Искусство как жизнь

Общество

Искусство как жизнь

Искусство как жизнь

Изумительной красоты светильник с поэтичным названием «Зимний сон», способный украсить любой интерьер;  свадебный наряд для невесты; панно, на котором разлилось озеро с золотыми рыбками… Как вы думаете, что объединяет эти совершенно разные по предназначению вещи?  В это трудно поверить, но все они… сотканы.

Автор работ – педагог Орловской детской школы искусств и ремесел Вера Демичева. Преподает она рисунок, живопись, композицию и ткачество, которым увлеклась 15 лет назад.

Ремесло изучала в городе Сольвычегодск Архангельской области. В местной школе искусств ее встретили Искусство как жизньдоброжелательные и отзывчивые люди, с готовностью делившиеся секретами мастерства. Вера прожила там неделю и  освоила основные навыки: как наматывать основу, заправлять станок, выбирать узор. Учителя сложных задач не ставили, но даже изготовление небольшой салфетки потребовало определенных усилий: до этого  Вера «мелкой» работой занималась мало, ее всегда привлекали широта, большие мазки, а для того чтобы ткать, в первую очередь  нужно терпение.

Своим ученикам, пожелавшим изучать ткацкое дело, преподавательница предложила сразу соткать костюм, посчитав, что это хотя и труднее, но зато интереснее.  Остановились на костюме орловской крестьянки. Вообще, ткачество  –  изначально крестьянское ремесло, дворянки отдавали предпочтение более тонкой и изысканной работе: вышивке или плетению кружев.

Педагогу пришлось учиться вместе со своими учениками. Вместе искали литературу по теме – тогда, 15 лет назад, это было не так-то просто. Информацию собирали по крупицам, отыскивая ее  в любых источниках. Как-то раз, листая словарь устаревших терминов Костромской области, Вера наткнулась на раздел «ткачество» и почерпнула много полезной для себя информации, начиная с терминов и заканчивая типичными ошибками, допускавшимися в процессе работы.

Развитие ткацкого дела постепенно набирало обороты: если поначалу в школе был только один станок, то со временем их стало уже шесть. Интересное, хоть и сложное  ремесло захватило учеников. Даже их родители, приходя на мастер-класс, с удовольствием включались в процесс. Для самой Веры это давно уже не только работа, но и любимое дело. У нее и дома есть станок, на котором соткано много удивительных вещей: палантины, пояса, салфетки, накидки, полотенца, обрядовые костюмы, ковровые дорожки, панно… Она часто участвует в различных выставках. В 2009 году заняла 2-е место на ярославском форуме «Русский костюм на рубеже эпох».  В 2010-м стала лауреатом конкурса «Русь мастеровая», который проходил в столице. В 2011-м – победителем конкурса  «Мастера соловьиного края», который прошел в Курске. А в 2011 году получила премию Правительства РФ «Душа России»  за развитие, сохранение и передачу основ мастерства.

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ

Вообще, по ее мнению, научиться ткать может любой человек. Главное – желание. Если раньше приобрести станок было практически невозможно, только разве что сделать на заказ, сейчас с этим нет никаких проблем.  Хочешь – покупай шведский или, скажем, новозеландский. Ценовая категория – от 8 до 25 тысяч. Дорого? Возможно. Но, по мнению мастерицы, пользы от такого вложения куда больше, чем от приобретения «навороченного»  айфона или смартфона.

– Любой, будь то ребенок или взрослый, сможет творить, развиваться. А это очень ваИскусство как жизньжно, ведь что для человека в жизни главнее всего? Любовь, забота о ком-то и творчество,  – говорит Вера. – Я как-то наткнулась на жизнеописание простой крестьянки. Она, описывая свой быт, рассказывала: «Я  стараюсь быстрее работу по дому сделать, и к станку». Сейчас процесс творчества в нашей жизни сведен к минимуму: мы не шьем, не вяжем, не вышиваем, все можем получить готовое. И не задумываемся, что из нашей жизни ушло что-то очень важное…

Многие из своих вещей Вера раздарила, и теперь их с удовольствием носят ее друзья и близкие.

Любая вещь мастерицы, и не только тканая, может рассказать о многом. Например, о  мировоззрении автора в тот или иной жизненный период. В некоторых работах явственно прослеживаются философские или даже космические мотивы.  А вот в ткачестве Вера часто использует мотивы славянские, народные. Эти узоры сложны в исполнении, но любое изделие, где они использовались, так и дышит гармонией.  У каждого свое значение: ромбы и маленькие женские фигурки на  обрядовых полотенцах или свадебных костюмах являются символами  плодородия, призванными оберегать женщину. У мужчин – добытчиков охотничьи пояса украшают оленьи рога.

На вопрос, что вдохновляет мастерицу, она, не задумываясь, отвечает: природа. Вера родом с Урала, в Орел переехала 20 лет назад и поначалу очень тосковала без родных, друзей, любимых гор. До сих пор, приезжая летом на свою малую родину, старается слиться с природой, уйти туда, где нет людей, захватив с собой этюдник.

Много лет назад Вера нарисовала картину, на которой был изображен человек, несущий дерево, выдернутое с корнями. Когда-то это дерево символизировало ее саму. Теперь здесь ее вторая родина и все то, что она считает самым главным: близкие люди, ученики и, конечно же, любимое дело.

Ирина Соколова

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ
Оцените статью
Орловская среда
Добавить комментарий