Маршрут «Еду как хочу»

Общество

Маршрут «Еду как хочу»

Маршрут «Еду как хочу»

В очередной раз городские власти заговорили о повышении тарифов на проезд в пассажирском транспорте. Вопрос, как говорят в мэрии, еще будет прорабатываться, но тем не менее очевидно: в скором будущем орловцам придется раскошелиться. Если проезд в муниципальных автобусах, троллейбусах и трамваях подорожает на рубль-два, то цена на поездку в маршрутке вырастет почти в полтора раза.

Отрезанные от города

 Сегодня коммерческие автобусы составляют весьма существенный сегмент на рынке пассажирских перевозок в Орле. Проезд в них стоит всего на рубль дороже, чем в муниципальном транспорте, ходят они куда чаще, чем, например, троллейбусы, а коммерческая маршрутная сеть простирается  едва ли не до самых удаленных уголков города. Правда, и нареканий к работе маршруток у горожан куда больше, чем к традиционному электротранспорту. Сколько лет ездят «пазики» и «газели» по городским дорогам, столько орловцы жалуются на водителей: и правила они нарушают, и в кабинах курят, и пассажирам хамят, и салоны набивают под завязку и прочее и прочее.

До недавнего времени городские власти уверяли граждан, что повлиять на маршрутчиков никак не могут: практически весь орловский коммерческий транспорт работал нелегально – конкурс перевозчиков в городе не проводился несколько лет. Лишь со сменой главы городской администрации дело сдвинулось с мертвой точки. Примерно месяц назад конкурс завершился, победителей определили, маршруты распределили. Но транспортное благополучие в Орле так и не наступило. При этом хуже всего приходится жителям Северного района. Впрочем, это уже традиция.

Северный район (он же микрорайон сталепрокатного завода) еще с советских времен считался в Орле этакими выселками – главным образом из-за удаленности от центра города. Жители микрорайона, выезжающие в центр, до сих пор говорят: поехали в город.

Раньше из микрорайона «в город» ходил лишь один троллейбус и пара битком набитых автобусов. С приходом рынка ситуация изменилась. Первый троллейбус возит пассажиров до сих пор, а вот взамен громоздких «икарусов» 13-го и 14-го маршрутов появились более компактные «пазики», коих расплодилось невероятное количество. Впрочем, комфорта пассажирам это не добавило: по утрам и вечерам маршрутки идут такими же набитыми, как троллейбусы тридцать лет назад. К тому же теперь жители Северного по дороге на работу и с работы вынуждены простаивать в изнурительных пробках. Но тут ничего не поделаешь – таковы особенности одной из главных городских трасс: узкое Московское шоссе просто не справляется с резко возросшим в последние годы потоком транспорта. Но особенно ущербными по сравнению с другими горожанами обитатели Северного чувствуют себя с наступлением часа «икс». Час этот наступает примерно в восемь вечера.

— От граждан поступают многочисленные жалобы на то, что после 20 часов очень трудно добраться в Северный район из других частей города, – говорит Лидия Кирдеева, до недавнего времени глава районной администрации, а теперь депутат городского Совета.  –  А в некоторые районы, например в район Звездного или Силикатный поселок, маршрутки вечером не ходят вообще.

Еще труднее приходится рабочим сталепрокатного завода. По информации председателя профкома орловского филиала ОАО «Северсталь-метиз» Ангелины Пиксаевой, сотрудникам завода и предприятий, расположенных на территории СПЗ, в последнее время все труднее и труднее добираться до работы. Дело в том, что троллейбус №9 («микрорайон – СПЗ»)  ходит редко, с большим интервалом, а в вечернее время не ходит вообще. Что же касается маршруток, то в результате конкурса их число уменьшилось примерно на треть. – Между тем в этой промышленной зоне расположены около шести десятков предприятий, – говорит Ангелина Пиксаева, – около четырех тысяч работников не могут добраться до сталепрокатного завода. К нам на завод должны ходить 32-я и 40-я маршрутки. Профсоюзная организация регулярно проверяет, как работает транспорт. 40-е маршрутки к нам не ходят. 32-е должны ходить с интервалом в 10 минут. На самом деле ходят с интервалом и в 30 и в 40 минут. И есть случаи, когда маршрутка не идет в город (хотя должна ходить до 909-го квартала), а крутится на микрорайоне, и «городские» не могут уехать. При этом в конце.09.мы направляли в городскую администрацию письмо с актом, где было указано, какие маршрутки нарушали график движения. Но после этого письма стало еще хуже.

Система не работает?

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ

Подобные жалобы жители высказывают практически всем депутатам территориальной депутатской группы. На днях, на заседании РТДГ Северного района, народные избранники переадресовали эти претензии городским чиновникам. К ответу призвали начальника «транспортного цеха» мэрии Виталия Гришакова.

Как пояснил господин Гришаков, по правилам, городской транспорт – неважно, муниципальный или частный, должен работать строго с 6-00 до 23-00. Но частникам правила, как видно, не писаны. Редкая маршрутка пронесется по улицам города ближе к одиннадцати вечера. А если и пронесется, то, как правило, номер ее будет трехзначным – то есть не из городского, а из областного реестра. И исправить эту ситуацию, по словам Виталия Гришакова, пока не представляется возможности.

—       Дело в том, что все факты нарушения графика движения и времени работы маршруток пока недоказуемы, – заявил глава транспортного комитета. – Чтобы контролировать работу перевозчиков, необходимо иметь систему спутниковой навигации, а такая система у нас пока не работает.

Система ГЛОНАСС на общественном транспорте в Орле действительно не работает. Хотя все необходимое оборудование городские власти уже закупили. Приборы спутниковой навигации начали устанавливать в автобусах и перевозчики – в скором времени этот процесс должен завершиться. Вот только обслуживать систему некому. Еще на прошлой сессии горсовета глава администрации Михаил Берников вышел к депутатам с предложением внести изменения в структуру мэрии. Проще говоря, сити-менеджеру требовалось ввести в штат нескольких сотрудников, которые работали бы в диспетчерском центре и следили бы за работой транспорта через ГЛОНАСС. Однако тогда депутаты рассматривать этот вопрос не стали – он так и остался открытым.

Однако отсутствие контроля далеко не единственная причина «маршруточного» произвола. Есть и другие. Так, например, маршрут до сталепрокатного завода вообще можно назвать гибельным: дорога здесь разбита донельзя, к тому же практически нет освещения, контактная троллейбусная сеть изношена до предела. Неудивительно, что перевозчики стараются гонять свои автобусы по этому бездорожью как можно реже – технику берегут.

— В 2011 году был сделан ремонт дороги, пусть он был ямочный, не капитальный, но он был, – возмущается Ангелина Пиксаева. – Почему сейчас дорога в таком состоянии? Значит, ремонт был некачественный? Кто-то поднимал этот вопрос? В 2011 году более двух с половиной миллионов рублей были выделены на освещение в этом районе – куда пошли эти деньги, если освещение полностью не сделали?

Как выяснилось, ремонтом дороги до СПЗ занималась «Спецавтобаза», которой руководит депутат горсовета Сергей Себякин. Он и пояснил председателю заводского профкома, что ямы залатали как положено, но… образовались новые. Так что работникам предприятий одной из крупнейших промышленных зон города остается надеяться лишь на то, что в следующем году дорога до СПЗ будет включена в программу капитального ремонта, как пообещал председатель облсовета Леонид Музалевский. А до тех пор придется помучиться…

Остальным жителям Северного района тоже, видимо, остается дожидаться лучших времен, когда городские власти найдут-таки способы контролировать работу городского транспорта и принимать соответствующие меры к нарушителям. Когда эти времена настанут, пока неясно.

Зато практически нет сомнений, что в ближайшее время (возможно, уже на октябрьской сессии) депутатам горсовета предложат рассмотреть вопрос о повышении цен на проезд. Увеличение тарифов – на что бы то ни было – всегда мера непопулярная. Впрочем, повышение цен с точки зрения экономической целесообразности обосновать можно – и даже очень убедительно. Но как объяснить, почему гражданин должен вместо 10 рублей платить 14 за поездку в маршрутке, которая идет не по графику и не по маршруту, хочет – едет, а хочет – не едет, и почему городская власть ничего с этим поделать не может – большой вопрос.

Татьяна Филёва

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ
Оцените статью
Орловская среда
Добавить комментарий