Аттракцион щедрости.Как Виктор Сафьянов повышал производительность труда чиновников

Общество

Аттракцион щедрости.Как Виктор Сафьянов повышал производительность труда чиновников

Аттракцион щедрости.Как Виктор Сафьянов повышал производительность труда чиновников

Весной орловскую мэрию ожидают перемены: сити-менеджер Михаил Берников намерен изменить структуру городской администрации и, главное, повысить эффективность работы чиновников.

Наша служба и опасна, и трудна

Новую структуру администрации Михаил Берников пообещал представить депутатам горсовета уже на мартовской сессии. По его словам, сегодня в мэрии есть управления, где слишком много чиновников, тогда как в некоторых подразделениях их явно не хватает. Кроме того, по мнению Берникова, необходимо изменить систему оплаты труда, поскольку у муниципальных служащих нет стимула для того, чтобы работать эффективно.

Возможно, новый начальник не в курсе, но «Орловской среде» известно доподлинно: стимулы для хорошей работы у городских чиновников были – и весьма неплохие. Об этом позаботился бывший мэр Виктор Сафьянов.

В свое время Виктор Викторович, как водится, начал  мэрскую карьеру с обещания оптимизировать штаты мэрии и сократить расходы на управленческий аппарат. Как это осуществлялось на практике, известно в общих чертах: в «оптимизированной» структуре мэрии появились личный пресс-секретарь градоначальника, многочисленные советники и помощники, а также целое управление из трех десятков отставных силовиков, призванное следить за законностью и правопорядком.

Подробности «оптимизации» выяснила прокуратура Советского района Орла в ходе проверки соблюдения законодательства при издании распоряжений мэром Сафьяновым в 2011 году.

Немалое число этих распоряжений касалось установления надбавок к должностным окладам чиновников – «за сложность, напряженность и особые условия муниципальной службы».

Сложность, напряженность и особые условия чиновничьей деятельности мэр оценивал неодинаково, но, надо сказать, не скупился. Так, например, заместителю начальника отдела по развитию территории Советского района Орла Е. Малыхиной мэр распорядился установить надбавку в 50% от должностного оклада (126 тысяч рублей в год),  секретарю-референту технического отдела при отделе документационного обеспечения администрации города Орла управления аппарата главы администрации города Орла Н. Удаловой – 90% от оклада, секретарю администрации Заводского района Орла Т. Рубаковой – 100% (плюс 30 тысяч рублей). Главный специалист отдела экономического регулирования и муниципальной поддержки малого и среднего бизнеса управления экономического развития, промышленной политики и торговли мэрии И. Топчевская получила 100-процентную надбавку к окладу (25 тысяч рублей), а инженер отдела по организации переселения из аварийного жилья и капитального ремонта жилищного фонда управления городского хозяйства Л. Басова – 60-процентную (41,1 тысячи рублей плюсом).

Перечень можно продолжать и дальше – Виктор Сафьянов был нежадным начальником.

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ

Помимо надбавок за сложность и напряженность мэр устанавливал своим подчиненным ежемесячные надбавки к окладам в размере от 5 до 30%.

Так, в октябре 2011 года Виктор Сафьянов распорядился установить процентную надбавку к окладу своего помощника – Юрия Серегина (бывшего начальника УФСКН). Надбавку давали не просто так, а за допуск к секретным документам. Такую же надбавку по распоряжению мэра до сих пор получают чиновники К. Перелыгин, А. Дунаев, О. Тарарыченкова. К каким государственным секретам были допущены эти люди, мы не знаем. Но по закону «О государственной тайне» размеры социальных гарантий (в нашем случае – надбавок) гражданам, допущенным к государственной тайне, устанавливают органы местного самоуправления «во взаимодействии с органами защиты государственной тайны в пределах соответствующих территорий». Как выяснила прокуратура, никакого взаимодействия мэрии с этими органами не было. Так что возникают сомнения: а была ли тайна, и был ли к ней допуск у чиновников?

Числом или умением?

Конечно, чиновничья служба и опасна, и трудна, и оплачиваться должна достойно: потому и получают чиновники помимо окладов (у большинства, кстати, достаточно скромных) всевозможные надбавки и премии. Но в нашем случае надбавки, о которых идет речь, Виктор Сафьянов устанавливал, так сказать, без денежного обеспечения. То есть средства на их выплату в бюджете на 2011 год предусмотрены  не были.

Не были запланированы в городском бюджете и расходы на новые штатные единицы, которые бывший мэр также не стеснялся создавать. Так, по данным прокуратуры, только в 2011 году в штатном расписании мэрии появились единая диспетчерская служба, ставки помощника главы муниципального образования, председателя комитета по природопользованию, юрисконсульта, а в службу технического содержания зданий ввели 11 штатных единиц. И все эти «единицы», естественно, получали зарплаты.

Между тем бюджетная статья расходов на выплату заработной платы является защищенной, то есть не предусматривает денежное содержание вновь вводимых ставок.

Спрашивается, откуда брались деньги? Логично предположить, что из других статей бюджета. Кстати, о том же самом говорила на первом рабочем совещании у нового главы администрации Михаила Берникова председатель Контрольно-счетной палаты города Татьяна Успенская. По ее словам, незапланированные расходы покрывали за счет того, что снимали деньги с бюджетных учреждений. И больше всего пострадали учреждения образования, которым казна задолжала около 50 миллионов рублей. То есть, получается, вместо того, чтобы расходовать деньги налогоплательщиков на ремонты в детских садах и школах, на оплату коммунальных услуг, на питание детей, их тратили на содержание чиновников?

Бюджетные, то есть наши с вами деньги, шли и на оплату услуг всевозможных советников и консультантов бывшего мэра. Правда, сегодня бывший градоначальник уверяет, что, например, его советник Ефим Вельковский работал на нештатной основе и зарплату в мэрии не получал. Но вот другой советник – Валерий Савин – тоже чиновником мэрии не был, однако основания говорить, что  советы  Виктору Викторовичу  он давал вовсе не бесплатно, есть. По информации той же прокуратуры Советского района, мэр Орла Виктор Сафьянов заключил с Валерием Савиным договор  оказания консультационных услуг, по которому последний был обязан выполнять регулярное консультационное обслуживание заказчика (то есть градоначальника) за вознаграждение. Более того, прокуратура пришла к выводу, что заключение гражданско-правового договора оказания услуг с Савиным – ничто иное, как завуалированная форма заключения с ним трудового договора по высшей муниципальной должности – советника главы муниципального образования.

Но если с одним советником договор заключили, то почему не заключить с другим, третьим и прочими? И если один советовал за деньги, то почему другой, третий и прочие должны этим заниматься бесплатно? Из любви к мэру? Вы в это верите?

В какую именно сумму обошлось налогоплательщикам стимулирование чиновников, сегодня сказать трудно. Но то, что миллионы бюджетных рублей впрок не пошли и на эффективность работы мэрских клерков никак не повлияли – очевидно: генерал Виктор Сафьянов не смог претворить в жизнь суворовский принцип воевать не числом (чиновников и потраченных на них бюджетных денег), а умением. Удастся ли это Михаилу Берникову – покажет время.

Татьяна Онегина

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ
Оцените статью
Орловская среда
Добавить комментарий