Едем к светлому будущему
Старт нового конкурса пассажирских перевозчиков в Орле запланирован на конец апреля. На этот раз городские власти обещали учесть все ошибки прошлого и даже решили поинтересоваться мнением самих транспортников.
Кайф для водителей
Напомним, договоры на перевозку пассажиров с владельцами общественного транспорта истекли еще в марте 2010 года. С тех пор все они фактически работают нелегально, их деятельность не регулируется, правовой базы для полноценного контроля за их работой нет.
Водители маршруток фактически были освобождены от обязательного медосмотра и техосмотра перед выездом. В погоне за деньгами многие из них согласны работать без отдыха. В Орле еще не забыта история двухлетней давности, когда пассажиры маршрутки сами скрутили наркомана-водителя, который находился за рулем под кайфом.
То есть практически любой, у кого была «Газель» и водительские права, мог выбрать себе понравившийся маршрут и начать перевозить по нему пассажиров.
Таким образом маршруток разного калибра в Орле за два года расплодилось огромное количество. Обрадовавшиеся было возможности долго не стоять в ожидании транспорта пассажиры вскоре получили дополнительные проблемы: новые пробки. Остановки на узких улицах старинного центра Орла почти не имеют достаточно глубоких карманов, многие из них расположены недалеко от светофоров и перекрестков. Когда в часы пик к остановкам постоянно подъезжают маршрутки, одновременно на ней могут стоять и пять штук, улицы оказываются просто запруженными.
Работая без всякого расписания, водители маршруток имеют одну цель – обогнать друг друга. Они носятся по городу, создавая аварийные ситуации. Сотрудникам орловской ГИБДД пришлось даже ввести новый вид происшествия – «падение пассажира», когда пассажиры падают и получают травмы внутри маршрутки или автобуса из-за резкого старта, торможения или после крутого виража. Таких происшествий в прошлом году, например, зарегистрировано 44, а два человека после падения в маршрутке не встали, они умерли.
– В Орле удельный вес ДТП с участием пассажирского транспорта от общего количества происшествий в прошлом году составил 25%, – говорит главный государственный инспектор безопасности дорожного движения ГИБДД УМВД России по городу Орлу Андрей Фарафонов. – В этих ДТП погибли восемь человек, что в два раза больше, чем в позапрошлом году, резко возросло и количество раненых. При этом общее количество ДТП с участием общественного транспорта выросло в прошлом году, по сравнению с 2010, на четверть! Сотрудники ГИБДД зарегистрировали почти 5,5 тысячи правонарушений со стороны водителей общественного транспорта. Было выдано 43 предписания в отношении должностных лиц – владельцев маршуток, которые выпускали на маршруты автобусы с неисправностями. В первые три месяца этого года ситуация не только не улучшается, но и имеет тенденцию к ухудшению.
При этом, по словам заместителя руководителя Управления государственного автодорожного надзора по Орловской области Александра Леонова, чаще всего жители Орла жалуются на грязь и пыль в салонах, хамство и курение водителей.
ФАС уполномочен заявить
Чтобы хоть как-то упорядочить систему пассажирских перевозок, муниципальные власти должны провести конкурс. Тогда деятельность частных предпринимателей можно было бы контролировать, а за нарушение условий договора лишать их права работать на городском транспортном рынке.
Напомним, предыдущий конкурс на право осуществлять пассажирские перевозки, который пыталась провести администрация мэра Сафьянова, отменила антимонопольная служба. Она усмотрела в условиях коррупционную составляющую и лоббизм интересов отдельных компаний. Попробовав раз, бывший мэр во второй, видимо, не решился. То, что конкурс среди перевозчиков так и не провели, стало одним из оснований для отстранения Сафьянова с должности.
Сегодня, как сообщили в мэрии Орла, подготовка к конкурсу почти закончена. Его старт ориентировочно запланирован на конец апреля.
По информации заместителя начальника управления городского хозяйства Виталия Гришакова, в условиях конкурса прописаны жесткие требования как к состоянию самого транспортного средства, так и к обеспечению безопасности.
Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ
Шансов выиграть конкурс больше у тех перевозчиков, чьи автобусы в наилучшем техническом состоянии и наиболее комфортабельны. Обязательные условия – наличие охраняемой автостоянки, лицензированного кабинета для ежедневного медосмотра водителей, обеспечение качественного ремонта и техосмотра. Предусмотрена также для комфорта пассажиров ежедневная мойка автобусов.
– Положение о проведении конкурса практически готово, оно проходит согласование в соответствующих структурах, в том числе в УФАС и прокуратуре, – рассказывает Гришаков.
По всей вероятности, на городских маршрутах останутся «Газели».
– На некоторых маршрутах по соображениям экономической эффективности и безопасности движения нельзя ставить автобусы большой вместимости. А для маршрутов с низким пассажиропотоком это вообще незаменимый автомобиль, – подчеркнул чиновник.
Обследование пассажиропотока и количества автобусов в городе почти завершено. Выяснилось, что ежедневно в город выходит неодинаковое количество маршруток – от 450 до 570. Согласно новому реламенту, маршрутных автобусов должно остаться 470. Все дублирующие маршруты сократятся. В итоге мы получим 56 маршрутов. Что примечательно, 12 из будут социальными – на них можно будет ездить по социальным проездным.
– Мы разрабатывали такую схему, чтобы льготник мог попасть из любой точки города в любую другую не больше чем с одной пересадкой, – объясняет Александр Гришаков.
Кроме того, с 1.01.2013 года все городские автобусы должны быть оснащены системой ГЛОНАСС. Предполагается, что это позволит усилить за ними контроль.
Солидный базар
Перед стартом конкурса городские чиновники пригласили частных перевозчиков в мэрию для диалога. Как это часто бывает, если власть захотела нас послушать, это еще не значит, что мы сможем ей что-то сказать. Видимо, нет еще у народа навыка и привычки для такого общения.
Диалог превратился в базар, даром, что собрались в основном внушительного вида мужчины. Некоторые даже не сняли кожаных курток, несмотря на духоту и накаленность обстановки. Грозный вид, решительный взгляд, характерная одежда лично мне напомнили известных персонажей из недалеких 90-х годов.
Среди превозчиков были и до боли знакомые лица. Например, Андрей Сасин – один из крупнейших сегодня перевозчиков, владелец 120 автобусов. А ведь еще совсем недавно он занимал должность директора муниципального ПАТП-1. Присутствовал и бывший начальник транспортного отдела мэрии Дмитрий Паничкин. Совсем недавно они, занимая муниципальные должности, боролись с маршрутчиками, отнимающими кусок хлеба у муниципалов. А сегодня сами занимаются этим бизнесом. Когда успели его создать? Вопрос…
Некоторые предложения и вопросы, озвученные председателем Орловской общественной организации перевозчиков «Альтернатива» Александром Бортниковым, среди шума и гама все же удалось услышать. Например, требование того, чтобы мойка находилась на территории стоянки автобусов. Сейчас этому требованию может удовлетворить лишь одно транспортное предприятие в городе. Или при равном количестве баллов преимущество тому кандидату, кто раньше подал заявку, а не тому, кто дольше работает на этом маршруте. Открытым остался вопрос о трехзначных маршрутах, которые дублируют городские.
Большинство же конструктивных вопросов потонуло в буре эмоций. Чиновники и перевозчики говорили как бы на разных языках. Лейтмотив встречи со стороны перевозчиков: «Надо брать и наводить порядок». Со стороны чиновников: «Хорошо, но что конкретно вы предлагаете, по пунктам?». В ответ – возмущенный гул: «Ну, чего же непонятного – конкретный человек сказал же!». И обиделись. А кое-кто и вовсе предложил от конкурса отказаться и оставить все, как есть…
Так или иначе диалогу придется учиться, если мы хотим жить нормально. В любом случае, как отметил Виталий Гришаков, конкурс – не панацея. С него все только начинается.
После конкурса нелегалам обещают внушительные штрафы – от 30 до 50 тыс. Но как и насколько эффективно будут их контролировать и не вернется ли транспортный бардак на круги своя – увидим.
Елена Маслова
Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ