эскизе к многофигурной композиции «Агитпоезд» динамику создаёт не только шаржированное лицо выступающего, но и наклоны фигур, положения тел слушающих, флага, облаков.

В портретах образы подчёркиваются достаточной скульптурностью формы, статуарностью – в меру, что служит обобщению, цельности.

Картина из экспозицииКакая-то общая схожесть, не влияющая на яркость типажей, их состояния, есть в глазах людей различных возрастов. Фон работает, создаёт контраст. И всё же возникает вопрос: для чего художник создал, оставил и поддерживал в своих работах определённые условные упрощения, уплощения? Это дань времени, самодисциплина или просто привычка к определенной манере живописи? Для чего он использовал обманки? Просто ли потому, что так нравилось, ради эстетического эффекта? Натюрморты, выпрямляющие эллипсы в одну линию, показывающие в фас сундуки, столы, папки так, что о перспективе, стремлении к линии горизонта можно забыть… Можно было бы подвести под это философскую мысль о конкретике всего сущего, но в то же время вспомнить о голографической теории строения вселенной, о том, что наш видимый мир, напичканный условностями, правилами, суетой – суть отражение истинного, незримого, но ощущаемого нами мира. В этой связи вспоминается замечательный моноспектакль Нелли Уваровой «Правила поведения в современном обществе», проходивший в 2012 году на фестивале в театре «Свободное пространство». Зрители целый час смеялись на нелепыми правилами, условностями, зачем-то придуманными людьми. Кто правит балом на земле? Насколько мы, люди, исказили картину истинного, должного мира, который мало кому является в своей красоте? Как через суету, затмившую глаза, увидеть его?

«Не пахнут…» – высказалась одна художница о написанных мастером цветах. Коллеги по кисти, зрители стоят возле картин Алексея Жабского, с жаром обсуждая их, высказывая своё мнение. А я написала о своём видении, восприятии, ощущениях, которые можно дополнять и оспаривать, высказывать другие мысли, хвалить или критиковать этого весьма загадочного и, согласитесь, искреннего художника.

Ольга Сокова

 

«А тот третий праздник – Святое Крещение»
В Орловской области стартовал региональный этап конкурса «Чудо России-2012»
Искушение Пикассо
Опубликовано 01 Апр 2015 в 14:13. В рубриках: Культура. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт. Количество просмотров: 1 021

Обращение депутатов к жителям Орловской области после отставки Потомского


Невров: "Потомский, хватит доить область!"


Должки и корешки


Потомский, в отставку! Флешмоб в Орле 15.09.2017


Митинг против Вадима Потомского 08.09.2017


Игорь Рыбаков о фактическом запрете публичных мероприятий законопроектом Потомского


Депутаты Елесин С. и Коновалов И. выступили против взятия кредита в 500 млн рублей


Депутатов не пускают в здание облправительства


По Орлу провезли топиарного "Шрэка"


КАК МИМО ЛЁТНОЕ ВИДЕНЬЕ


ОШИБКА ПРЕЗИДЕНТА


Депутат Виталий Рыбаков проверил состояние дорог города Орла


ГАРАНТ НА КРОВИ


Игорь Рыбаков требует ответов на заседании облсовета 28.04.2017


ПЕЙЗАЖ ПОСЛЕ БИТВЫ


Капитан Вадим Потомский пытается ответить на неудобные вопросы


СЪЕШЬ ПИРОЖОК


КАК ЭТО ЧАСТО НЕ СОВПАДАЕТ.


НЕ ПО ПОНЯТИЯМ.


ПРИГОВОР ДОРОЖЕ ДЕНЕГ.


ОШИБКА РЕЗИДЕНТА.


Жил отважный капитан.


Вадима Потомского поздравляют с 23 февраля.


Потомский подполковник


Парня в горы тяни рискни


Поздравление для
Вадима Потомского
с Новым годом!


Свежий номер

Реклама

При цитировании материалов
прямая гиперссылка
на orelsreda.ru обязательна
Главный редактор: Татьяна Филёва
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 57-00254
Реклама на orelsreda.ru и печатной версии "Орловская среда"
Для пресс-служб и размещения рекламы: : orelsreda@list.ru
тел.: (4862) 76-20-60
адрес: г. Орёл, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 25/27, пом.1
Наш индекс: 302028
© 2013-2015 ООО "Издательский дом "Орловская среда"