Лиза нас накормит?

Общество

Лиза нас накормит?

 Лиза нас накормит?

В Орле подвели итоги туристического сезона. Оказалось, туристов, желающих посетить наш город, крайне мало. Между тем все специалисты, так  или иначе связанные с туриндустрией, в один голос говорят о том, что мы «сидим на золоте». Но, чтобы добыть это золото, нужны конкретные волевые решения со стороны власти. Причем принимать их надо быстро. Пока «старый Орел» окончательно не развалился…

 

И смех и грех

— В прошлом году на развитие туризма в Орле было выделено 150 тысяч рублей, — сообщила, кажется, слегка стесняясь, заместитель руководителя городского управления по физкультуре, спорту и туризму Ольга Тихомирова. Цифра, действительно, стыдная и смешная.

По информации Орелстата, в 2010 году наш город посетили  почти 64 тысячи туристов. 60% из них интересует именно культурно-познавательный туризм.

— Едут к нам в основном школьники и студенты из Москвы и ближайших к Орлу городов, — рассказывает учредитель орловской туристической компании «Открытый мир» Светлана Агошкова. – В наши уникальные фонды приезжают работать ученые со всей страны. Популярностью пользуются и паломнические туры. Но, как вы понимаете, все эти туристы большой прибыли в казну города не приносят.

В Орле работает около сотни разных туристических предприятий, но большинство из них заинтересовано  в том, чтобы куда подальше отправлять орловцев. На привлечение туристов в нашу область работает всего несколько. Бизнесу это неинтересно. Потому что невыгодно.

— В следующем году мы ожидаем увеличения притока туристов в Орел на два-три процента, —  отмечает и  Ольга Тихомирова.

А если сравнить эти цифры с прошлым  сезоном?   Например, в прошлом году туристов было больше примерно на пять-семь процентов.  Выходит,  туристическая ситуация станет еще хуже. И это  признают даже сотрудники городской администрации.

 

А как у них?

Недавно мне довелось побывать в Твери. Это тоже губернский город, где тоже не очень хорошие дороги, где тоже почти не осталось древних памятников, где главный архитектурный шедевр – царский путевой дворец XVIII века, хоть и является музеем, но выглядит весьма неприглядно.

Так вот, для сравнения, Тверь в прошлом году приняла около миллиона туристов. В этом ей, конечно, помогает судоходная Волга – на причале в Твери останавливаются круизные лайнеры, и озеро Селигер, куда устремляются экотуристы со всей страны. Но как там работает власть!

За последние несколько лет в Твери и области были построены или капитально реконструированы больше полусотни гостиниц, турбаз и других мест для размещения туристов разного ранга и кошелька.

Тверская область знаменита тем, что стала площадкой для огромных фестивалей, куда приезжают гости со всей России. Это, прежде всего, молодежно-музыкальные «Нашествие» и «Верь в Тверь», фольклорные «Былинный берег» и «Купеческий караван». Со всего мира приезжают сюда туристы, чтобы посмотреть на международный фестиваль воздухоплавания. Соревнования по зимним экстремальным видам спорта «Московское море» — одни из самых зрелищных в России. Это далеко не всё, и все эти мероприятия активно рекламируются не только в области, но и за ее пределами.

В итоге почти семь процентов валового регионального продукта Тверской области – доходы от туризма.

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ

Кострома – город «Золотого кольца», хотя и не самый главный, и  доходы от туризма  здесь другие, но они есть.  За последние три года количество туристов, посетивших Кострому, возросло более чем в два раза. Заметьте: в  кризис! В 2008-м – 650 тысяч, в 2009-м – около миллиона, в 2010-м – больше полутора миллионов туристов. Местные власти ставят целью к 2012 довести эту цифру до двух миллионов.

Хотя традиции развития туризма здесь еще с советских времен, серьезно этой проблемой в Костроме озаботились относительно недавно – с началом кризиса… Но уже больше чем наполовину реализована программа развития туристической инфраструктуры на полтора миллиарда рублей. Деньги выделены из бюджетов разного уровня в активном сотрудничестве с частным бизнесом. Уже введены в эксплуатацию четыре гостиницы разных категорий. Строятся еще четыре, кроме того, базы отдыха с развитой инфраструктурой, реализуется проект туристско-этнографического комплекса в Красносельском районе.

Здесь также проходят масштабные фестивали типа ювелирного «Золотого кольца», туристического «Роуд-шоу» или экстремального «Сусанин-трофи». Кстати, всемирно-известные бренды здесь эксплуатируются по полной. Мы все знаем, что Кострома – это лен, Островский, Снегурочка и Сусанин.

— Мы участвуем в международных выставках, в Париже, например, в этом году участвовали во второй раз в московской. Впервые приняли участие в туристической выставке в Шанхае, — рассказывает директор департамента внешнеэкономических и межрегиональных связей Костромской области Мария Шапкина.

В итоге каждый десятый рубль в костромской казне – прибыль от туризма. Хотя это все равно дотационный регион, развалин в центре города там нет. Почти все памятники архитектуры побелены, покрашены и готовы «фотографироваться» с туристами.

 

Надо уметь показывать

— У нас многие говорят: «Какие туристические объекты? Какая Лиза Калитина? У нас дороги вон какие плохие, детсадов не хватает!», — размышляет доктор исторических наук, знаменитый краевед Елена Ашихмина. – Эта Лиза еще нас накормит и даст нам дороги! Мы же просто на «золоте» сидим – пока есть ЕГЭ и вообще школьное образование, люди будут читать Тургенева и Бунина. Кроме того, Орел может похвастаться не только великими писателями, великих людей, которые внесли огромный вклад в историю России у нас больше, наверное, чем где бы то ни было.

Вопрос развития туризма в Орле поднимался на одном из заседаний коллегии городской администрации. Тогда мэр Сафьянов  у каждого выступающего спрашивал:

— А какие у нас главные достопримечательности? Есть ли у нас, что показать?

Честное слово, возникло ощущение, что сам он не очень-то в курсе этого вопроса. Уж если мэр не знает, не гордится – что говорить о простых орловских гражданах? Оно, конечно, закономерно – из окна машины мало, что в городе увидишь. В советниках мэра ходит блестящий историк-краевед Виктор Ливцов. Он мог бы провести великолепную экскурсию для главы города, если бы его попросили…

— Показать можно все, что угодно, надо уметь показывать, — говорит Ливцов. – У нас много всего любопытного, нужно только уметь «вкусно» и интересно подать информацию.

С ним согласна и представитель турбизнеса Светлана Агошкова:

— У Орла огромная туристическая перспектива. Конечно, мы не можем соперничать с древнерусским зодчеством «Золотого кольца», но, может быть, этого и не нужно. Мы могли бы найти свою нишу. Стоит ярче эксплуатировать образ литературной столицы. Прежде всего, очень важно позиционировать город на российской и международной сцене, участвовать в выставках, мероприятиях. В России и за рубежом знают Тургенева, но с Орлом его почти не ассоциируют. Есть перспектива и у паломнического туризма. Еще в Орле очень сильны театральные позиции – фестиваль камерных и моноспектаклей «Люди», например, при должном позиционировании мог бы стать нашей визитной карточкой, да и не только он. У нас большие возможности и для экотуризма. Во-вторых, наверное, в главных, это инфраструктура. В Орле катастрофически не хватает недорогих, но комфортных гостиниц и хостелов. Так уж вышло, что наша целевая аудитория – люди культурные и начитанные – совсем небогата. Качество дорог и общее состояние улиц тоже оставляет желать лучшего. Если центральная улица еще более-менее выметена, то, подъезжая к экскурсионному объекту, мы частенько видим кучу мусора… Объект, конечно, теряет свою привлекательность. Проблема в городе и с доступным и вкусным общепитом. Все это требует вложений.  Но если туристическая система в Орле разовьется, мы получим одну из самых прибыльных отраслей экономики на сегодняшний день.

Конечно, эти инвестиции «отобьются» не так быстро, как от строительства развлекательного центра, но и отдачу принесут большую. Для того чтобы туристическая отрасль начала работать, власть города и региона должна быть действительно заинтересована в перспективном развитии вверенной ей территории. Нужно, чтобы бизнесу было интересно и выгодно вкладывать в город «длинные» деньги. Пока же среди бизнесменов ходят легенды о размере «маржи», которую надо заплатить, чтобы выйти на орловский рынок.

 

Елена Маслова

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ
Оцените статью
Орловская среда
Добавить комментарий