Граждане против коррупции

Общество

Граждане против коррупции

Граждане против коррупции

№39 (532) от 21.11.2018 г.

Координаторы общественного движения «Граждане Орла» Вадим Невров и Илья Ермаков передали в правоохранительные органы обращение с просьбой срочно вмешаться в ситуацию, связанную со скандальной закупкой услуг по модернизации информационной медицинской системы. Сумма закупки составляет 66 миллионов рублей, заказчиками выступают более 40 медицинских учреждений области. При этом, как утверждают авторы обращения, на деле модернизировать нечего – система «ТМ: МИС SaaS» в медучреждениях Орловской области не действует, а условия конкурса «подогнаны» под конкретную фирму – белгородское ООО «СофТраст». Добавим, недавно назначенный руководитель областного департамента здравоохранения Иван Залогин тоже прибыл к нам из Белгорода (как и советник губернатора Клычкова Сергей Лежнев). Эти и другие не менее любопытные факты, изложенные в обращении «Граждан Орла», как нам кажется, достойны не только внимания правоохранительных органов, но и широкой общественной огласки. «Орловская среда» публикует текст обращения с незначительными сокращениями.

 

 

Обращение в органы правопорядка по проблемам здравоохранения Орловской области

Орловское городское общественное движение

поддержки гражданских инициатив

и развития гражданского общества

 «Граждане Орла»

№ 23/18, 14.11.2018 года

В Управление Федеральной службы безопасности

Российской Федерации по Орловской области

В Прокуратуру Орловской области

В Следственное управление Следственного комитета

Российской Федерации по Орловской области

 

Обращение

1.

В рамках устава и целей нашего общественного движения, с учётом обращения граждан и большого внимания со стороны СМИ к обозначенным ниже проблемам, а также соглашения о сотрудничестве с Межрегиональной общественной организацией содействия реализации программ в области противодействия и борьбы с коррупцией «Национальный комитет общественного контроля» просим вас срочно вмешаться в сложившуюся ситуацию по закупке услуг по модернизации медицинской информационной системы «ТМ: МИС SaaS» медицинскими учреждениями Орловской области.

1 и 6.10.2018 года в ЕИС в сфере закупок (zakupki.gov.ru) размещены два совместных электронных аукциона № 0154200002718001969 (42 заказчика) и 0154200002718001998 (3 заказчика). Данные закупочные процедуры изобилуют значительным количеством нарушений федерального законодательства, что позволяет предполагать реализацию посредством проведения данных закупок противоправного действия.

Вопреки выданному УФАС по Орловской области предписанию, 45 бюджетных учреждений здравоохранения Орловской области продолжают производить закупку услуг по модернизации медицинской информационной системы «ТМ: МИС SaaS» при том, что в настоящее время данная система не находится в эксплуатации в учреждениях Орловской области, а значит и не может модернизироваться.

Мы считаем, что данная закупка в реализуемом варианте нарушает федеральное законодательство и имеет коррупционные признаки, а также втягивает главных врачей учреждений здравоохранения Орловской области, по сути, в деятельность, связанную с нарушением федеральных законов.

(…)

4.

Суть проблемы

  1. Производится закупка услуг по модернизации медицинской информационной системы «ТМ: МИС SaaS». Модернизировать можно тот продукт, который уже используется. Если продукт не используется, то его нужно сперва приобрести, причём приобрести конкурентно и по закону.
  2. В настоящий момент в учреждениях здравоохранения Орловской области программный продукт «ТМ: МИС SaaS» не используется, поэтому обеспечивать с ним совместимость или его модернизировать не требуется. В действительности на сегодняшний день медицинскую информационную среду в Орловской области можно строить с использованием любого программного продукта. Указание торгового наименования«ТМ: МИС SaaS» нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 5.04.2013 № 44-ФЗ; ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
  3. Бюджетные учреждения здравоохранения Орловской области обладают правом только на использование и копирование программного продукта «ТМ: МИС SaaS» в некоммерческих целях. Любое изменение или модернизация программного продукта может быть произведена только правообладателем ООО «СофТраст» или лицом, которому оно передало по лицензионному договору соответствующие права. С одной стороны, любые действия победителей аукциона без разрешения ООО «СофТраст» будут нарушать его авторские права (ст. 1266 ГК РФ), с другой стороны, исполнимость контракта находится в прямой зависимости от ООО «СофТраст».
  4. В условиях закупки не указано наличие лицензии ФСТЭК по защите конфиденциальной информации (персональных данных) ни у исполнителя контракта, ни у привлекаемых им лиц. Сами бюджетные учреждения не обладают техническими и программными средствами защиты информации, аттестованными ФСТЭК и / или ФСБ, в том числе в Орловской области отсутствует функционирующая защищённая сеть передачи данных. Всё это создаёт угрозу безопасности данных, хранимых и обращаемых в единой государственной информационной системе здравоохранения на уровне субъекта Российской Федерации и федерального центра. Нарушаются нормы Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ, постановления Правительства РФ от 1.11.2012 №1119.
  5. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта в проводимых закупках выполнено формально. Как следует из представленных в УФАС по Орловской области материалов, при рассмотрении жалоб бюджетным учреждениям здравоохранения уже передано (в основном безвозмездно) необходимое количество лицензионных прав по количеству рабочих мест. Согласно новой редакции закупок исполнитель должен зачем-то вновь передать дополнительные лицензии, модернизировать их и провести обучающие / демонстрационные семинары. При этом ему совокупно за повторную продажу ранее предоставленных безвозмездно лицензионных прав, их модернизацию (хотя все понимают, что программа сразу передается актуальной на дату передачи) и демонстрацию функций платят 66 млн рублей. Документацией предусмотрено, что заказчики сами настраивают программы, сами вводят их в эксплуатацию, сами подключаются к единой федеральной системе – всё делают сами, но за 66 млн рублей. Закупки, проводимые на таких условиях, имеют признаки коррупционных схем в особо крупном размере.

5.

Схема организации проблемных закупок

Закупки организованы как согласованные действия сорока пяти бюджетных учреждений здравоохранения Орловской области.

Практически все из этих сорока пяти бюджетных учреждений здравоохранения, участвующих в закупках, приобрели в июне – сентябре 2018 года по 2 лицензии на соответствующее количество рабочих мест программного продукта «ТМ: МИС SaaS». Без передачи баз данных или подключения к удалённому серверу данное программное обеспечение не функционирует. В некоторых учреждениях полностью отсутствуют рабочие станции для запуска программного обеспечения, некоторые располагают незначительным их количеством от необходимого.

Когда началась проверка обстоятельств, изложенных в жалобах в УФАС по Орловской области, бюджетные учреждения здравоохранения Орловской области заключили дополнительные соглашения к договорам на покупку 2-х лицензий. По условиям дополнительных соглашений к двум купленным на каждое учреждение лицензиям безвозмездно передавалось ещё больше 2 тысяч лицензий суммарно.

Пример: БУЗ Орловской области «Ливенская ЦРБ» по договору от 13.07.2018 № ОМ157/2018 приобрело за 12 тыс. рублей 2 лицензии «ТМ: МИС SaaS» и согласно дополнительному соглашению к этому договору от 13.08.2018 получило безвозмездно ещё 181 лицензию «ТМ: МИС SaaS».

По имеющимся сведениям, эти дополнительные соглашения появились в тот момент, когда комиссия УФАС по Орловской области на заседании 24.10.2018 запросила у организаторов совместных закупок предоставить до 14:00 25.10.2018 договоры, заключенные всеми 45-ю бюджетными учреждениями здравоохранения Орловской области на приобретение прав на программный продукт «ТМ: МИС SaaS». По каким-то соображениям организаторы совместных закупок решили не предоставлять действительно заключенные договоры на покупку по 2 лицензии на учреждение. Вместо этого в спешном порядке утром 25.10.2018 были подписаны упомянутые дополнительные безвозмездные соглашения, часть из которых датирована июлем, часть – августом, а часть – сентябрём 2018 года. Затем к 14:00 того же числа данные соглашения были представлены в УФАС по Орловской области в качестве доказательств по делу.

25.10.2018 бюджетные учреждения здравоохранения Орловской области продекларировали для предоставления в качестве доказательств в УФАС по Орловской области обеспечение защиты персональных данных по требованиям соответствующей категории. Хотя никакой защитой не располагают, не имея ни аппаратно-программных комплексов, аттестованных ФСТЭК, ни защищенных актуальными средствами каналов связи, ни криптографической защиты и электронно-цифровых подписей лиц, работающих с персональными данными. То есть учреждения не готовы к встраиванию их в государственную информационную систему.

Реальную ситуацию описывает представленный в УФАС Орловской области ответ от БУЗ Орловской области «Кромская ЦРБ». Учреждение сообщает, что приём ведут 28 врачей, но компьютерами они не оснащены. При этом учреждение приобрело 2 лицензии на «ТМ: МИС SaaS» и ещё 50 лицензий получило в подарок. В целом такая же ситуация почти во всех сельских больницах. А требуемых по условиям закупки аппаратных мощностей в части серверов не имеют даже многие крупные учреждения здравоохранения.

После выдачи УФАС по Орловской области предписания о внесении изменений в закупку она была возобновлена, только без каких-либо ключевых изменений.

Приказом Департамента здравоохранения Орловской области от 1.11.2018 №797 создана рабочая группа по вопросам информатизации системы здравоохранения Орловской области. Первой задачей, поставленной перед рабочей группой, стало обследование подведомственных Департаменту здравоохранения Орловской области центральных районных больниц.

В ходе обследования директор БУЗ Орловской области «МИАЦ» Селищев Р.А. попросил предоставить беспрепятственный доступ членам рабочей группы к рабочим местам, которые используются для внесения талонов амбулаторного приема и формирования реестров счетов; к программно-аппаратным комплексам сети VipNet и рабочим места с установленным программным обеспечением VipNet клиент; к организованному месту участников видеоконференций с руководителем Департамента здравоохранения. 24 районные больницы предполагается посетить с 12.11.2018 по 21.11.2018.

Есть основания предполагать следующую подлинную причину обследования:

  1. Все центральные районные больницы в настоящее время эксплуатируют ограниченный функционал медицинской информационной системы «Интрамед», разработанной компанией «Инсофт». Данный факт демонстрирует отсутствие в учреждениях Орловской области эксплуатируемого продукта «ТМ: МИС SaaS», который по условиям закупок должен модернизироваться.
  2. В качестве выхода из этой ситуации могут быть собраны в срочном порядке обращаемые данные с рабочих мест МИС «Интрамед», в том числе пересылаемые в страховые компании обязательного медицинского страхования реестры счетов, и пропущены через «ТМ: МИС SaaS». Тем самым будет продемонстрировано, что в районных больницах в 2018 году используется именно программный продукт «ТМ:МИС SaaS».

6.

В условиях рассмотрения в УФАС по Орловской области жалобы на закупку, выдачи предписания о внесении кардинальных изменений, выявленных сомнительных фактах, говорить о добросовестном заблуждении руководителей сорока пяти учреждений здравоохранения Орловской области не приходится. Их организованные совместные действия направлены именно на закупку услуги в виде модернизации, т.е. обновления, доработки уже функционирующего продукта. При этом руководители учреждений утверждают, что у них уже функционирует программный продукт «ТМ: МИС SaaS», который и требует обновления и доработки. Стоимость этой услуги совокупно составляет именно 66 млн рублей и включает в себя передачу дополнительных лицензий в неизвестном количестве, модернизацию действующих на рабочих местах программных продуктов, проведение демонстрационных семинаров.

В действительности создаются стойкие преференционные условия для получения 66 млн рублей ООО «СофТраст» и аффилированными с ними лицами за оказание услуг, не имеющих конкретного результата и многократно несоразмерных с заявленной стоимостью.

7.

Алгоритм выявления описанной схемы

Организованная схема закупок опирается на три псевдофакта.

Первый псевдофакт: в учреждениях Орловской области якобы успешно функционирует программный продукт «ТМ: МИС SaaS», который необходимо модернизировать.

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ

А на самом деле в учреждениях Орловской области «ТМ: МИС SaaS» не функционирует. Для проверки этого факта достаточно посетить некоторое количество случайным образом выбранных учреждений областного центра и районов и проверить, какая медицинская информационная система ими эксплуатируется; попросить продемонстрировать установленную и эксплуатируемую информационную систему «ТМ: МИС SaaS».

Второй псевдофакт: учреждения якобы готовы к работе в ЕГИСЗ (единой государственной информационной системе здравоохранения), т.е. имеют следующие аппаратные мощности, предусмотренные условиями закупки:

Граждане против коррупции

Все имеющиеся аппаратные мощности якобы прошли проверку на соответствие требованиям, предъявляемым к обеспечению безопасности конфиденциальной информации, т.е. аттестованы ФСТЭК.

В реальности же в абсолютном большинстве учреждений нет соответствующих по мощности серверов, в некоторых нет даже рабочих станций и терминалов. Проверить это можно, посетив любые учреждения Орловской области и попросив продемонстрировать соответствующие серверы и рабочие места врачей, медицинских регистраторов, показать сертификаты аттестации ФСТЭК. Особенно обескураживающим результат будет при посещении районных больниц.

Третий псевдофакт: учреждения якобы хотят приобретения и использования «ТМ:МИС SaaS» и никакой другой альтернативы не желают.

Предпочтения учреждений, а равно и организатора совместных сомнительных закупок сорока пятью учреждениями несложно выяснить, опросив руководителей учреждений по следующим пунктам:

1) Кто дал вам техническое задание для закупки?

2) Кто вас организовал на проведение закупки?

3) Какой ваш вклад в условия закупки?

4) Где вы подписывали соглашения о дарении лицензионных прав?

5) и т.д.

8.

Главное

Полагаем, что принципиально важным является установление подлинного источника координации действий 45 главных врачей, принимающих непосредственное участие в организации противоправного деяния. Так как выше мы показали, что данные действия сделать несогласованно просто невозможно.

Согласно Положению о Департаменте здравоохранения Орловской области (утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 22.12.2014 №399): «11. Департамент осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных ему государственных унитарных предприятий Орловской области и государственных учреждений Орловской области (далее также – государственные организации Орловской области) в подведомственной сфере деятельности». В том числе «заключает, изменяет и расторгает, в том числе досрочно, трудовой договор с руководителями подведомственных государственных организаций Орловской области по со-гласованию с органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, уполномоченным в сфере государственного имущества».

Все 45 медицинских учреждений, принимающих участие в описываемых закупках,относятся к категории учреждений, подведомственных Департаменту здравоохранения Орловской области. Все 45 главных врачей этих учреждений приняты и могут быть уволены с должности Департаментом здравоохранения Орловской области. Данное полномочие представляет собой мощный управленческий рычаг.

В настоящее время Департамент здравоохранения Орловской области возглавляет Залогин Иван Александрович. Его поведению свойственно презрительное отношение к уровню орловской медицины в целом, а также к компетентности управленческих кадров в системе орловского здравоохранения.

Именно И.А. Залогин в интервью «Орловским новостям»: «Главное – выстроить прозрачную систему»: Иван Залогин дал интервью «ОН» и рассказал о закупке на 63 млн рублей, «Титанике» и проблемах орловского здравоохранения», отстаивал честность и прозрачность проводимой закупки услуг по модернизации медицинской информационной системы. Главную проблему которой усматривал в противодействии каких-то орловских «жуликов», хотя не мог не понимать обстоятельств, изложенных в настоящем обращении.

Обращаем внимание, что И.А. Залогин приехал работать в Орёл из Белгорода, где занимал управленческие должности в системе здравоохранения. И закупаемая система «ТМ: МИС SaaS» тоже является разработкой белгородского производителя.

Предполагается, что именно И.А. Залогин является наиболее вероятным источником той управленческой воли, которая координирует и направляет различными методами неправомерную деятельность главных врачей орловских больниц по проведению описываемых закупок.

С учётом того, что на модернизацию орловского здравоохранения в 2019 году выделяется государством крупная сумма денег, а также того, что жители Орла и Орловской области зависят от качества медицинского обслуживания,  особенно по направлению онкологического лечения, мы считаем, что уже сложившаяся практика при И.А. Залогине несёт угрозу нашим гражданам и государству.

Наше общественное движение просит правоохранительные органы:

Защитить права и интересы граждан, в том числе и на качественное медицинское обслуживание, которое возможно только при прозрачности работы системы и при уважительном отношении к врачам и медицинским работникам – и особенно со стороны чиновников.

Принять необходимые меры по пресечению готовящегося противоправного деяния, реализация которого происходит посредством проведения двух закупок услуг по модернизации медицинской информационной системы здравоохранения «ТМ: МИС SaaS».

Найти центр выработки и принятия данных управленческих решений и координации противозаконных схем.

Привлечь к ответственности всех причастных к организации данных действий лиц.

Проинформировать об этом общество в рамках законов Российской Федерации.

В.А. Невров, председатель Совета координаторов Орловского городского общественного движения поддержки гражданских инициатив и развития гражданского общества «Граждане Орла»

 

И.Е. Ермаков, секретарь собрания Совета координаторов по данной проблеме, координатор Орловского городского общественного движения поддержки гражданских инициатив и развития гражданского общества «Граждане Орла»

Граждане против коррупции

Комментирует председатель Совета координаторов Орловского городского общественного движения поддержки гражданских инициатив и развития гражданского общества «Граждане Орла» Вадим Невров:

 

– 14.11.2018 года мы с Ильёй Ермаковым передали данный документ органам правопорядка Орловской области. Ранее состоялся Совет координаторов общественного движения «Граждане Орла», на котором единогласно было принято решение данный документ в обозначенном виде передать в органы правопорядка и опубликовать в средствах массовой информации.

Хочу сказать: после того, что и как навязывают чиновники-экспаты орловскому здравоохранению, меня удивляет, с каким спокойствием к этому относятся многие мои знакомые горожане, депутаты, предприниматели, руководители разных общественных объединений.

Почему на личных встречах за чашкой чая люди возмущаются происходящим, а потом в публичном пространстве как ни в чём не бывало делают вид, что ничего не происходит. А на самом деле происходит разрушение нашей орловской медицины. Я проводил опрос в сети о том, есть ли кандидаты на должность руководителя департамента здравоохранения в Орле. «Конечно, есть» – вот ответ. И есть список достойных людей. Но при этом почему-то губернатор назначает чиновника с сомнительными заслугами из Белгорода!

Что, разве здесь не видны связи с другим белгородским назначенцем? И это

нормально разве? Разве это не кумовство?

Общественное движение «Граждане Орла» продолжает правовую борьбу с

чиновниками областной администрации за то, чтобы бюджетные деньги не были «освоены» на ненужные закупки. К тому же нам уже понятно, что от чиновника И. А. Залогина орловское здравоохранение не получит никакой пользы, а, скорее всего, только вред. И я обращаюсь сейчас к губернатору А.Е. Клычкову и депутатам Орловского областного совета: наше общественное движение требует отстранить данного чиновника от занимаемой должности и срочно провести расследование –  что, как и почему происходит в департаменте здравоохранения Орловской области!

По данным хештегам можно следить за ситуацией в социальных сетях и, в

частности, в наших сообществах в Фейсбуке и ВКонтакте:

#СпасёмОрловскоеЗдравоохранение!

#НетКоррупции!

#НетСомнительнымСхемам!

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ
Оцените статью
Орловская среда
Добавить комментарий