Алекперов покидает пост главы Лукойла. Что будет с компанией?

Политика

Сегодня свой пост покинул бессменный президент нефтяной компании «Лукойл» Вагит Алекперов. Он занимал этот пост с 1993 года. Подобное означает, что «Лукойл» могут ожидать серьезные перемены.

Об уходе Алекперова впервые заговорили в 2018 году. Повод дал сам тогдашний президент компании, заявив, что готовит преемника. Но за прошедшие 4 года, несмотря на постоянно появляющуюся информацию о возможной смене руководства «Лукойла», никаких конкретных изменений не происходило.

Тем не менее, сейчас данный вопрос актуализировался. Имеется следующая информация:

Разумеется, нельзя утверждать, что так оно и будет. И вообще оперировать данной информацией, делая соответствующие выводы. Однако актуальным остается вопрос, сохранится ли Лукойл в его нынешнем виде?

Разумеется, сфера добычи углеводородов должна контролироваться государством. Никакая частная «свобода творчества» здесь не допустима. Впрочем, если говорить о Лукойле, то, несмотря на частную структуру собственности, компания следовала в русле государственной политики. Действительно, чистую прибыль государство не получало, но, если говорить о критически важных сферах экономики, то прибыль здесь не главное.

Главное — развитие отрасли, обеспечение внутреннего рынка доступным и дешевым топливом, организация бесперебойного экспорта. С этими задачами Лукойл справлялся, а налоговые отчисления компании в консолидированный бюджет в несколько раз превосходили прибыль.

В целом, Лукойл можно признать эффективной компанией. Не последнюю роль здесь сыграло наличие здоровой конкуренции с той же «Роснефтью».

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ

Из минусов отметим следующие. Несмотря на отчаянные попытки расширить деятельность за пределами России, «Лукойлу» это удавалось крайне сложно. Наиболее успешный проект — Западная Курна-2, где добыча а настоящий момент составляет около 400 тыс б/с. Но, во-первых, одного такого проекта мало. Во-вторых, полученные деньги все равно пролетают мимо России, направляясь на голландский офшор LUKOIL International Services B.V (во всяком случае, так было в прошлом году).

Второй недостаток «Лукойла» — весьма слабое развитие нефтехимии. Да, имеется ряд неплохих проектов (напр., в Нижнем Новгороде), но их даже суммарный масштаб не соответствует уровню компании «Лукойл». Тот же Запсибнефтехим открыл «Сибур», а не профильная нефтяная компания. Например, та же «Роснефть» который год бьется с Минфином за ВНХК. У Лукойла ничего подобного нет.

Третий момент — «Лукойл» активно не инвестировал в создание предприятий по производству оборудования для ТЭК. Впрочем, это отдельный вопрос, который касается абсолютно всей нефтегазовой сферы.

На наш взгляд, вопрос должен лежать не в плоскости создавать ли одну большую государственную нефтяную компанию (напр., Лукойл + Роснефть) или же оставить все, как есть.

В данной отрасли должны работать вертикально-интегрированные предприятия, который закрывают собой все сферы, начиная от добычи, заканчивая производством оборудования. Конечно, все это должно находиться под контролем государства. Тем не менее, создавать единую компанию вряд ли целесообразно.

У нас имеется условный «агрегатор» госкомпаний в энергетической сфере — Роснефтегаз. На наш взгляд, куда эффективнее собрать под его эгидой разрозненные активы. Тот же «Лукойл». Роснефтегаз должен стать госпланом в энергетической сфере, администрируя отрасль.

Роснефтегаз должен контролировать, как минимум, следующие секторы:

  • Добыча нефти
  • Переработка нефти
  • Транспортировка нефти и нефтепродуктов (как по трубе, так и кораблями)
  • Нефтехимия
  • Разработка и производство оборудования для ТЭК
  • Определение ценовой политики для внутренних потребителей
  • Осуществление внешнеэкономической деятельности (как экспорт, так и участие в зарубежных проектах)
  • Подготовка кадров для ТЭК

Результата можно будет достичь только в том случае, если для всех компаний топливно-энергетического комплекса будут определены единые цели. Разумеется, они не должны быть направлены на извлечение прибыли. То есть, цели должны быть нефинансовыми (за исключением внешнеэкономической деятельности, но и то, с оговорками). А вот уже внутри общего плана компании могут свободно конкурировать между собой, выбирая свой подход к достижению заданных показателей, внедряя различные методы работы.

Поэтому нынешний вопрос Лукойла — это не только и не столько вопрос собственности, сколько вопрос общей политики государства в энергетической сфере.

Источник
Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ
Оцените статью
Орловская среда
Добавить комментарий