Что происходит с ценами на бензин и ждать ли дефицит топлива в РФ?

Правительство РФ предприняло меры по стабилизации цен на бензин на внутреннем рынке, которые неуклонно растут. По данным средств массовой информации еще неделю назад рассматривалось два варианта: повышение экспортной пошлины и временный запрет на поставки за рубеж вообще. Хотя второй сценарий считался маловероятным, в результате он реализован.

Глава «Газпром нефти», одного из основных производителей бензина в России, предупредил о возможном дефиците топлива при введении заградительных пошлин. Дело в том, что пошлины предлагается повысить в сотни раз, с 21,4 доллара за тонну до 250 долларов за тонну. Предприниматель отметил, что без тщательной проработки мер ситуацию не исправить.

Как растут цены на бензин

Стоимость бензина стала повышаться весной 2023 года на фоне заявлений Правительства о планах снижения демпферных выплат вдвое. Урезали демпферные выплаты в начале сентября и цены на бензин резко пошли вверх, побив все возможные рекорды.

Стоимость бензина важна не только сама по себе, перевозка закладываются в себестоимость практически всех продуктов. Это значит, что с ростом цен на бензин подорожают многие товары, инфляция резко наберет обороты.

С каким проблемами столкнулся топливный рынок в сентябре 2023 года:

  • за август стоимость тонны бензина обновляла рекорды несколько раз, в сентябре рост цен продолжился. На 14 сентября стоимость летнего дизельного топлива превысила 73 000 рублей за тонну;
  • бензин стал стоить 53-57 рублей за литр вместо 46-50 рублей;
  • в августе наблюдались перебои с поставками, особенно в южных областях, но и в Новосибирске тоже. Правда Минтранс нашел причину в перегрузке транспортных сетей в туристический период.

Рекордные цены на бензин требуют реакции Правительства, при этом необходимо понять причины такой ситуации.

Почему повышаются цены на бензин

Повышение вызвано целым комплексом причин, где наиболее важными факторами являются падение курса рубля и резкое снижение дохода бюджета от нефтегазового экспорта, вызванное, в том числе, санкциями.

В январе доллар стоил 66-68 рублей, а сейчас уже в районе 100 рублей. При таком курсе экспортерам гораздо выгоднее продавать ресурсы за рубеж, чем отгружать на внутренний рынок. Появляется дисбаланс между поставками в Россию и за границу, из-за чего растут цены на бензин внутри страны.

 

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ

Так работают рыночные механизмы, которые власти могут корректировать своим вмешательством. Много лет одной из самых эффективных мер стабилизации являлся демпфер, государство возвращало нефтяным компаниям неполученное за рубежом. То есть, при поставках топлива на внутреннем рынке дешевле, чем за границей, бизнес получал компенсации. С сентября демпферные выплаты урезали вдвое из-за снижения нефтегазовых доходов. Цены на внутреннем рынке закономерно пошли вверх. Хотя некоторые эксперты считают такую политику определенной манипуляцией со стороны бизнеса, однако, антимонопольная служба пока о нарушениях не сообщала.

Обычно использовалось также повышение налога на добычу полезных ископаемых, но НДПИ итак повысят со следующего года в результате завершения налогового маневра. Нефтяники считают постоянное повышение налоговой нагрузки рискованным, оно чревато снижением рентабельности производства.

Какие меры стабилизации цен на бензин рассматривает Правительство

Как уже говорилось Правительство рассматривало две главные меры для стабилизации ситуации с ценами на бензин:

  • повышение экспортных пошлин, причем сразу значительно. С сентября экспортная пошлина на нефть выросла на 4,5 доллара и составила 21,4 доллара. По данным СМИ предлагается ее увеличить сразу до 250 долларов;
  • временный полный запрет на экспорт топлива.

Эксперты называли второй вариант маловероятным, так как он способен привести к закрытию некоторых нефтеперерабатывающих заводов.

Размер пошлины корректируется властями ежемесячно, он коррелирует с ценами на нефть. Повышение пошлины до 250 долларов предлагается сопроводить введением правила о возвращении платежа экспортерам, поставляющим определенный Правительством процент топлива на внутренний рынок. Однако бизнес обращал внимание, что пока критерии возврата пошлины, то есть, объемы поставок внутри страны, непонятны. Помимо этого, планируется составить список компаний, которым будет разрешен экспорт.

В настоящее время разрабатывается документ, призванный запретить серый экспорт топлива. В соответствии с проектом приказа Минэнерго вскоре поставки будут разрешены только заводам.

Почему по мнению бизнеса повышение пошлин может привести к дефициту

Глава «Газпром нефти» Александр Дюков проанализировал меру по введению заградительной пошлины и отметил следующее:

  • заградительная высокая пошлина может сначала привести к снижению цен, так как будет излишек топлива на внутреннем рынке;
  • на длительном отрезке времени эта мера приведет к снижению эффективности НПЗ и уменьшению объемов переработки;
  • в результате возможно возникновение дефицита моторного топлива.

Так он прокомментировал ситуацию представителям СМИ в кулуарах экономического форума в Тюмени. Также бизнесмен призвал принимать взвешенные меры регулирования после тщательного анализа, отметил, что внутренний рынок является приоритетным.

Он подчеркнул, что не критикует решения Правительства, с которым бизнес находится в диалоге, считает важным принимать общие действия по разбалансировке переработки.

Постановлением от 21 сентября 2023 года №1537 Правительство ввело временный запрет на экспорт. Каким образом он скажется на ценах и отрасли покажет время. Точно неизвестно, повлияло ли предупреждение А. Дюкова на решение Кабмина, но вряд ли это так, ведь нормативные документы к публикации готовятся заранее.

Источник
Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ
Оцените статью
Орловская среда
Добавить комментарий