Иван-на-лжи

Общество

Иван-на-лжи

dsc04019

В Орле с помпой открыли статую Грозного

№44 (438) от 19.10.2016 г.

На прошлой неделе в Орле произошло событие, «прославившее» наш город, не побоимся этого слова, на весь мир. На площади перед Богоявленским собором торжественно открыли конную статую Ивана Грозного. Первую и пока единственную в России.

Событие широко освещалось в прессе и вызвало бурную общественную дискуссию, которая, в основном, свелась к оценке личности и деяний Ивана Грозного и спору о том, достоин или не достоин данный правитель памятника. Между тем федеральные, не говоря уж о зарубежных, СМИ совершенно проигнорировали, так сказать, сам процесс, связанный с установкой статуи и основанный на игнорировании общественного мнения, подтасовках, нетерпимости и едва ли не откровенной лжи.

Чего не знает статистика

С инициативой установки памятника первому русскому царю выступил, как известно, губернатор Вадим Потомский. Впрочем, «инициатива» скорее напоминала директиву: «Памятник должен стоять и будет стоять», — неоднократно заявлял Потомский в многочисленных интервью. Несколько сдать позиции губернатора заставили общественные протесты. После массовых протестных акций Потомскому пришлось признать, что необходимо провести опрос общественного мнения. На этом игры в демократию закончились: орловчане долго ждали, когда этот опрос будет объявлен и когда, собственно, их начнут опрашивать. Однако ничего подобного не произошло — общественности в один прекрасный день просто объявили результаты: за установку памятника высказались более 60 процентов опрошенных. Позднее выяснилось, что опрос проводился специалистами РАНХиГС и участвовали в нем порядка 400 человек — скорее всего, студентов и сотрудников той же РАНХиГС. Тем не менее с подачи губернаторских пиарщиков эти данные попали в федеральную прессу и через некоторое время горожане с удивлением узнали, что большинство жителей Орла выступает за памятник. Спросить самих горожан, разумеется, никто не удосужился.

Сплошные темные пятна обнаруживаются и в вопросе стоимости и финансирования работ по изготовлению статуи. Сначала нам сообщили, что это подарок городу от фонда славянской письменности и культуры и что стоит этот подарок 25 миллионов рублей. Потом губернатор Потомский — как водится, публично, в одном из интервью, заявил, что деньги на «подарок» собирали горожане. Правда, сколько собрали и кто именно, почему-то не сказал. Затем оказалось, что 25 миллионов памятник не стоит: властям города Александрова его не смогли продать даже за три миллиона. Наконец, совсем недавно Потомский в интервью  Life и вовсе отказался называть сумму, в которую обошелся памятник. Судя по тому, какой тайной покрыта финансовая сторона проекта, именно здесь и следует искать причину того упорства, с которым Потомский навязывал Орлу пресловутую статую. Хотя, конечно, по официальной версии, орловский губернатор был озабочен исключительно восстановлением исторической справедливости и реабилитацией великого «оболганного» царя.

Альтернативная история

В стремлении вернуть Ивану Васильевичу доброе имя, отнятое «врагами», порой доходило до смешного. История о том, как Иван Грозный ехал с сыном из Москвы в Петербург и как по дороге сын умер, а вовсе не был убит своим кровожадным отцом, рассказанная Потомским, уже навязла в зубах. Однако те, кто потешается над нашим губернатором, как-то не обратили внимания, что Потомский сказал почти правду: сын Ивана Грозного действительно умер в дороге, во время путешествия царя на богомолье в Кириллов монастырь (ныне — Вологодская область). Правда, сын был не тот, которого имел в виду Потомский. в смысле не Иван, а девятимесячный младенец Дмитрий… Знал ли об этом губернатор, ратующий за восстановление исторической правды в одном отдельно взятом русском городе? А это неважно. Важно, что подобные подтасовки, искажения реальных исторических событий взяли на вооружение сторонники установки пресловутой статуи. Для примера приведем несколько цитат из выступлений на церемонии открытия памятника в Орле.

«Иван Грозный основал Орел, Иван Грозный явился основателем России» . Про Орел говорить не будем: основан при Грозном не значит основан Грозным. Слово «Россия», собственно, ввел Петр Первый, до этого была Русь, и Иван Грозный был царем «всея Руси» и уж точно не являлся ее основателем, о чем знают даже школьники.

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ

«Человек, который сохранил для нас с вами православную веру и не позволил никому посягать на нашу территорию». Про посягательства на территорию и говорить нечего: о том, как в 1571 году хан Девлет-Гирей дошел до Москвы и сжег ее, учат в школе, как и об итогах Ливонской войны, в результате которой Русское государство оказалось отрезанным от моря, а города Нарва, Ям, Копорье, Ивангород отошли к Швеции. Отбивали их уже после смерти Грозного, и прорубать окно в Европу через Балтику, как опять же всем известно, пришлось Петру Великому.

Что касается сохранения православной веры, то здесь заслуги Грозного исчерпываются осуждением на соборе 1553 года еретика Матвея Башкина и его сообщников. При этом хорошо известно о расправах царя с православными священниками и монахами, что вряд ли делалось в интересах сохранения веры.

Впрочем, о православии стоит сказать отдельно.

Налетай, торопись, покупай живопись

«Царь был милостивый, справедливый, великодушный, и поэтому он великий угодник Божий». Автор этого откровения — художник Олег Молчанов, переквалифицировавшийся (надо полагать, на время) в скульптора и сваявший статую одиозного царя. Назвать тирана, душегуба, многоженца угодником Божиим — для этого надо обладать ну очень образным мышлением. А что господин Молчанов им обладает, мы теперь не сомневаемся. И дело даже не в том, что созданный им скульптурный образ царя на Ивана Васильевича вовсе не похож — художник, как известно, имеет право на собственное видение. Дело в том, что в сознании господина Молчанова существует свой собственный, отличный от реального, образ Грозного. Насколько этот образ соответствует исторической правде, господина Молчанова не заботит — у него своя правда. «Правда» эта, например, заключается в том, что, как заявил художник Молчанов в интервью газете «Завтра», Иван Васильевич Грозный был стопроцентным старообрядцем (надо ли напоминать, что при Грозном понятия старообрядчества не существовало, а «старообрядцами» в современном понимании были все православные русские люди — церковный раскол произошел через сотню лет после его правления). Но это, собственно, мелочь: к таким безапелляционным дилетантским публичным заявлениям в Орле за время эпопеи с установкой памятника уже привыкли и относятся к ним с долей юмора. А вот тот факт, что Ивана Грозного объявили… великомучеником, смешным уже не назовешь.

В день открытия памятника прямо у ограды Богоявленского собора развернулась бойкая торговля сувенирной продукцией. Продавали книги, футболки, сувенирные тарелочки… На футболочках и тарелочках с изображением конной статуи Грозного работы все того же скульптора Молчанова красовались удивительные надписи: «Первый памятник первому русскому святому великомученику благоверному царю Ивану Васильевичу Грозному». Стоит ли говорить, что для православного человека слова «первый святой великомученик» и «благоверный» применительно к Грозному, канонизировать которого Православная Церковь отказалась, звучат как минимум кощунственно? Тем не менее торговля кощунственными сувенирами шла бойко: продававший их молодой человек предупреждал покупателей, что другого шанса приобрести уникальные вещицы у них не будет. И надо сказать, покупали, в том числе дети и молодежь… Попутно продавец разъяснял «несведущим» (в том числе и корреспонденту «Орловской среды»), что, оказывается, Иван Грозный был канонизирован еще в 17 веке…

Более того, на «сувенирах» имелся и логотип-символ 450-летия Орла. А между тем, согласно правилам использования логотипов-символов празднования 450-летия основания города Орла, опубликованным на официальном сайте орловской мэрии, использование логотипа не допускается «в сочетании с изображением и текстом, … оскорбляющими национальные и религиозные чувства граждан». Стоит ли говорить, что лживая надпись, называющая царя-душегуба великомучеником, оскорбляет религиозные чувства православных верующих?

Заметим также, что на тарелочках и футболках с кощунственной надписью красовалось клеймо «творческая мастерская Олега Молчанова», да и торговец не скрывал факта, что данные «сувениры» привез в Орел автор памятника. Таким образом, предприимчивый художник, совместил приятное с полезным: и прославился и, надо полагать, неплохо подзаработал.

Кто в Орле хозяин

Губернатор Потомский тоже получил свою порцию славы — благодаря Ивану Грозному теперь о нем знает вся страна. А что получили Орел и его жители? Во-первых, дополнительные расходы для весьма скудного городского бюджета: именно за счет бюджетных денег благоустраивалась территория на месте установки статуи. Во-вторых, раскол в обществе. И дело не только в том, что часть горожан выступила сторонниками памятника, а часть — его противниками. Дело в том, что на противников власть навесила клеймо врагов, огульно, через подконтрольную областной власти прессу, объявив всех, кто не поддержал идею губернатора, независимо от их политических и религиозных взглядов, «либеральными потрясателями основ», которые не переносят русского духа. В-третьих, жителей Орла окончательно лишили иллюзий относительно методов правления губернатора: Потомский недвусмысленно продемонстрировал орловчанам, кто в их доме хозяин. Захотел губернатор поставить памятник у ТЮЗа — горсовет дружно проголосовал. Передумал, решил разместить статую у Богоявленского собора — горсовет опять согласовал. Закон, по которому памятник нельзя было размещать ни там, ни там (из-за охранной зоны) просто отодвинули в сторону. Словом, все произошло по принципу, который исповедовал столь почитаемый Вадимом Владимировичем Иван Васильевич: «Жаловать мы своих холопов вольны, а и казнить вольны же». Но если Иван Грозный как настоящий самодержец заявлял об этом откровенно, без обиняков, то губернатор Потомский, которому выпало жить и править в одном из регионов демократической России, все же вынужден был маскироваться: отсюда державная риторика, дилетантские экскурсы в историю и прочие ухищрения, о которых было сказано выше. Какую истинную цель преследовал Потомский, продавливая установку памятнику в Орле? По информации «Орловской среды», в этом сейчас разбираются журналисты одного из уважаемых федеральных изданий. С результатами их расследования мы обязательно познакомим своих читателей.

Татьяна Филева

dsc04018

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ
Оцените статью
Орловская среда
Добавить комментарий