Должен ли художник быть голодным?

Общество

Должен ли художник быть голодным?

В галерее "Арбат"Сегодня, когда много говорят о возрождении духовности и культуры в России, о разного рода «духовных скрепах», встает вопрос: могут ли люди, которых традиционно привыкли называть «работниками культуры», заниматься творчеством, возрождением духовности, эстетическим воспитанием общества без поддержки? Легко ли творить, когда урчит в животе и не на что купить ребенку школьную форму? На Западе к талантливым художникам на помощь приходят менеджеры и импресарио. Они помогают творцу встретиться со своим покупателем. В нашей стране предпринимательство в данной сфере пока находится в зачаточном состоянии – во всяком случае в провинции. О том, зачем нужны негосударственные галереи и должен ли художник быть голодным, «ОС» рассказывает директор галереи «Арбат» Светлана Медведева.

– В чем вы видите основную цель своей работы?

– Мы боремся за создание единой культурной среды. Пока эта работа идет небольшими шажками, но только так получается тот уровень культуры, который нам всем так нравится, когда мы ездим в Европу. Однако общаясь с европейскими людьми культуры и просто культурными людьми, анализируя ситуацию, мы понимаем: для того чтобы создать в нашей стране, нашем городе подобную среду, у нас есть всё необходимое. Просто мы привыкли не ценить, не использовать свои человеческие ресурсы, разбрасываться ими. Как сказал один наш болгарский друг, «вы просто ходите по золоту»!

– А если конкретнее, наше «золото» – это что?

– Это наше культурное достояние! У нас в Орловской области много талантливых художников, у нас великолепное, многоступенчатое, сложившееся десятилетиями художественное образование. Однако после получения дипломов художники выходят в большой мир и сталкиваются с ощущением, что они никому не нужны. У нас нет следующей ступени. Скажем так, промежуточного звена между молодыми художниками и крупными государственными музеями и выставочными залами, куда не всякий автор, особенно начинающий, сможет попасть. Во всем мире этим промежуточным звеном являются небольшие галереи или художественные салоны. Кроме того, в Питере, в Москве очень много арт-кафе, где собираются люди, поэты читают стихи, устраиваются выставки, обсуждения фильмов и так далее. А вот эта общая художественная, культурная среда создает те позитивные условия, в которых уютно жить – нет изрисованных стен, разбросанного мусора…

– Неужели художественная среда может спасти улицы от мусора? Звучит, как фантастика, если честно…

– А очень просто! Когда человек видит на улице красоту и чистоту, у него рука просто не поднимается бросить мусор. Но создавать все это должны все вместе – в том числе и власти. Это касается благоустройства городской среды – красивые вывески, красивые ограждения, перила, бордюры… Однако после общения с европейскими коллегами я уверена, что культура в широком смысле – это тот фундамент, на котором строится все остальное, вкладывать надо именно в культуру. К счастью или к сожалению, менеджерами, которые работают именно над продвижением работ художников, становятся во всем мире люди, которые сами, прежде всего, беззаветно увлечены искусством. Сами художники редко могут заниматься продвижением своих работ. Путь настоящего творчества часто сложен, эмоционально изматывает и требует полной отдачи.

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ

– Что нужно, чтобы художник и покупатель встретили друг друга?

– Прежде всего, организовать пространство для этой встречи. Творчество художника часто предполагает некую уединенность. А возможность для покупателя увидеть новые работы авторов – это прежде всего выставки. Кроме того, мы организовываем мастер-классы, а также провели новогоднюю ярмарку, где сами художники общались с любителями искусства, сами представляли свои работы, отвечали на вопросы, рассказывали о себе. Для многих это стало новым импульсом к творчеству. И проблема нехватки площадок для реализации есть у большей части талантливых людей нашего города. Например, достойного зала для филармонии у нас до сих пор нет. А ведь над созданием культурной среды должны трудиться люди разных творческих профессий. Вместе с тем сам зритель, покупатель должен иметь возможность получить профессиональную консультацию, что имеет значение и ценность на рынке искусства. К сожалению, нередко бывает, когда человек финансово состоятельный тратит деньги на произведение искусства, которых оно не стоит, и наоборот.

– Может ли искусство жить без меценатства, без поддержки государства?

– Принято считать, что меценат – это очень богатый человек, на самом деле любой, кто приобретет авторскую картину, становится меценатом. Он дает возможность художнику создать что-то еще. Были случаи, когда наши художники оказывались в трудной жизненной ситуации: кому-то надо было хоронить близкого человека, кому-то делать операцию на глазах… Мы искали покупателей для их работ более настойчиво, что-то выкупали сами, чтобы поддержать людей. Очень серьезно мы сотрудничаем с Болховским детским домом-интернатом для детей с ограниченными возможностями. Для этих ребят важнее всего оказались мастер-классы именитых художников, обучение технике. Мы организовывали выставки работ этих ребят. Вы представляете, что значит смотреть, как ребенок без пальцев, почти с неработающими руками носом месит глину… Для этих ребят, на которых фактически, что уж там, поставили крест как на полноценных членах общества, художественное творчество – это один из немногих шансов в жизни. Один из них, прикованный к инвалидной коляске, спрашивал меня, словно не веря: «Я тоже смогу работать?..». Вместе с тем во все века и эпохи истинное искусство не может существовать без поддержки государства. Меня часто спрашивают, большую ли прибыль приносит галерея. Галерея по определению почти не приносит прибыли. Содержать ее – это дорогое удовольствие. Мы рады тому, что горсовет предоставил нам некоторую льготу по оплате аренды. А за все остальное (коммунальные платежи, ремонт, оформление) мы платим по полной. Признаться честно, у меня есть еще одна основная работа, которая кормит и от которой перепадают средства и на содержание галереи – дизайн интерьеров. Заниматься продвижением искусства может лишь человек, у которого много свободных средств, либо страстный любитель прекрасного. Я отношусь ко второй категории.

– Почему же тогда решились открыть галерею «Арбат» в Орле?

– Это галерея Орловской региональной общественной организации «Академия культуры», председателем которой я являюсь. К моменту открытия «Арбата» у нас с супругом уже был подобный опыт, и немаленький, – галерея в Уфе, галерея в Питере. И когда мы переехали в Орел, не могли не удивиться такому небольшому количеству выставочных залов при таком большом количестве талантов. В Орле ведь ежегодно из разных учебных заведений выпускается около трех десятков художников. И где новые имена? Где новые звезды? Пять-шесть имен я могу назвать за последние несколько лет. Очень многие таланты уезжают! Мы просто и легко разбрасываемся такими талантами, теряем свой золотой запас! Есть ли устойчивый спрос на картины орловских художников в нашем регионе? Мы надеемся, что он будет увеличиваться, и делаем для этого все.

Полина Ханова

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ
Оцените статью
Орловская среда
Добавить комментарий